Анализируя социально-экономическую ситуацию в сентябре 2015 года, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил: «Несмотря на текущий, во многом кризисный характер этих отношений, восстановление сотрудничества все равно неизбежно. Россия не собирается покидать Европейский континент ни экономически, ни политически, ни ментально. С тех пор как Екатерина II в «Наказе комиссии по составлению нового уложения» подчеркнула: «Россия есть Европейская держава», прошло почти 250 лет, и это, при всех гигантских переменах в мире, остается и будет оставаться истиной. Никто не должен рассчитывать оторвать нас от европейской цивилизации со всем ее культурным многообразием. Отношения могут меняться и в будущем, но стратегическое направление останется неизбежным - сотрудничество, партнерство, а при благоприятном развитии событий и формирование единого экономического пространства».
Как бы я не относился к Дмитрию Медведеву, не могу не согласиться с этими его словами. И это даже не вопрос политики государства, это то, кем мы являемся: в первую очередь россияне, в основном русские, с государственным русским языком; потом – славяне, легче всего понимающие язык украинцев, белорусов, болгар, поляков; далее – европейцы, с детства знакомые со сказками Андерсена, музыкой Баха и Битлз (сюда же можно отнести американцев обеих Америк и австралийцев, корни которых находятся в той же Европе). И только после этого – жители Земли, которые как бы не были толерантны к аборигенам Австралии, как бы не сострадали хуту и тутси, для нас они будут оставаться дальними родственниками. «Братья», «братские народы» звучит пафосно и с некоторого времени даже неуместно (особенно после стихотворения Анастасии Дмитрук), а вот определить нас как родственные культуры, языки – вполне приемлемо. Украинский я знаю с детства, польский на него весьма похож и не вызывает проблем, болгарский, будучи в командировке, осваивал на слух и читая всё, что попадалось на глаза. Английский, немецкий, французский – тут уже пришлось попотеть, но хотя бы понятно было с какой стороны взяться. А вот китайский или корейский – тут пропасть, которую мне уже точно не преодолеть.
Говорю об этом потому, что, открывший своим выступлением организованный Самарским региональным отделением «ОПОРА РОССИИ» и ИД «Коммерсантъ» 21 сентября 2023 года форум «Траектория развития ВЭД 2023: экспорт, логистика, инвестиции», вице-президент, председатель комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по международным связям, председатель правления АО «Сибирская экспортно-импортная компания» Николай Дунаев опроверг Медведева, утверждая, что россиянину на востоке вести дела намного проще в плане понимания, чем на западе. Аргументировал он своё утверждение тем, что если в Европе надо соблюдать правила, и тот, кто не соблюдает, становится нежелательным элементом, то на востоке всё просто: если у тебя есть то, что мне нужно, партнёр в тебе заинтересован. И это, в свою очередь, свидетельствует о том, что культура на глобальном юге (куда входит и восток – тут нет никакого противоречия с написанным выше) очень высокая и корни этой культуры весьма глубокие. Кроме того, именно на востоке зародились все монотеистические религии, и там они поддерживаются в неискажённом виде, в противоположность западу, где они подвержены пересмотру и надлому. Поэтому источник современной приемлемой для россиян этики сейчас на востоке. В Европе же традиционная этика после Лютера Кинга «немножечко отскочила», возникла секулярная этика, которая непонятна русскому человеку. На западе русского человека встречает выдержанная политкорректность, очень жёсткое принятие чужих границ, порой сочетающееся с беспечностью. Зачастую русский человек в силу своего менталитета не может принять чужие границы и соблюдать эту политкорректность. Тем более для него бывает сложным социальное лицемерие, когда надо улыбаться и говорить, что всё окей. Русские устроены в этом смысле по-другому. Делясь своими впечатлениями от Турции, г-н Дунаев сказал: я приехал в Турцию – там люди говорят и думают очень сильно похоже на то, о чём говорят и думают люди у нас. О семье, о близких, о том, как относиться друг к другу, что можно делать, а что нельзя. Если американцы в своей секулярной свободе достигли высшего уровня свободы мышления, то на востоке люди мечтательны не в рамках секулярной системы, они мечтают в рамках религиозной системы. Поэтому с арабами, турками, иранцами легко вести переговоры о том, что завтра будет лучше, чем вчера.
Уважение на востоке стоит очень дёшево, но ценится крайне высоко. И проявлять его на востоке для русского человека не составляет большого труда. То есть, вам не надо переодеваться, и если вы более-менее воспитаны в нашей культуре, то прекрасно понимаете, как вести себя правильно, для вас это интуитивно-понятное поведение.
