В этот раз мероприятие HPE ROADSHOW состоялось 30 сентября 2021 года в гостинице Лотте.
Самый центр, удобно добираться, а если бы ещё метро дотянули… впрочем Википедия пишет, что станция Театральная в нескольких шагах от Лотте откроется в 2024 году, так что проявляем осторожный оптимизм.
Традиционно, ожидаемо – и каждый раз праздник, который, как всегда, начался с выставки достижений как самой HPE, так и её партнёров. Даже раньше, с приветственного баннера, где вместо привычного главного партнёра, на платформах которого строится всё оборудование, появился другой, что сразу заинтриговало.
02
Редкая возможность походить по стендам и пообщаться с самыми разными людьми. На этот раз выделялся, похожий на лавку коробейника, стенд компании «СОНЕТ из Нижнего Новгорода», пройти мимо которого было просто невозможно – так зазывала посетителей обаятельная Екатерина Тарасова.
Однако в разговоре как-то сразу резануло слух «смешение французского с нижегородским». Разумеется, не в грибоедоском, а в современном смысле, когда с одной стороны компания продвигает решения мировых ИТ-лидеров, одним из которых, безусловно, является HPE, а с другой, в свете последних решений партии и правительства продвигает импортозамещение. Разумеется, это не вина компании – всем приходится крутиться в эти сложные времена, одновременно удовлетворяя потребности клиентов и демонстрируя лояльность к власти. Вспомнились хрущёвские времена и прочие колебания вместе с генеральной линией, и подумалось – нам не привыкать.
К счастью, на этой шероховатости всё и закончилось, и мы вместе вырулили на нормальный разговор.
Хотя все стенды были прекрасны, из своих, самарских не могу не выделить компанию Комплит – и не за какое-то особенное оформление, а за то, что они самые давние и самые лучшие партнёры HPE.
А теперь к делу. После приветственного слова представителя компании HPE в Приволжском Федеральном округе Нины Шульгиной, с докладом о том, почему новый портфель решений HPE наилучшим образом отвечает потребностям цифровой трансформации, выступил директор департамента подготовки технических решений Hewlett Packard Enterprise в России Александр Старыгин.
Сказал о том, что 22 % мирового ВВП создано благодаря цифровой экономике, хотя сразу возникает вопрос – как эти проценты посчитать? Как, например, отделить цифру от фотографии в цифровой фотографии?
На мой взгляд, сегодня уже сложилась такая ситуация, когда человека, не имеющего смартфона и не владеющего навыками работы с различными цифровыми устройствами, вряд ли возьмут на работу – от кассира в магазине до конструктора или исследователя. А коли так – вопрос уже не в процентах, а в самой сути.
Общий тренд развития ПО, как этот тренд не назови, связан с отсутствием привязки софта к железу.
Если на клиентских машинах это возможность переходить с устройства на устройство, продолжая работу или просмотр ролика, обеспечиваемая на сервере, то на серверах это разного рода виртуализация, достигшая такого уровня, что после контейнеризации даже появился термин Serverless – то есть «безжелезное» выполнение задач. Разумеется, на самом деле такого быть не может, приложения всё равно исполняются на каком-то железе, просто они стали настолько легко порхать с ядра на ядро, с сервера на сервер, из ЦОДа в ЦОД, что кто-то решил, что такая метафора имеет право на жизнь.
Очевидно, что программные контейнеры требуют такой же стандартизации своих «габаритных и присоединительных размеров», как и контейнеры грузовые – только при таких условиях появляется возможность их автоматической транспортировки и перевалки. Все игроки рынка встраиваются в эту цепочку, однако такие монстры как HPE здесь имеют преимущества, поскольку они делают это не вынужденно, приспосабливаясь к «спущенным сверху» стандартам, а сами эти стандарты разрабатывают и внедряют первыми в своих решениях.
Важным следствием такого «порхания» является возможность лёгкого переноса приложений с собственного железа на арендованное (Public Cloud) и почти такой же лёгкий «переезд» от одного облачного провайдера к другому, как и между интернет-провайдерами. Как видно из этого графика аренда резко пошла вверх и по прогнозам будет увеличиваться не только сам объём, но и скорость его роста (вторая производная).
Если хранить обработанные данные принято в надёжных местах на специализированных устройствах, то с их обработкой возможны варианты.
