19 октября 2023 года в Самаре состоялась конференция, которая, на первый взгляд могла быть интересной только ограниченному кругу лиц. В самом деле, многие ли запускают франчайзинговые проекты? К тому же это должны быть солидные компании, поднаторевшие в бизнесе, наладившие работу своих «метрополий» и имеющие штат бухгалтеров, маркетологов, юристов и прочего подобного персонала.
Однако всё оказалось намного интереснее и, если так можно выразиться, универсальнее.
Потому что, как отметил патентный поверенный РФ, региональный директор фирмы «Городисский и Партнеры» (Владивосток) Николай Птицын, «Масштабирование бизнеса через франшизу – только один из способов масштабирования. Есть другие способы: создание группы компаний, холдинга, открытие филиалов или обособленных подразделений». Однако преимущества франчайзера – быстрый рост без существенных расходов, дополнительный доход от продажи франшизы, захват новых регионов, рынков сбыта, усиление рекламы, сохранение контроля, минимализация рисков. Также ситуация выгодна и для пользователя, франчайзи, который имеет возможность быстрого старта, получает готовый набор инструкций, рекомендаций, документаций, обучения от правообладателя, участие в общей рекламе. Франчайзи присоединяется к известному бренду и не нарабатывает репутацию с нуля.
Но тут начинается самое интересное. Потому что если «обычная» компания похожа на тоталитарное государство, в котором его лидер (вождь, фюрер, кормчий) отдаёт обязательные к выполнению команды, то франчайзинговая сеть – это государство правовое, где действуют законы, и где франчайзинговые подразделения обладают «магдебургским правом». То есть главные договорённости происходят «на берегу», до начала деятельности, и от того, насколько разумно и чётко они прописаны, в первую очередь зависит успех сотрудничества. Разумеется, это дисциплинирует обе стороны, заставляет более тщательно продумывать свои планы. Но самое интересно в том, что даже если у компании подобных планов нет, всё равно полезно будет формализовать то, что чаще всего есть только в головах руководителей.
С темой «Как не ошибиться при покупке или продаже франшизы?» выступила партнёр фирмы «Городисский и Партнеры», юрист, патентный поверенный РФ, руководитель офиса в Новосибирске Наталья Николаева. И все эти ошибки так или иначе связаны именно с недостаточной формализацией: отсутствие маркетингового плана, недостаточно хорошее понимание репутации бренда, отсутствие контроля качества и пр. Говорила она и об обязательном проведении ревизии – ну а кому вообще ревизия мешала?
Патентный поверенный, юрист фирмы «Городисский и Партнеры» Дмитрий Семихвостов выделил ещё одну группу объектов, которые могут включаться в договор франшизы – это технические решения, которые целесообразно патентовать в качестве изобретений либо полезных моделей: «Заявку на патент нужно подавать сразу же, как вы что-то придумали». На мой взгляд, это заявление достаточно спорное, потому что для начала придуманное надо «сделать в железе», испытать, оценить перспективы – и уж точно не всё придуманное заслуживает того, чтобы вкладывать в него ресурсы. Тут, как обычно, надо всё делать в разумных пределах. Отдельная сложность в понятии термина «дизайн» – значение этого слова в русском языке сильно отличается от значения слова «design» в английском, о чём непременно надо помнить. «Есть также авторское право, которое многие упускают из виду. Объекты авторского права не требуют какой-то регистрации» – отметил докладчик. Однако это означает, что автору самому придётся собирать доказательства приоритета, при этом может оказаться, что кто-то запатентовал решение, ничего не зная о том, что это было создано до него.
С темой «Новый инструмент борьбы с контрафактом: как он работает» выступил руководитель группы защиты брендов фирмы «Городисский и Партнеры» (Москва) Дмитрий Русаков. Сложность здесь в том, что конкурент не всегда использует точно такой же товарный знак, при этом сам термин, выбранный в качестве товарного знака, может являться общепринятым в данной области. Для решения этих проблем фирма «Городисский и Партнеры» создала специализированный софт, позволяющий проводить мониторинг всего интернет-пространства, в том числе и социальных сетей, причём это касалось и тех правообладателей, которые ушли с российского рынка. Некоторые сложности вызывали социальные сети, запрещённые в РФ и даже названные экстремистскими организациями, но и здесь выход был найден.
В целом специалисты фирмы «Городисский и Партнеры» показали, что юриспруденция является для бизнеса примерно таким же языком, каким является математика для физики: хотите не просто объяснять на пальцах, а грамотно формулировать – учите язык. И это, наверное, самое ценное, что можно было вынести из этого мероприятия.