Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.

А.С. Пушкин

Я не планировал делать материал какого-то определённого объёма, но нахлынули воспоминания, захотелось многое сказать, поэтому статью пришлось резать на две части, и первую часть можно прочитать по ссылке.

В статье «Дары волхвов II» (что было в первой серии – не знаю) – агитация за цифровые камеры. Мол, пора отказываться от плёнки и переходить на цифру. Пожалуй, не в одной другой области революция не происходила так быстро. Самым наглядным свидетельством этого является судьба компании KODAK. Она ещё в 1976 году создала первую цифровую камеру, но до 2009 года держалась за плёнку, что и привело её к полному краху.

Зато на рынок цифровой фотографии ринулись не только те, кто, как Canon, Minolta или Nikon, которые в этом деле, что называется, собаку съели, но и компании, почуявшие запах денег: Genius, Sony, Epson, HP, Casio. А поскольку заработать хотелось побольше, появилось множество форматов носителей, самым экзотическим из которых, пожалуй, был IBM CF Microdrive – жёсткий диск в форм-факторе карточки CompactFlash (создан в 1999 году с объёмом 170 МБ, в 2003 году выпущена модель с объёмом 2 ГБ) К тому же на тот момент цифровая фотография не мыслилась без соответствующего качества принтеров, а «старые» плёнки предлагалось переводить в цифровой архив с помощью сканеров – вся эта периферия вместе с камерами в изобилии представлена в рекламном блоке.

Эпоха перемен. Подарки. Часть 2. Статья Владислава Боярова. 23.01.2024 г.

Были и совсем экзотические для сегодняшнего дня аксессуары: например, цифровой фотоальбом Epson PhotoPC P-1000 с жёстким диском (да, с тем, который крутится) на 10 ГБ и разрешением экрана 640*480. Только представьте, сколько всего было придумано до того, как смартфоны своим появлением отправили всё это в утиль (в лучшем случае – в музей).

«Что в год грядущий мы приготовим» - это про ту «мелочёвку», что не заслужила отдельной статьи. Видеокамеры с записью на магнитную ленту наиболее популярны, кассеты у них разных форм-факторов, а записи разных форматов – тот ещё зверинец. Есть и камеры с записью на оптический диск – DVD. Причём на это время пришёлся пик борьбы форматов: DVD-R и DVD+R. Победила дружба: в конце концов производители приводов стали делать их всеядными, но на тот момент покупателю предлагалось делать ставки, и это касалось не только камер, но и рекордеров. Следующая категория устройств – DVD-плееры. Помнится, в то время я вывел изображение с компьютера на телевизор (кинескопный, плоские появились позже), звук на 5-канальный ресивер, однако оказалось очень неудобным каждый раз подходить к компьютеру для того, чтобы поставить воспроизведение на паузу. Со временем я сдался и купил отдельный DVD-плеер. Надо сказать, что с DVD фактически начиналось цифровое видео с сопровождающим его многоканальным звуком. Если физика виниловых дисков позволяла записывать только 2 канала (попытки впихнуть на винил 4 канала с помощью технологий SQ и CD-4 потерпели неудачу, хотя я лично видел в львовском магазине «Трембита» четырёхканальные усилители), то цифровые форматы этих ограничений не имели. В это же время пришло осознание того, что человеческое ухо не понимает откуда исходят низкие звуки, это позволило изъять «лопухи» из колонок, сделать сабвуфер: так появился формат 5.1.

Этот формат требовал соответствующего комплекта колонок, а значит, появились и колонки, которым был посвящён следующий раздел статьи. И хотя «Компьютерра» – журнал компьютерный, здесь речь шла уже о том, что принято называть бытовой аппаратурой, правда, частично (ибо сами «звукоизлучатели» могут быть только аналоговыми – как классические музыкальные инструменты или наши голосовые связки) переехавшей на цифру.

Не ожидал, что статью о телефонах «Новогодний Мобилион» буду читать с таким интересом. Тем более что главное уже написал: телефон не был встроен в наладонный компьютер только потому, что и производители, и потребители считали одним из главных (а по одёжке встречают) качеств телефона компактность. Отсюда пошли разного рода «раскладушки» и «сдвигушки» – потому что на одной грани перестали помещаться экран и клавиатура одновременно.

Эпоха перемен. Подарки. Часть 2. Статья Владислава Боярова. 23.01.2024 г.

Например, у изображённого на картинке LG G7030, размеры 85*45*23 мм, что ощутимо меньше той мышки, которой я сейчас пользуюсь. И скорее всего это не предел, потому что, честно говоря, взял первое, что на глаза попалось. Но если бы борьба шла исключительно за габариты, это было бы не интересно. Например, в самые дорогие модели производитель встраивал фотокамеры (про видео и не мечтали), появление которых гневно осудил автор статьи. Мол, качество никакое, использовать это непонятно зачем, а трудовую копейку эти буржуинские маркетологи с нас сдирают. И не просто копейку: разница между моделями Alcatel с похожими названиями и идентичными характеристиками составляют $90, что на нынешние деньги около 9 тысяч рублей. И это ещё гуманно: большинство производителей не предоставляют выбора: хочешь телефон с определёнными характеристиками – выкладывай деньги и за камеру. Какие же это характеристики (габариты само собой)?

