Одни слова для кухонь, другие – для улиц.
Илья Кормильцев
3 марта 2023 года компания OCS провела в самарской гостинице Лотте мероприятие по демонстрации передовых технологий ведущих вендоров, доступных на российском рынке.
Лично у меня та Перестройка ассоциируется прежде всего с тем, что не только слова для кухонь стало возможным произносить на улицах без риска загреметь по 70-й статье, но и телевизор стал говорить человеческим языком. Произошло это не в один день, и не потому что сверху скомандовали, потому как скомандовать такое невозможно. Наверху только намекнули, что больше не видят в нас врагов, рабов, шпионов и тому подобное, а видят, точнее, хотели бы видеть самостоятельных граждан, способных формулировать свои мысли. А вот с этим точно было туго, потому что одно дело потрепаться на той же кухне за «рюмкой чая», а другое – связно и аргументированно написать. В школьном сочинение ведь надо было написать то что положено, соответственно, и писались они «на отвяжись». А когда такая возможность представилась, получалось примерно так, как после ковида, когда меня в больнице подлечили и я рвался домой: казалось, что бегать буду, а вышел на свободу – еле ноги таскаю.
К тому же именно в Перестройку нам открылся большой мир, появились первые ПК, первые телеконференции. Пожалуй, про телеконференции надо сказать особо. Тогда они назывались телемостами и технически представляли собой две телестудии, работавшие в прямом эфире. Но главное: если в начале 80-х эти передачи были срежессированы до уровня официоза, то перестроечные телемосты внезапно показали, что они похожи на нас, а мы похожи на них, и что как мы не собираемся ставить под сомнение принцип нерушимости границ и вторгаться на чужие территории, так и они хотят жить с нами в мире. Дружить, сотрудничать, торговать, ездить в гости. Кстати, именно тогда появился, как его сейчас называют, мем «секса у нас нет». И говорит он, скорее, не об ангажированности публики и попытке вести какую-то пропаганду, а вот с этим самым неумением формулировать собственные мысли, бедным словарным запасом, незнанием смысла многих слов. Но когда есть возможность учиться, люди быстро учатся.
Это было потрясающее время, время оптимизма и надежд, которые во многом сбылись. Точнее, до определённого времени сбывались.
Нынешняя же «ИТ-Перестройка» была чем-то противоположным. Не было ни слова о том, что составляет основу любого сотрудничества, любых отношений – о доверии, контактах, переговорах. Речь шла исключительно про параллельный импорт, что само по себе является эвфемистическим новоязом, ибо означало не ввоз товаров параллельно с официальным каналом дилерами, уполномоченными на то правообладателем, а некий полулегальный провоз товаров без согласия бренда. Это как минимум делает невозможным предъявление претензий производителю если товар выйдет из строя, а максимум – позволяет производителю (разумеется, при наличии технической возможности) дистанционно отключать устройство, делая его неработоспособным.
В реальности же продавец, коим в данном случае является компания OCS, оказываясь конечным звеном в цепочке поставок, берёт все риски на себя. Берёт она на себя и всю техническую поддержку, но если гарантия, это про деньги, то техподдержка – про знания, которые создатель продукта передавал сервисным службам, обслуживающим эксплуатирующуюся технику. И не только знания: запчасти, обновления прошивок, самостоятельное решение наиболее сложных вопросов.
Плюс выключение российских потребителей из, пожалуй, главного тренда последних лет: сбора производителем множества данных о работе его оборудования по всему миру, их обработке, аналитике на основе искусственного интеллекта и выдаче рекомендаций. Вот как это выглядело в отношении продуктов компании HPE для нас совсем недавно.
А теперь – что же конкретно, какую именно Перестройку предлагает нам OCS в сложившейся ситуации.
В лучших традициях мероприятие началось с выставки достижений. В том, что и по количеству вендоров, и по количеству (а главное – качеству, технической новизне) экспонатов это не идёт ни в какое сравнение с тем, что было «до того как», каждый может убедиться, пройдя по ссылке, но если и в этом и есть вина собственно OCS, то очень и очень опосредованная.
Партнёров по аппаратной части было двое: «Гравитон» и «Катюша».