Оптимум достигается учётом вычислительных, хранительных и коммуникационных возможностей устройств, находящихся в цепочке, и в целом вопрос ставится так: сделать это на месте или передать на следующий уровень? Например, когда мы называем адрес навигатору, лучше преобразовать звук в текст непосредственно на смартфоне или передать на распознавание серверу? Где рассчитать оптимальный маршрут, где генерить картинку, где хранить голосовые подсказки («поверните налево», «продолжайте движение прямо»…)? Высший пилотаж – это когда такие вещи могут перемещаться динамически, например, в зависимости от загрузки сети или уровня приёма сигнала от базовой станции.
Конечно, хотелось бы увидеть представителей Intel и AMD рядом, чтобы сравнить аргументы сторон, но, к сожалению, они всегда стараются держаться друг от друга подальше, и если уж в этот раз HPE выступает вместе с AMD, значит разговор будет исключительно об AMD.
И, разумеется, сегодня AMD будет впереди планеты всей, об этом прорыве в серверном бизнесе нам и поведал представитель компании в РФ Павел Станавов.
Речь шла о процессорах AMD EPYC третьего поколения, изготавливаемых по 7-нанометровой технологии. И здесь кроется первая засада. Дело в том, что этими нанометрами на самом деле не очень понятно что измеряется. То ли размер одиночного транзистора, то ли шаг между транзисторами вдоль линии, то ли расстояние между линиями – а ведь важно всё, и каждый параметр оказывает своё влияние. И тут выплывает интересная информация, которую я сначала получил по каналам, на которые не имею права ссылаться, а потом прочитал в Википедии. Вот она:
Согласно интернет-изданию Russian Tom’s Hardware Guide, с помощью первого поколения 7-нм техпроцесса TSMC может разместить 66 миллионов транзисторов на квадратном миллиметре, в то же время с помощью 10-нм техпроцесса Intel может разместить на аналогичной площади 100 миллионов транзисторов.
Здравый смысл подсказывает, что плотность размещения транзисторов будет более объективной величиной, где пространства для пиара будет поменьше – ведь любой независимый эксперт может просто взять да сосчитать эти транзисторы «по головам». И, как можно увидеть, этот подсчёт даёт парадоксальный результат. Нетрудно заметить и упоминание о поколениях, когда при одних и тех же нанометрах увеличивается плотность размещения. Звучит примерно так же, как если бы мы сказали, что шариков диаметром 1 мм на 1 кв. см мы можем разместить 100 штук, а вот миллиметровых шариков второго поколения…
Тем не менее, с «попугаями», в которых измеряются характеристики процессором, всё в порядке, если AMD и не кроет Intel как бык овцу, то уж точно превосходит, за что и получил оценку от HPE.
Это сравнение было не единственным, что само по себе говорит о том, что какого-то абсолютно объективного критерия быть не может. Что же касается самого быстрого процессора в мире, так Мрiя и по сей день остаётся самым грузоподъёмнынм самолётом, а Concorde самым быстрым – и что толку?
Хотя главный судья – конечно, рынок, а здесь у AMD пока скромные 15%, которые планируется довести до 20%. Но и это хорошо, а то скучно наблюдать, как Intel десятки лет соревнуется сам с собой.
Доклад Николая Кычанова носил очень длинное название: «Alletra. Новый подход к хранению и обработке данных. HPE Storage Central, новые all-NVMe системы хранения Alletra 6000 и Alletra 9000. Primera и Nimble в новом портфеле решений». Alletra позиционируется как первая СХД на NVMe на шине PCIe 4, что подразумевает покупку на вырост, ибо на сегодня пропускная способность PCIe 3 не является узким местом. Но вот что может представлять этот «вырост» – непонятно. То ли политкорректность и обязательства перед AMD не позволили назвать Intel Optane, то ли, в самом деле, он некорректно работает в дисковых массивах, только эта интрига осталась.
Но Allerta, это не только и не столько скорость, здесь HPE претендует на нечто большее. Так на самом деле это или нет, покажет только будущее, пока могу лишь показать картинку и процитировать текст презентации: «В основе уникальных функций HPE Alletra лежит решение HPE InfoSight, предоставляющее самые передовые в отрасли возможности ИИ для инфраструктуры. Благодаря облачному машинному обучению HPE Alletra предоставляет предиктивную модель поддержки и управления, позволяющую предугадывать и устранять проблемы в масштабе всей инфраструктуры — от системы хранения данных до виртуальных машин». И что ещё интереснее, HPE обещает абсолютную, стопроцентную отказоустойчивость системы, а не добавляет очередную девятку после нуля.
Менеджер по серверным решениям Hewlett Packard Enterprise в России Александр Светлаков: «Эволюция серверных решений HPE и выход HPE ProLiant Gen10 Plus на основе процессоров AMD».