Отправка мультимедийных сообщений в особом телефонном формате MMS. Сейчас мы привыкли к тому, что можно отправить любой файл любым способом (по электронной почте или мессенджеру на выбор), но так было не всегда. Каждое MMS тарифицируется, при этом цена доходит до $0.5. Есть протоколы WAP и GPRS, этакий недоинтернет с кучей заморочек и попаданий «на бабки».

Отдельных денег стоит и цветной экран: для текстового режима не имеющий ценности, но демонстрирующий важный штрих к имиджу владельца.

Полифония. Так же, как первые мониторы и принтеры получали не графические изображения символов, а их коды, звуковые системы получали коды звуков, некие электронные ноты. Так вот сначала это было как игра одним пальцем, а полифония – это уже аккорды. Толку от них ещё меньше, чем от цветного текстового экрана, но имидж владельца полифония демонстрировала ещё до того, как он доставал телефон.

Вот так: получается статусный аксессуар, что-то вроде часов, где владельца заботит не точность хода (куда она денется), а произведённое на окружающих впечатление.

Статья «Упакованная музыка» – это про цифровые плееры, пришедшие на замену аналоговым виниловым дискам и магнитным лентам. А «упакованная» – потому что появились возможности сжимать звуковые файлы, и чем дальше, тем качественнее это делать. Имеется в виду сохранение приемлемого (для кого и чего – вопрос отдельный) качества при уменьшении объёма. Или получение приемлемого для хранения объёма при сохранении приемлемого качества. И тут нас ожидает самое главное открытие: контент оторвался от носителя и может быть скопирован сколько угодно раз без потерь. Поверьте: поколение, выросшее на записях Высоцкого, где было непонятно где хрипит исполнитель, а где хрипит фон, накопившийся за бессчётное количество перезаписей, было просто в шоке. Скорее всего, тогда и появился мем «а что, так можно было?». Стало можно. В самом начале журнальной статьи упоминается связанный с этим расцвет пиратства. Раньше ведь человек хвастал обложкой фирменного альбома Deep Purple, подразумевая, что в нём лежит фирменный диск идеальной сохранности с оригинальным качеством звука, в теории недостижимым даже при первой перезаписи на компакт-кассету, а теперь каждый получит возможность иметь то же самое за смешные деньги. Я знаю, что и сегодня существует торговля винилом и оригинальными CD, но узок круг этих консерваторов и страшно далеки они от народа.

Эпоха перемен. Подарки. Часть 2. Статья Владислава Боярова. 23.01.2024 г.

Дальше всё просто. Поскольку флеш-память ещё стоила негуманно, самым популярным носителем были компакт-диски (CD) объёмом 700 МБ, а устройствами – мобильные проигрыватели на батарейках (аккумуляторах), диаметр которых был немногим больше самого носителя. Рынок тут же отреагировал на это нарядными сумочками с отделением для проигрывателя и десятка дисков. При сжатии с максимальным (по моему мнению, так идеальным) сохранением качества (битрейт 320 кбит/с) та самая 9-я симфония Бетховена, под которую был создан аудио-CD, занимает менее четверти диска. Если же речь идёт об аудиокнигах, то их можно сжимать в 10 и более раз.

Появились и автомагнитолы с приводом для CD.

Если выбирать плеер со встроенными флеш-носителями за сопоставимые деньги, их объём будет меньше половины CD. Однако у них была своя ниша. Например, я закачивал на свой флеш-плеер записи радиопередач и слушал их на прогулке.

Статью «Итоги года. «Deluxe Edition»», посвящённую играм, я упомяну, но анализировать не буду, ибо моё увлечение началось и закончилось Тетрисом, а потом мне интереснее стало создавать свои миры, чем вживаться в чужие. Не хвалюсь и не раскаиваюсь – просто так вышло.

Завершает номер статья «Свалка ненужных вещей» о том, что ИТ-подарки морально устаревают ещё до того, как их подарят, и потому дарить надо свои рукоделия, хотя бы собственноручно сделанную и отфотошопленную фотку одариваемого. Особенно досталось в статье 100-мегабайтным дискетам для Zip-драйва, который должен был прийти обычным флопповодам, да так и не пришёл. С одной стороны, это ещё один пример тупиковой ветви, о которых немало написано даже в одной этой статье. С другой – на определённом этапе эта штука была для меня настоящим спасением. Мы тогда делали систему для строительных организаций с огромной базой справочной информации. Пару десятков дискет по 1,44 МБ и читать долго, и вероятность того, что одна может не прочитаться, весьма высокая. Так что Zip-драйв окупился у меня по полной.

Возможно, это главное, что нужно сказать об ИТ в целом. Это динамичная экосистема, в которой одни выживают, другие погибают, одни технологии идут на корм другим, и всё это происходит в глобальном масштабе и с огромной скоростью. А значит первое, самое необходимое условие: вписаться в этот глобальный процесс и двигаться вперёд с его скоростью. На вас может быть жёлтая майка лидера, вы можете уйти в отрыв или всего лишь сидеть у кого-то на колесе, но пока вы не отстали от группы с вами всё в порядке. И в 2003 году дело обстояло именно так.

----

Эпоха перемен. Подарки. Часть 1.

Эпоха перемен. Подарки. Часть 1. Статья Владислава Боярова. 19.01.2024 г.

Эпоха перемен. Подарки. Часть 2.

Эпоха перемен. Подарки. Часть 2. Статья Владислава Боярова. 23.01.2024 г.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть третья, объединительная

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.