29 июня 2023 года Издательский дом «Коммерсантъ» провел в Самаре бизнес-дискуссию «Кризис или окно возможностей. Пути развития и точки роста для предприятий малого и среднего бизнеса в 2023 году».
С одной стороны, любое изменение для кого-то открывает окно возможностей: не зря же говорят «кому война, а кому мать родна». С другой – а стоит ли радоваться за тех, кому она «мать родна»? Однако, коммерция есть коммерция, и тут ИД «Коммерсантъ» вполне оправдывает своё название, к тому же мы видим заказ властей показать, что всё не так уж плохо, как предрекали злопыхатели.
Открывший своим докладом мероприятие руководитель проектов отдела привлечения инвестиций «Агентства по привлечению инвестиций Самарской области» Алексей Пильщиков заверил предпринимателей в том, что областные власти окажут им любую необходимую помощь. Например, когда открывались в Новокуйбышевске «Волжские термы», для привлечения клиентов и создания им комфорта, перед въездом на их территорию был установлен светофор, сделана разметка, изменены маршруты общественного транспорта. Кроме того, предприятие получило в аренду землю без торгов за 0,075% от её кадастровой стоимости.
Руководитель аппарата бизнес-посла в Республике Корея/директор по развитию НПО «Национальный центр беспилотных технологий» Вадим Некрасов дополнил это словами о том, что органы власти в рамках программы импортозамещения также могут посодействовать касательно параллельного импорта, но подробности – в личной беседе, поскольку эта информация не для широкой публики. Что не скрывается – так это наличие торгового дома в узбекистанском Термезе, причём никакого риска для сотрудников, поскольку там не надо физически находиться.
Директор территориального офиса Росбанка в Самаре Екатерина Сажнева констатировала, что всем сегодня хочется стабильности, а дать её может только тот банк, который оперативно адаптируется к изменениям. Например, их банк научился работать с ранее непопулярными, но сегодня дружественными валютами.
Управляющий партнёр Адвокатского бюро «FORTIS», адвокат Руслан Амитов говорил о другой стороне нынешней нестабильности – появлении компаний однодневок, имеющих проблемы с налоговой службой. Казалось бы, какая проблема для их контрагентов? Однако г-н Амитов утверждал, что именно на контрагента, а не на государственные службы возложена ответственность за незаконные действия юрлиц. То есть вам оказали услугу, вы заплатили за неё деньги (или наоборот – вы оказали услугу), сделка закрыта, претензий ни у одной из сторон нет – и тут через несколько лет появляется налоговая и объявляет, что ваш контрагент мошенник, а значит вы участвовали в мошеннической схеме со всеми вытекающими. С точки зрения здравого смысла нелогично, но г-н Амитов утверждает, что так и есть, да и вообще много ли логики в действиях государства мы сегодня наблюдаем?
Директор по представлению бренда в рознице ювелирной фирмы SOKOLOV Татьяна Громова сказала, что после ухода с рынка РФ глобальных ювелирных брендов, SOKOLOV взял на себя их нелёгкую ношу и готов расширяться дальше, а потому предлагает другим компаниям не конкурировать, а покупать у SOKOLOV франшизу.
Доклад директора по развитию самарской розничной сети «Додо Пицца»
Юрия Трояна назывался «Возможности в период кризиса» и открывался слайдом, свидетельствующим о политических симпатиях докладчика.
Далее рассказывалось, как компания получила от государства льготный кредит, который потом государство к тому же списало. Уход зарубежных компаний с российского рынка дал возможность занять освободившиеся ниши, одновременно высококвалифицированные специалисты с опытом работы в мировых корпорациях, оставшись без работы, были вынуждены перейти в «Додо Пиццу» и другие отечественные фирмы. Цитирую дословно: «Это помогло усовершенствовать процессы, перенять опыт и внедрить новые технологии». Всё так, другое дело, что до кризиса (буду использовать термин организатора мероприятия) эти новые технологии непрерывно обновлялись и можно было перенимать опыт, просто наблюдая за работой того же Макдональдса, теперь же ситуация напоминает известную басню Крылова, хотя, разумеется, «Додо Пицца» не была инициатором этого процесса.
Руководитель маркетинга бизнес-направления сервиса «Яндекс Доставка» Артем Дудин откровенно веселил зал своим докладом – да и тема к тому располагала. Когда-то Томас Карлейль сказал, что всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами отпетые негодяи. Разумеется, о создателях всех современных сервисов, в основе которых лежат достижения в области ИТ, я скажу только хорошее, но вот то, что главными бенефициарами ИТ-революции стали не ИТ-шники – это факт. И если жизнь так распорядилась, наверное, это правильно: в конце концов людям надо получать реальные услуги, а не разбираться что там «под капотом», за счёт чего всё это едет.
Однако тем, кто разбирается во внутреннем устройстве, понятно, что всё это делается по инерции и базируется на решениях мировых ИТ-брендах, покинувших РФ весной прошлого года. Так что с одной стороны хорошо, что инерция оказалась столь большой, с другой – понятно, что далеко на инерции не уедешь.
Эксперт рынка труда, менеджер комплексных продаж HeadHunter Ольга Сунцова также была полна оптимизма и заявляла: бизнес планирует развитие, в связи с чем, потребность в сотрудниках будет только увеличиваться, при том, что нынешний уровень дефицита людей пробил все прошлые значения.
Суда по приведённому ей слайду, начиная с 2022 года резко усилилось расслоение общества, бывшее и до того серьёзным: бедные, покупающие продукты в магазинах и готовящие еду дома, стали покупать их меньше, а богатые стали больше тратить на рестораны.
Одновременно парадоксальным образом снижается отношение числа активных резюме к числу активных вакансий.
На другом слайде говорится, что количество людей, которые хотят и могут работать, на рынке труда России (демография, релокация и мобилизация), уменьшается. При этом непонятно почему люди, которые могут работать, не хотят этого делать и вообще на что они живут. И это при том, что средняя предлагаемая зарплата по Самаре выросла с 34 тысяч рублей в 2019 году до 49 тысяч в 2023.
В общем, жизнь продолжается, и как мы видим, кто-то даже в выигрыше. Только опыт нам подсказывает, что для работы в комфортной бизнес-среде и для выживания в среде некомфортной нужны разные качества, которые чаще всего встречаются у разных людей. А значит по выходу из «кризиса», который рано или поздно всё равно должен случиться, все ниши будут заняты «выживальщиками», а не теми, кто умеет интегрироваться в мировую экономику и двигать прогресс вместе с остальным человечеством.