Прежде всего хочется отметить полное отсутствие какого-либо упоминания о блейд-серверах, а мне очень любопытны такие зигзаги технической мысли: сегодня это наше светлое завтра, а завтра про это уже никто и не вспомнит.
Хотя, это же только конструктив, компоновка, где-то рядом с ценовой политикой, и гибкость вычислительной конфигурации от его изменения не сильно страдает.
Как и в отношении СХД, здесь тоже упор на предикативную реакцию, аналитику, и, в конечном счёте, надёжность, отчего HPE ProLiant Gen10 / Gen10 Plus сам вендор считает самым защищённым сервером в мире. И самым управляемым, что связано. Только посмотрите, сколько всего они накрутили вокруг классического железа с софтом.
«Полная трансформация портфеля технической поддержки решений НРЕ. Что такое полная забота или Complete Care» - ох уж мне эти трудности перевода, ну разве носитель русского языка добровольно скажет «полная забота»?
Тем не менее, доклад менеджера по развитию сервиса («сервисных услуг» я, наверное, мог бы написать только под пытками) Михаила Парамонова представлял интерес. Например, переосмысление позиционирования техподдержки. Если в 1990 году ставилась задача оперативно реагировать на обращения заказчиков, то в 2012 году приоритетом стало упреждение инцидентов – когда всё ещё формально исправно, но появились первые звоночки, которые техподдержка вендора должна услышать раньше тех, кто эксплуатирует технику. Разумеется, HPE не единственная компания, принявшая на вооружение такую стратегию, и ИТ – далеко не единственная индустрия, где это применяется. В разное время я слышал об этом от станкостроителей, авиадвигателестроителей… самолёт штатно приземляется, а к нему уже бегут специалисты Rolls-Royce, потому что в полёте двигатель выдавал не вполне обычную информацию – не аварийную, но тем не менее.
При этом, конечно, учитывается специфика – и HPE предлагает расширение возможностей самообслуживания и упрощения доступа к специалистам компании для реализации всех возможностей приобретённого заказчиком продукта. Предлагается на выбор три основных варианта: Critical (круглосуточная гарантия восстановления работоспособности за 6 часов), Essential и Basic (выезд специалиста в рабочее время).
Используются все виды современных коммуникаций и способов общения, причём не отдельно каждый сам по себе, а комплексно, чтобы в каждой ситуации можно было выбрать то, что подходит более всего.
После таких докладов лучше понимаешь, что смысл не во владении техникой, а в возможности её использования, и качество техподдержки не менее важно, чем характеристики оборудования.
Отдельное направление – гиперконвергентные решения HPE, о которых рассказал Александр Фотеев.
Тот же единый подход к управлению, тот же InfoSight для сбора данных о работе систем, и при этом сочетание высокой производительности с гибкостью конфигурирования и удобства управления.
Портфель гиперконвергентных решений HPE включает как модели, выросшие из серверов, так и те, предками которых были СХД. Плюс, конечно, встраивание в облако.
Решение по предоставлению оборудования в пользование заказчику в HPE имеет собственное название – Greenlake. Скорее всего это название было придумано как созвучное Skylake, Cofee Lake, Kaby Lake, Amber Lake, Alder Lake. Концепция поменялась, а название осталось как напоминание о золотом веке ИТ.
Классическая картинка, которая объясняет, почему выгоднее арендовать, а не владеть. Хотя на самом деле дискуссия по поводу «иметь или не иметь», наверное, вечная, и решать вопрос надо в каждом случае индивидуально.
О резервном копировании с использованием нового поколения систем HPE StoreOnce рассказал Александр Грубин.
Принципиально здесь, конечно, ничего не изменилось: то же правило 3-2-1, следование которому убережёт от потери данных.
Но, как всегда, есть нюансы. Совершенствование процедур копирования, дедупликация и другие способы уменьшения объёмов резервных копий без ущерба для надёжности. Возможность делать копии напрямую из приложения существенно упрощает жизнь системного администратора. В этом случае ему вообще не надо знать какие данные использует приложение, потому что оно само это знает и скажет агенту копирования.
Выступали и представители самарских компаний: от «Комплита» Константин Хлобостов
от «Аксуса» Вячеслав Ратушный.
Наконец, неотъемлемая часть подобных мероприятий – неформальное общение и новые знакомства. Остаётся надеяться, что нас не сломает ни ковид, ни другие напасти, и через год HPE вновь удивит и порадует.