Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Листая старую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять,
Как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам?..
Игорь Тальков

Декабрь – это месяц подведения итогов, обычно итогов года. Но итоги 2023 года в ИТ таковы, что и подводить не хочется: обещания импортозамещения остались обещаниями, и получилось как в песне: «ты покинул берег свой родной, а к другому так и не пристал». Но на счастье у меня сохранилось некоторое количество бумажных (сегодня это следует упомянуть) номеров Компьютерры, которые можно ностальгически полистать и что-то оттуда выбрать.

Однако для начала надо сказать о том, что СССР вообще отсутствовал в мировом ИТ-пространстве, а первые «настоящие» (они ещё назывались IBM-совместимыми) компьютеры к нам попадали неведомыми путями и не умели говорить по-русски от слова «совсем».

Эпоха перемен. Статья Владислава Боярова. 02.01.2024 г.

Фото 1986 года: первые компьютеры на КСПО.

Дело в том, что основным в них был текстовый режим, то есть на монитор и принтер отправлялось не изображение, а коды символов, которые отрисовывал встроенный (зашитый) в устройства вывода знакогенератор. Однако поскольку, как я уже сказал, СССР отсутствовал на ИТ-карте мира, а компьютеры вместе с периферийными устройствами в него попадали, как сейчас говорят, параллельными путями, то производители не зашивали в устройства русскую кодовую страницу, и потому эти устройства вместо букв кириллического алфавита выводили кракозябры (ещё один общепринятый термин тех времён). Тем более, что официально поддержка CP866 появилась только в MS-DOS 4.0 образца 1988 года.

Это я к тому, что начинать нам приходилось практически с нуля, а те немногочисленные специалисты, которые умели программировать на ЕС и СМ по большей части сошли с дистанции, не выдержав масштаба перемен.

А теперь – поехали. Пусть не сначала, с пятого на десятое, но это же не монография.

Спецвыпуск Компьютерры сентября 2002 года «снова в школу».

В статье «Что такое компьютер для учёбы» автор подробно рассказывает о компонентах системного блока, пытаясь нащупать золотую середину между необходимым и достаточным. Цитирую раздел про оперативную память: «если говорить об объёме, то 256 Мбайт будет вполне достаточно для комфортной работы операционной системы (Windows XP появилась год назад – В.Б.) и прикладных программ».

В этом же номере реклама действительно прорывного процессора Intel Pentium 4.

В «Сетевых записках» говорится о том, что коаксиал вполне хорош, но витая пара всё же лучше. И что единственным способом выхода в интернет для «обычных пользователей» является dial-up. Это когда модем набирает номер провайдера и сигнал проходит через все телефонные коммутаторы как обычный звук, да, собственно, и является обычным звуком, потому что при сжатии каналов после коммутаторов всё что выше 3,4 КГц режется. Отсюда и скорость. Да, я не ошибся со временем, потому что в специальной статье «Зухель, коннект!» так и написано: «модем – это устройство, подключающее компьютер к телефонной линии». Впрочем, дальше встречается аббревиатура ADSL – технология, когда оборудование провайдера установлено на другом конце «лапши», на ближайшей АТС, и с которым ваш модем соединяется без всякой коммутации. Однако встречается как желанное светлое завтра, потому что для реализации ADSL, как сказано ранее, необходимо установить оборудование провайдера на каждую (а точнее, на вашу) АТС, и сделать это в реальности сможет только сам телефонный оператор, потому что он совсем не хочет пускать на свою территорию, да ещё к своему оборудованию Интернет-провайдера. И при этом он сам, как любая государственная структура, консервативен, а потому не хочет себе приключений в виде интернета. Если сюда добавить малое количество пользователей интернета, то становится понятным насколько сложной была задача «интернетизации всей страны»: пока нет пользователей глупо на каждой АТС ставить специализированное оборудование, пока нет такого оборудования мало кто захочет пользоваться убогим интернетом. Да и доходы у нас не американские и не европейские, чтобы позволять себе подобные развлечения.

Из всех щелей реклама жидкокристаллических мониторов. На тот момент конская цена и убогая цветопередача. Специально держал дома такой ЖК-монитор и показывал рядом со своим монитором Iiyama на трубке Diamondtron M2 (пожалуй, вершиной кинескопных технологий) как антирекламу. Конечно, со временем я заменил «ламповую» Iiyam'у на жидкокристаллический монитор, но только тогда, когда ЖК-технологии стали реально превосходить кинескопные.

