Новый год на Земле,
Новый год в бутылке,
Новый год на столе,
В ложке и на вилке.
Третий попавшийся мне под руку спецвыпуск «Компьютерры» был от конца 2003 года и назывался «Зимние подарки», а редакторская статья – «Новогодний компьютер». В ней автор рассказывает, как от машинного времени больших ЭВМ мы (то есть человечество) перешли к домашнему компьютеру, и теперь предстоит следующий шаг: сделать компьютер по-настоящему персональным, то есть по компьютеру на каждого члена семьи, и Новый год – прекрасный повод для решения этого вопроса.
Ирония состоит в том, что глобальные аккаунты, позволяющие с одной стороны сделать на одном компьютере несколько рабочих столов со всем их содержимом, а с другой стороны – пересаживаться с одного компьютера на другой, не вставая со своего рабочего стола, появились намного позже. А пока, в 2003 – только так, по физическому компьютеру на каждое физическое лицо. И по возможности никого за свой не пускать, а то, жалуется автор, пустил человека почту посмотреть, а потом не мог ничем вывести ярлык mail.ru на рабочем столе.
Дальше, как было принято в те времена, идёт подробное объяснение кому какой компьютер нужен. Apple или «обычный», ноутбук или десктоп… Рекомендация по выбору монитора такая: ЖК, конечно, компактнее, но по всем остальным параметрам уступает ЭЛТ. С чем я на тот момент был абсолютно согласен – ЖК, для того чтобы сравняться, а затем превзойти ЭЛТ, надо было пройти долгий путь эволюции.
Большим для десктопа считался объём оперативной памяти 512 МБ и диска на 160 ГБ – сегодня и смартфонов с такими характеристиками не встретишь. Для творцов медиаконтента: наличие портов IrDA, FireWire (1394), пишущий DVD-привод, звуковая карта Creative Audigy2 (желательно внешняя типа NX), карта видеозахвата от Pinnacle ценой около $1000. Тут же и видеокамера, которая пишет на магнитную ленту. Просто фантастика от скольких трат и усилий мы сегодня избавлены: сняли на смартфон, скопировали файлы на SSD компьютера – и твори штатными средствами Windows домашние нетленки.
«Мода на шлемы (виртуальной реальности – В.Б.), не успев одержать окончательной победы, мало-помалу сошла на нет» – возможно, это была первая волна такой моды, но сколько ещё их было потом! И если наушники прижились, то разного рода очки виртуальной или смешанной реальности, по сути, так и остались в стадии эксперимента.
О периферии. Сетевой принтер ещё экзотика, не говоря уже о беспроводном (Wi-Fi), МФУ нет и в проекте. Вообще МФУ появились, а затем вытеснили классические копировальные аппараты, когда передача изображения по проводам с запоминанием (для нескольких копий) стала дешевле организации оптического тракта от сканирующего блока к печатающему – это была революция. Веб-камера упоминается, но как экзотика, дорогая и сама по себе, и требующая скорости интернета, недоступной большинству пользователей. О планшетах Wacom автор говорил, как о чём-то совершенно необходимом для серьёзной работы, ибо мышкой никогда не нарисуешь так как пером.
В рекламном блоке интересны цены на мониторы. Если 19” ЭЛТ стоят в диапазоне $300 - $350, то цена за 19” ЖК зашкаливает за $1000, а Samsung 240T с диагональю 24” и временем отклика 25 мс так вообще стоит $4500. Сегодня цены на мониторы диагональю 24”, матрицей IPS и временем отклика 5 мс начинаются с величины менее $100 – неплохой прогресс.
В статье «С мобильным Новым годом!» автор в первую очередь делит ноутбуки на трёхшпиндельные (жёсткий диск, оптический привод, флопповод для дискет), двухшпиндельные (без флопповода) и одношпиндельные (только с жёстким диском). Сразу следует отметить, что в современных ноутбуках «шпиндели» вообще отсутствуют (жёсткий диск (HDD) уступил своё место твердотельному накопителю без подвижных частей (SSD)). Следует сказать, что некоторое время назад появились ноутбуки вообще без подвижных частей, даже без вентиляторов, но они, что называется, не взлетели, хотя я сильно на это рассчитывал.
Упоминаются «дескноуты» – компьютеры в ноутбучных корпусах, чаще без аккумуляторов, созданные с использованием компонентов от настольных машин. Не взял бы в руки этот журнал, даже и не вспомнил бы об этой тупиковой ветви эволюции. Технология Intel Centrino упоминается так, будто автор то ли где-то о ней слышал, то ли видел на выставке. А ведь именно она дала ноутбукам настоящую мобильность, соединив в себе возможность работать в сети (сначала локальной, а через неё выходить и в интернет) без проводов и делать это длительное время. На самом деле, используемый в первом поколении Centrino процессор Intel Banias (Pentium M) был первым истинно мобильным процессором, потребляющим малую мощность. Правда, говорится о том, что с появлением Pentium M потеряло смысл производство процессора Transmeta Crusoe, построенного на тех же идеях, что и отечественный Эльбрус. Так что недавнее возрождение Эльбруса – это не попытка войти в ту же воду, а наступание на те же грабли.