«Гравитон» представлял отечественные компьютеры… Ну, как отечественные:
ОС Windows, процессорная платформа Intel – всё то же, что было и до начала импортозамещения.
Новинкой для российского рынка были собственные (то есть собранные (спаянные) полностью из иностранных комплектующих, включая саму плату) материнские платы и планки памяти «Гравитон».
Хотя, как новинкой – ранее подобными вещами уже занималась компания «Формоза»: с 1994 года выпускала планки памяти, с 1997 материнские платы, а с 1998 ещё и видеокарты. Что называется – не взлетело. Выйти на мировой рынок и занять там какую-то нишу не вышло, внутри РФ «Формоза» (если кто не в курсе, это колониальное название острова Тайвань) тоже проигрывала тайваньским производителям, так что производство пришлось прекратить. По некоторым данным, смертельную рану «Формозе» нанёс разрыв с Intel, но здесь с уверенностью можно говорить только о самом факте разрыва.
Сейчас ситуация другая, и первостепенное значение имеет включение в реестр Минпромторга, а для этого компания должна выполнить некоторые требования, одно из которых – умение напаивать компоненты на плату. На самом деле это нисколько не приближает РФ к вожделенной импортонезависимости, ибо процессоры всё равно изготавливаются под контролем государств, официально называемых недружественными, но приказы не обсуждаются.
Ведущий менеджер отдела разработки клиентских решений «Гравитона» Александр Кисяков продемонстрировал наиболее отечественный компьютер – на процессоре «Байкал». При этом честно признался, что это чисто имиджевый ход, поскольку контрактный производитель процессоров тайваньская компания TSMC отказалась не только принимать новые заказы, но и отгружать уже произведённые процессоры, а тех двух тысяч экземпляров «Байкалов» что имеются в наличии на складах «Гравитона» совершенно недостаточно для начала продаж и развития линейки.
Также под брендом «Гравитон» выпускаются клавиатуры и мыши.
Были на выставке ещё ноутбуки разной степени беспородности, но в этой области уже и среди породистых зачастую сложно найти различия, настолько все различия перешли на характеристики компонентов: процессорной платформы, объёма оперативной и «дисковой» памяти. Конечно, среди этой «стаи дворняжек» мы не увидим OLED-экранов, которыми хвастает ASUS или рекордного времени автономной работы – но жить точно можно.
Были представлены и отечественные принтеры бренда «Катюша».
Надо сказать, что производитель особо и не скрывал истинное происхождение своих аппаратов, но по бумагам и здесь всё соответствовало требованиям государства к отечественности производимых изделий.
Перехожу к докладам.
Руководитель инфраструктурного департамента OCS Андрей Гурский начал своё выступление с того, что прежние шоу-румы превратились в поминальные залы,
из старых вендоров почти никто не остался, а новых почти нет. Поэтому выручить заказчика может только параллельный импорт, при котором OCS, как дистрибьютор с устойчивым финансовым положением и репутацией одно гарантирует точно – возврат денег в случае неудачи. Причём с фиксацией курса, если этого потребует заказчик.
И что, конечно, отсутствие правил само по себе нехорошо, но и в нём можно найти положительные стороны: теперь даже то, что вендоры никогда официально не ввозили в РФ, иногда удаётся ввезти. Конечно, остаются проблемы этики, но тут уж, как говорится, снявши голову, по волосам не плачут.
Обаятельный, руководитель отдела развития продукции NERPA, Алексей Мосин дополнил рассказ об этом направлении работы OCS важными подробностями.
Это те самые ноутбуки, которые были на выставке без всяких претензий на отечественность и попыток прописаться в реестре Минпромторга.
Серверы, в названиях и внешнем виде которых легко угадывается их истинное происхождение. И тут надо отметить, что не все бренды ввозятся в РФ с одинаковой лёгкостью, а некоторые (Cisco, Fujitsu) не ввозятся совсем.
Предлагаются услуги по разработке дизайна и фирменного стиля торговой марки заказчика, с последующим выпуском и упаковкой оборудования под этой торговой маркой (ложементы, коробки, штрих-коды, наклейки и маркировка, создание шильдиков и безелей). Гарантия, сервисные центры, формирование ЗИП-фонда – хотите это будет NERPA, хотите, только что придуманная для вас торговая марка, и всё это под ответственность OCS.