На востоке любое действие, где вы по доброй воле расстаётесь с чем-то ценным для вас, является законным и допустимым. Там практически невозможно возбуждение уголовного дела по экономическим составам. С их стороны всё, что связано с обменом, является честным и допустимым форматом взаимоотношений.
Собственность на бумаге – это не собственность. Намного важнее владение. И вокруг владения в законе, во всех гражданских законах и в самом исламском праве очень много правил. Например, для защиты собственности в той же Турции применять оружие и силу возможно не всегда и часто чревато. Но для защиты владения вы имеете право применить силу.
Это всё – цитаты. Я специально переслушал запись выступления и дословно воспроизвёл, добавив кое-что только для связки, поскольку письменное изложение не может полностью повторять устную речь. Слушал и думал, что иногда новая ситуация заставляет нас менять своё отношение к каким-то сущностям, но здесь речь шла о замене самого себя: до вчерашнего дня ты был продуктом европейской цивилизации (Бах, Шекспир) в её славянской части (Лем, Чапек, Шевченко, Ивасюк), а сегодня тебе говорят, что это отменено.
Николаю Дунаеву, хотя и не в столь вызывающей форме, вторил руководитель департамента инвестиционной, инновационной политики и внешнеэкономических связей Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области Дмитрий Абрамов, говоря, что Азия и глобальный Юг — это наши партнеры на ближайшие десятилетия, а может, и столетия. И что важную роль в этом должны играть новые логистические коридоры в обход Чёрного моря, которое стало недружественным.
Заместитель начальника Самарской таможни, начальник службы таможенного контроля после выпуска товаров Рустам Тунтаев акцентировал внимание собравшихся на том, что разрешённый после начала известных событий параллельный импорт – это не контрафакт, который по-прежнему находится под запретом. Похоже, в этом есть проблема, поскольку с одной стороны требуется скрывать цепочки поставок от правообладателя, с другой – суметь доказать, что именно правообладатель (который не давал разрешения на ввоз продукции в РФ – потому и параллельный импорт), логотип которого значится на упаковке, произвёл товар.
Заместитель начальника Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) ОАО «РЖД» Оксана Красовская рассказала о комплексном подходе. Это прежде всего мультимодальные контейнерные перевозки на базе собственных и привлечённых активов.
«За последние два года нам удалось перераспределить грузопотоки в связи с меняющийся внешней экономикой. Крупные игроки развернули грузопотоки на восток и юг. На сегодня только в Китай со станций КБШ отправляем порядка 30 контейнерных поездов в месяц», — подчеркнула она.
Исполнительный директор по транзакционному бизнесу филиала Газпромбанк «Поволжский» Елизавета Вавилова сделала акцент на транзакционных решениях своей организации, то есть о том, что раньше воспринималось как воздух – он есть и чего о нём думать. Речь шла о переводах валют: если раньше у нас был общий знаменатель в виде доллара, то сейчас его не стало.
Исполнительный директор представителя АО «ФИНАМ» в Самаре Владислав Рощин делал упор на то, что его компания полностью частная и потому у неё меньше риска угодить под санкции.
Тем не менее даже своим клиентам он советовал иметь несколько счетов в разных банках и организовывать несколько маршрутов исполнения платежей в разных валютах, поскольку в любой момент любой банк и любой маршрут могут перестать действовать.
Президент Ассоциации «Операторов параллельного импорта» Анна Фомичёва рубанула сплеча: «после СВО мы осознали, что живём в импортозависимой стране». И вообще импорт – это плохо, потому что, импортируя, мы поддерживаем иностранные бренды.
Пожалуй, и здесь мы видим тоже самое сравнение с воздухом – пока он есть, мы его не замечаем и о нём не думаем, но стоит нам его лишиться, как окажется, что ничего важнее нет, и будем судорожно хватать его остатки ртом.
Г-жа Фомичёва отметила, что теперь главным торговым партнёром для РФ стал Китай при том, что для Китая РФ не является таковым. От себя могу добавить не очевидную для многих информацию: все компьютеры китайского производства сделаны на платформах Intel и AMD, работают под управлением ОС Windows – а значит в их производстве Китай критически зависим от США со всеми вытекающими.
Заявление г-жи Фомичёвой о том, что в Китае любые товары (без оглядки на правообладателя оригинального изделия) можно произвести под своей торговой маркой я бы счёл большим преувеличением, но слова были сказаны, я их передаю.
И далее: «есть белые поставки — заключение контракта напрямую с поставщиками, а есть cargo — это контрабанда, которая влечет административную и уголовную ответственность» – в этой цитате прекрасно всё. Вообще-то английское слово cargo – это просто груз, без какой-либо коннотации. Иногда употребляют General Cargo Ship — судно для перевозки генеральных грузов всех видов кроме наливных, но это уже официально. А то, что покупатель всегда заключает договор на поставку с поставщиком – это следует из значений этих слов уже в русском языке.