Упоминаются в статье также субноутбуки и планшетные ноутбуки, которые редактор «Компьютерры» окрестил «планшьютерами» – но тоже как экзотика. Кстати, упомянутые ранее ноутбуки без подвижных частей как раз и были такими планшьютерами.
Во внешнем виде ноутбуков обращает на себя внимание просто огромная толщина и небольшой размер тачпада, причём не некоторых моделях тачпад вообще заменён какими-то кнопочками и тачпойнтами. Самые крутые ноутбуки – с активным экраном и входящим в комплект пером. Порты: USB как правило первого поколения, IEEE 1394, принтерный порт LPT, инфракрасный IrDA, VGA, Ethernet 10/100, в обязательном порядке телефонный разъём RJ-11 для факс-модема, Wi-Fi стандарта 802.11b у тех, чья цена зашкаливает за $2000.
В статье «Компактный PoDAрок» рассказывается о том, как лидеры ИТ PoDбирались к созданию смартфонов, ещё не зная об этом. Речь, разумеется, идёт о PDA - Personal Digital Assistant, устройстве, не претендующем на звание «компьютер», что-то вроде записной книжки с расширенными, против бумажной, возможностями. Впрочем, в русском языке, где аббревиатуры не столь популярны как в «американском», эти устройства получили название карманных, а чаще – наладонных компьютеров.
Здесь главный уровень деления не по количеству шпинделей (тем более что их и нет), а просто по цене: до $150, от $150 до $300, от $300 до $600 и выше $600. Параллельно – ОС, коих на тот момент было две: PocketPC от Microsoft и PalmOS от одноимённой компании. Упоминается и Linux, но, скорее, в качестве экспериментов некоторых вендоров.
Самое важное, что надо знать о наладонниках – они были не самостоятельными устройствами, а неким довеском к настоящим компьютерам, примерно как сейчас умные часы являются довеском к смартфонам. Поэтому первое, что должен был уметь наладонник – это дружить с Windows, а значит PocketPC находились в привилегированном положении.
Что касается аппаратной части, здесь мы видели конкуренцию процессоров Motorola (DragonBall разных версий), Texas Instruments (семейство систем на кристалле OMAP – Open Multimedia Application Platform — открытая платформа мультимедийных приложений) и даже Intel XScale. Однако нельзя сказать, что конкурировали компании серьёзно, поскольку объём выпуска наладонников был близок к символическому. Корпорация Intel вообще продала это направление компании Marvel в 2006 году. Уже в 2008 году в Intel, похоже, спохватились, и даже вышли на рынок смартфонов, но занять достойное место там уже не получилось, а собирать крохи для такой корпорации даже унизительно.
Объём оперативной памяти (ОЗУ) больше 100 мегабайт только у самых продвинутых, а значит и дорогих (более $500), объём ПЗУ и того меньше, и для хранения данных предлагалось купить флешку. Разумеется, никаких облаков, автоматической синхронизации и страховых копий – есть соединение с компьютером, вот и разбирайтесь.
Экраны по большей части были разрешением 160*160 пикселей, к тому же часто монохромные, что также не способствовало их популярности.
Наверное, это можно назвать фальстартом, однако эти уродцы (в рекламном блоке их представлено с дюжину) выявили над чем нужно поработать, и, как мы сегодня знаем, инженеры, главным образом Кремниевой долины, сработали так, что результаты превзошли самые смелые ожидания.
Наверное, главным вопросом остаётся – что же мешало на том этапе встроить в эти устройства телефон. Не навигатор, не камеру, а простой телефон – проще же носить с собой одно устройство, чем два, и наличие телефона точно подняло бы популярность. Сейчас в это трудно поверить, но это мода. В то время ходила шутка: единственная вещь, которой мужчины хвастаются «у кого меньше» – мобильный телефон, а значит «лопата» точно умалит мужское достоинство. И даже когда в 2013 году я подарил жене смартфон с диагональю 6,3”, то сильно сомневался в том, что мой подарок придётся ей по душе – уж слишком необычен был по тем временам такой размер и масса 200 грамм. Так мода на годы затормозила технический прогресс в самой, казалось бы, утилитарной области.
Я не планировал делать материал какого-то определённого объёма, но нахлынули воспоминания, захотелось многое сказать, поэтому статью пришлось резать на две части, и вторую часть можно прочитать по ссылке.