Не столь активно, но присутствует реклама «яблочных» кинескопных моноблоков eMac: «Macintosh всегда был и остаётся лидирующей платформой для образования благодаря продуманной политике Apple». Да уж: внутри этих моноблоков и dial-up модемы, и порты IEEE 1394 Fireware, и загадочный прямоугольный Video Out Port к которому без фирменного переходника вообще ничего не подключишь. Впрочем, рядом реклама ещё более дорогих iMac с жидкокристаллическим дисплеем, соединённым кронштейном с полусферой, которая является системным блоком. Конечно, целесообразнее было просто поставить монитор на системный блок обычной прямоугольной формы (тогда можно менять каждый компонент, да и ремонт монитора не повлечёт перерыва в работе) – но как же тогда люди поймут крутизну юзера?

Большая статья посвящена сканерам. Да, в то время много чего было в бумажном виде и требовало сканирования. К тому же о цифровых камерах в номере вообще ничего нет, настолько экзотичными они тогда были, а до появления смартфонов было ещё много (по меркам ИТ) лет.

Статья о наладонных компьютерах, которые так и не стали популярными, пока не объединились с мобильным телефоном, а главное – мобильным интернетом. Напомню, что в 2002 году Wi-Fi к нам тоже ещё не пришёл, хотя самые продвинутые наладонники уже щеголяли Bluetooth, но и этот интерфейс позиционировался только для синхронизации с компьютером. Отдельного упоминания заслуживает рукописный ввод. Тогда считалось, что он привычнее чем клавиатура и производители соревновались в системах распознавания написанных стилусом символов. Пожалуй, самым остроумным решением был CyrHack, предлагающий использовать как бы упрощённые символы, которые и пользователю было удобнее писать, и ему распознавать. А фокус заключался в том, что это написание было так ловко придумано, что запоминалось практически сразу. Например, русская «Ж» писалась как латинская «J», русская «Л» как латинская «L». Последняя – потому что «А» писалась как «Л», чтобы не заморачиваться с перекладиной, и получалось, что «Л» была уже занята. Что интересно – пишу эти правила по памяти – двадцать лет прошло, а не забылось. И ещё: на тот момент не выработалась генеральная линия, и эти устройства поражают разнообразием форм и компоновок.

Поскольку с онлайном по вышеупомянутым причинам была, если честно, беда, Википедия была запущена только год назад и в силу своей малой значимости вообще не упоминалась, популярность приобрели энциклопедии на оптических дисках, о коих в номере даже не статья, а целый набор статей – как об электронных энциклопедиях как таковых, так и по каждой в отдельности. Заслуживает внимания замечание автора о том, что устройство и состав энциклопедий никогда и нигде не определялись заранее, а значит и энциклопедии, изданные в разных странах в разное время, были настолько же непохожими, как и жизнь их потенциальных читателей. Надо сказать, что об этой разнице говорилось вполне нейтрально, примерно как констатация того, что разные народы говорят на разных языках. И вот прошло два десятилетия. С одной стороны, Википедия превратилась в общий знаменатель всех энциклопедий как по своему единому для всех языков устройству, так и по тому, что статью, написанную на одну тему на разных языках, через онлайнового переводчика может прочесть российский пользователь, владеющий только русским языком. С другой стороны РФ постепенно перестала чувствовать себя такой же частью человечества, какой чувствовала в 2002 году.

И вот уже во время написания этого материала появилась информация о том, что глава российского сегмента Википедии и один из авторов Компьютерры, существовавшего с 2008 года заявил, что продолжать работать в нынешних условиях невозможно, а потому «Викимедиа РУ» закрывается.

Коль уж был упомянут онлайновый переводчик, значит нам надо переходить к следующей статье под названием «Переводчики и словари», где, во-первых, говорится о принципиальном различии между этими программами, а во-вторых – что и машинные переводчики, и машинные словари в общем не совсем для конечного пользователя, которому понадобился перевод текста. И, разумеется, как и все остальные продукты, они на 2002 год исполнялись на локальном компьютере, а не в привычных нам сегодня облаках. Со словарями всё понятно: поскольку контекст там не подразумевается, они дают все значения иностранного слова, которые только могут быть. С переводчиками интереснее. Прежде всего, ни одна из упомянутых программ не претендует даже на самостоятельное создание хорошего подстрочника, который бы живой переводчик мог довести до ума. Самые простые вообще не содержат никакой базы, и пользователь для начала должен наполнить их собственными наработками. Те, что посложнее, требуют указать область знаний (медицина, геология и пр.) для подключения специализированных словарей. Но и в этом случае приведённые примеры переводов туда-обратно заставляют вспомнить анекдот, в котором предложение «по вагону проходил оголённый провод» вернулось как «по вагону бегал голый проводник». Так что здесь мы имеем колоссальный прогресс.

