Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Лучше нет для нас подарка,
Чем зеленая байдарка.
Юрий Визбор

На заводе, где я работал, как и на большинстве советских заводов, было два главных инженерных подразделения: отдел главного конструктора (ОГК) и отдел главного технолога (ОГТ). Конструкторы придумывали что сделать (конструкцию изделия), несли это на согласование к технологам, которые сначала подтверждали, что это можно сделать (графа «технологический контроль» в штампе чертежа), а потом подробно описывали, как это следует сделать (технологию изготовления изделия). Разумеется, грамотный конструктор, разрабатывая изделие, тоже представлял себе технологию его изготовления и всегда был готов к дискуссии с технологом, но формально роли распределялись именно так. Иногда внутри ОГК существовало дизайнерское подразделение, задачей которого было подобрать цветовую гамму, спрятать под кожухами особо безобразно выпирающие потроха ¬– в общем, не меняя конструкции изделия украсить его «рюшечками».

Конечно, существовали категории изделий, которым «рюшечки» были категорически противопоказаны, и которые без всяких «рюшечек» прекрасно выглядели. Как правило, это было что-нибудь военное или произошедшее от военного. Известно замечательное выражение Андрея Николаевича Туполева о том, что некрасивый самолёт не полетит – так оно и есть, поскольку целесообразная аэродинамичная форма воспринимается на подсознательном уровне как совершенная и эстетичная.

Разумеется, технологи не всегда подтверждали возможность изготовить изделие на своём предприятии. В этом случае у конструктора было 3 пути:

  • добиться внедрения на своём предприятии технологии, позволяющей изготовить изделие;
  • найти предприятие, способное изготовить изделие и договориться об изготовлении;
  • изменить конструкцию.

Мне довелось работать на заводе, производящем крупные высокоточные станки, месячный выпуск которых исчислялся в десятках или штуках. Если новая технология влияла на основные параметры станка, она имела шанс быть внедрённой. А вот в случае элементов, упрощающих конструкцию и улучшающих внешний вид, это было нереально. Также нереально было купить: всё в СССР централизованно распределялось по фондам, и пытаться пробивать (именно это слово употреблялось!) поставку нескольких единиц несложных узлов через Москву гарантированно встречало непонимание как на уровне администрации родного предприятия, так и выше. Например, требовался гидроцилиндр малого диаметра с большим ходом. Изготовить такой на внутришлифовальном станке нереально, требовалось раскатывать внутреннюю поверхность, внедрять новую технологию. А годовой план – около 20 штук. На заводе через дорогу такие гидроцилиндры производились, но это уже другое министерство, а значит, вопрос надо было решать через Совет Министров СССР. Сама по себе поставка этих цилиндров с соседнего завода была бы экономически целесообразной и повышала бы технический уровень нашей продукции, но связанные с ней организационно-юридические сложности ставили крест на таком решении. В условиях натурального хозяйства каждый завод (перефразирую известную песню) лепил свои изделия из чего мог и что позволяли его технологические возможности. Например, почему байдарка, вынесенная в эпиграф, была зелёной? Да потому, что почти всё гражданское производство в СССР существовало как довесок к военному, а военным требовался брезент камуфляжного цвета.

Владислав Бояров «Когнитивный диссонанс инженера при переводе технических текстов».

А теперь перенесёмся «за бугор». Там конструкторам станкозавода и в голову не придёт разрабатывать гидроцилиндры. Конечно, при покупке нескольких штук цена каждого экземпляра будет повыше, чем при покупке нескольких вагонов цилиндров, но в любом случае она будет ниже, чем при собственном проектировании и производстве. Но и в самой компании, производящей гидроцилиндры, всё идёт не так, как на советском заводе. Сначала там разрабатывается не конструкция конкретного гидроцилиндра, а некая концепция: форма и материал уплотнений, способы крепления крышек, сопряжение с другими элементами конструкции и пр. Параллельно с этим разрабатывается способ изготовления деталей гидроцилиндра, его сборки и ремонта. Поскольку планируются большие объёмы выпуска (уж точно не единицы экземпляров), то на этом этапе возможен заказ или даже проектирование специализированного оборудования. Всё вместе – и конструктивный концепт, и неотделимый от него способ изготовления, называется «technology». Когда «technology» создана, следует этап под названием «design» – детальная проработка компонентов, модельного ряда, цветовой гаммы и прочих подробностей. Возможны были и итерации, когда «designer» просил доработать «technology». При этом важно то, что компания, выходя на рынок с новым модельным рядом, обязана была продумать каждую мелочь, оттого изделия получались не только функциональными, но и красивыми.

Каждый раз, когда сталкиваюсь в тексте с «technology» и «designer», я пытаюсь подобрать русские слова, адекватно отражающие смысл этих терминов, и очень часто не нахожу ничего подходящего. Но в один прекрасный (без преувеличения) день я вдруг понял, что на уровне языка эта проблема в принципе нерешаемая. Существует разумный, основанный на целесообразности, путь создания изделий через «technology» и «design», и неразумный, с одной стороны скованный абсурдными правилами, а с другой – подпитываемый стремлением отчитаться о том, как мы догоняем и перегоняем. Думаю, здесь можно обойтись без приведения примеров – они и так всем известны.

----

Галопом по вычислительным Европам. Часть 2. Пути повышения IPC.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 3. Оптимизация.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 3. Оптимизация. Статья Ильи Вайцмана. 20.01.2023 г.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 4. Как накормить процессор.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 4. Как накормить процессор. Статья Ильи Вайцмана. 25.01.2023 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть третья, объединительная

Про верных русланов и их потомков

Про верных русланов и их потомков. Статья Владислава Боярова. 11.05.2022 г..