Доклад руководителя проектов Центра развития индийского филиала ПАО «Сбербанк» Александра Суслова назывался «ВЭД с Индией: конвертируем вызовы в возможности». В этом докладе он отметил, что до начала СВО российские компании обращали незаслуженно мало внимания на Индию, а ведь там существует мощная фармакологическая отрасль, производящая дженерики. Конечно, доверие к ним пониже, чем к оригинальным препаратам, но так и цена соответствующая, а главное, Индия не наложила на РФ санкции.
Заместитель директора филиала СПАО «Ингосстрах» в Самарской области Екатерина Савенко обратила внимание на особенности страхования в ситуации рисков утраты грузов от боевых действий. Компания тщательно отслеживает все маршруты, рекомендует клиентам наиболее безопасные, а в случаях, если сочтёт действия страхователя неадекватными текущей обстановке, может и отказать в страховке.
Дмитрий Хилов, председатель АНО «Клуб экспортеров Самарской области», позиционировал организацию, как инструмент поддержки среднего и крупного бизнеса, созданный под патронатом Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области по инициативе бизнес-сообщества. Правда, в другом месте своего выступления он сказал, что этот клуб создан бизнесом для бизнеса.
Поскольку, благодаря СВО, Узбекистан стал суперпопулярным в РФ, семья компаний RUZ Trader открыла в Ташкенте торгово-распределительный центр, а её торговый дом действует в Термезе, на границе с Афганистаном.
Руководитель Центра импортозамещения Самарской области Вадим Некрасов начал своё выступление с того, что потребность в подобных центрах появилась с началом СВО. Основная цель работы центров сначала была информационная: создания площадок, где собирались бы потребности наших предприятий и где можно получить необходимые товары. Сначала эта информация находилась в открытом доступе, но теперь она закрыта («тема интимная»), поскольку может нанести ущерб нашим предприятиям: ведь компании, производящие необходимые нам товары, не хотят их нам продавать, и их государства санкциями будут перекрывать каналы параллельного импорта. Из чего следует, что термин «импортозамещение» в названии Центра следует трактовать не только как замену на отечественную продукцию, но и как продолжение импорта. Была названа цифра: заместить на отечественную удалось половину.
При этом половина от этой половины – совместное производство, то есть конечная продукция производится в РФ, но на 80% она состоит из импортных компонентов. На сайте также имеется перечень российского софта, представляющего собой аналоги импортных продуктов, и такие аналоги найдены для 98% того, чем пользовались до введения санкций. В Центре имеются временные лицензии для тех, кто хочет убедиться в том, что российские аналоги аналогичны привычным ранее продуктам.
Должен сказать, что Снежное для меня, окончившего 2-й факультет КуАИ, очень важное место. Здесь был лучший в СССР (да что там — уникальный) завод турбинных лопаток, входивший в «Мотор Січ», а на его головном предприятии в Запорожье я руководил шеф-монтажом станка 2А459, изготовленного Куйбышевским Станкостроительным производственным объединением (КСПО), в разработке которого принимал самое активное участие.
Заместитель председателя Самарского регионального отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», руководитель комитета по внешнеэкономической деятельности и таможне Алексей Ульянин отметил, что его организация находится вне политики, а лично он занимается общественной работой и помогает предпринимателям строить их бизнесы. В то же время «ОПОРА РОССИИ» проявляет законодательные инициативы и работает со всеми органами власти. Он выразил сожаление по поводу того, что в российской действительности мы наблюдаем череду бесконечных кризисов, и в то же время удовлетворение тем, как каждый новый кризис закаляет и самарский, и российский бизнес.
P.S. Когда отчёт о мероприятии, в котором красной нитью проходило, что для людей в косоворотках и сарафанах люди в арафатках и паранджах или в чём-то «с драконами, да змеями», пишущие вязью или иероглифами ближе, чем люди в вышиванках и плахтах, использующих кириллицу, был уже написан, как гром среди ясного неба прозвучали слова мэра Москвы. «Российская экономика развернулась на Восток, но рынки азиатских стран оказались «еще более жёсткими», чем западные, — в этих странах тоже развернули с Россией«серьезную экономическую войну»» — заявил Сергей Собянин. И похоже, получилось как в той песне: «ты покинул берег свой родной, а к другому так и не пристал». Хотя, конечно, есть и те, кто умеет выигрывать при любом повороте событий, а уж турбулентность для них вообще мать родна.