Региональный представитель бренда «Катюша» Дмитрий Журавлёв был предельно серьёзен, а его слова о том, что Катюша – чисто российская компания, звучали очень убедительно.
Пришлось нырять в глубины интернета, чтобы выяснить откуда эта «Катюша» взялась. Самые ранние сообщения, которые мне удалось найти, датируются 2016 годом и связаны с уникальной, не имеющей аналогов, технологией.
Полностраничная высокоэнергетическая капиллярная печать (ПВК печать) – это технология печати российского принтера “Катюша”, данная технология является революцией в области печати. Она позволяет печатать с фантастической скоростью, превосходным качеством и в несколько раз дешевле по сравнению с лазерными аналогами… И далее там же: «Ключевым моментом новой технологии печати принтера является использование неподвижной печатающей головки, которая реализует технологию ПВК печати».
На другом сайте сказано, что к 2018 году планируется использовать российскую память, изготовленную на российском заводе Микрон, чернила Алексинского химкомбината и процессор Байкал, разработанный российской компанией.
Обнаружился и сайт «Катюши» от 2016 года (в коде страниц), и это был не katusha-it.ru, который фигурировал на слайдах презентации, а другой - katusha-print.ru, но с тем же логотипом.
Поскольку в материалах упоминается, что в будущем, при взаимодействии с рядом ВУЗов и НИИ, для Катюши планируется создание собственной технологии печати (головки), а пока используется печатающая головка британского производителя Xaar plc, то возникает вопрос: так чья, собственно, это технология? Ибо саму технологию печати полностью определяет узел печати, а не футуристический дизайн корпуса и плиточный интерфейс à la Windows 8 (видимо, чтобы не пальцем, а ладонью нажимать).
Тем более, что двумя годами ранее компания HP уже вовсю продавала свои принтеры с технологией PageWide и выкладывала на YouTube рекламные ролики.
Чем закончилась затея с первым российским офисным принтером, мы и увидели: ни чипов оперативной памяти, произведённой на заводе «Микрон», ни головок от ряда вузов и НИИ, ни чернил Алексинского химкомбината, ни процессора «Байкал»… А ведь это азы, которые известны любому конструктору, о чём я неоднократно писал: сначала прорабатываются ключевые узлы, потом конструируется законченное изделие.
Почему они сделали всё наоборот, насколько они сами верили в то, что говорили, сколько денег было потрачено и из каких источников, всё это требует доступа к инсайдерской информации, какового у меня нет, но куда копать уже более-менее понятно.
Тем не менее, принтеры под брендом «Катюша» существуют, и компания OCS готова их продавать, так что если отвлечься от шашечек, то ехать вполне можно.
Менеджер по развитию продукта АйтиБастион Артемий Борисов рассказал о том, что можно было бы назвать наблюдением за наблюдающим.
Точнее, это наблюдение службы ИБ за тем, что делают сотрудники службы ИТ. Видимо, в наше сложное время эта задача стала актуальной.
Тему наблюдения продолжила руководитель направления CCTV OCS Екатерина Цатурова – только теперь это было про видеонаблюдение от Hikvision. И не только видеонаблюдение: в номенклатуре компании имеются специализированные коммутаторы, системы хранения, заточенные под видеоданные, видеостены и многое другое.
Ведущий менеджер отдела разработки клиентских решений компании «Гравитон» Александр Кисяков своим докладом существенно дополнил то, что мы могли видеть на выставке.
В ассортименте множество материнских плат, названия которых просто кричит об их отечественности: Кама, Печора, Ухта, Селенга, Ангара. На их базе есть ноутбуки и моноблоки разных диагоналей экрана, десктопы различных форм-факторов. Только вот что касается декларируемых российских технологий… пайка?
Подводя итоги года существования в новых условиях, можно ответить главное: лидеры мировой ИТ-индустрии вполне проживут без российского рынка (доля РФ в мировом ВВП в 2022 году составила менее 2% – примерно такая же доля РФ и в их поставках), а вот нам их продукты заместить нечем, к тому же за три десятка лет существования государства РФ эти продукты заняли ключевые места в экономике, да и вообще в нашей жизни. Поэтому хотим мы этого или нет, но нам придётся идти по маршруту, который построила компания OCS.