Пожалуй, самое слабое место – статья «Компактные учителя», то есть обучающие программы на компакт-дисках, а точнее – программы, претендующие на роль учителя. Потому что учитель с одной стороны, подмечает у каждого ученика слабые места, дыры, которые надо заткнуть и помогает ему это сделать, с другой – давит на ученика своей волей, заставляя учить уроки. А ещё создаёт (или должен создавать) такую атмосферу в классе, когда каждому ученику становится стыдно не знать предмет – и это уже искусство, которое никогда не будет доступно «глупой железке». Впрочем, как и первые две вещи.

В статье «Современное обр@зов@ние» (ох, и модной же была тогда «собака»!) упор делается на то, что безальтернативные оценки исторических личностей ушли в прошлое. «Сейчас в интернете можно легко и быстро найти множество высказываний об Иване Грозном, принадлежащих Соловьёву, Ключевскому, современным историкам: кто-то пишет, что он действительно деспот, а кто-то – что с детства у ребёнка была испорчена психика, поэтому он – просто несчастный человек, кто-то бросает реплику, что, дескать, «только такого царя России и надо». Разные мнения, разные иллюстрации. Мы получаем право на анализ и сравнение информации. Конечно, проще и спокойнее, когда есть один источник, утверждённый и апробированный, к чему лишние сомнения? Споры, размышления – на это нет места в сжатом школьном курсе». Это, в общем, нормальное заблуждение, что технологии перевернут сознание всех людей. Сегодня уже стало понятно, что для тех, кто раньше собирал по крупицам информацию по разным источникам, интернет окажется сокровищницей знаний, а кто дальше телевизора не ходил, он и в интернете найдёт тот же телевизор.

В итоговой статье номера «Цветы жизни» в свете последних событий резанула глаз фраза о том, как «въедливые дети требуют объяснений по поводу некогда бесконфликтной Киевской Руси и возможных претензий Киева на нашу территорию». И ещё фрагмент, который не могу не процитировать.

«Ну и снова методики. Куда же без них! Одни настаивают на том, что программировать в классе всё-таки нужно. Иначе мы не догоним Индию по экспорту программного обеспечения. Другие уверяют, что по примеру американцев надо детей с младых ногтей учить делать презентации в PowerPoint и вообще делать из них квалифицированных пользователей. То есть Windows, Office, и Интернет – а дальше сами разберутся. Услышав это, в конвульсиях начинают биться патриоты (американизация, сатанинский Билл Гейтс), предлагающие использовать кошмарные «российские аналоги». А рядом с патриотами пеной исходят поклонники «открытых кодов», которые с теми же антимайкрософтомскими лозунгами начинают подсовывать бедным учителям Linux».

А вообще эта статья о том, как отстают школьные методики преподавания информатики от реальной ситуации на этом фронте, и что прогнозы специалистов, погружённых в тему, возможно, так же дико будут смотреться через десяток лет. И вывод о том, что единственно правильное образование в области ИТ – это динамичное, постоянно обновляемое образование, дающее учащимся актуальные навыки использования ИТ-среды.

***

Честно говоря, я хотел в одном материале сделать обзор всех имеющихся у меня номеров как «федеральной» Компьютерры, так и её самарского отделения, но открыл первый попавшийся номер – и залип на нём. Так искренне, с таким энтузиазмом, и, не побоюсь этого слова, настоящим патриотизмом написаны все статьи, так приятно было во всё это окунуться, и так захотелось донести ту атмосферу до сегодняшних читателей. Главное – показать, что всё это были не маниловские мечтания неких футурологов, а стремления практиков ИТ сделать следующее поколение образованнее, грамотнее, приспособленнее к современной глобальной цивилизации. Востребованнее во всём мире не только каждого из них в отдельности, но и всей нашей страны в целом.

Но раз уж так вышло, значит буду писать отдельные материалы и по другим номерам журнала, по другим темам. Дам более полное представление о том, какой путь прошли российские энтузиасты ИТ вместе со всем миром, не просто развивая отечественный сегмент, но и ликвидируя тот разрыв, который образовался в советские времена.

----

Эпоха перемен. Подарки. Часть 1.

Эпоха перемен. Подарки. Часть 1. Статья Владислава Боярова. 19.01.2024 г.

Эпоха перемен. Подарки. Часть 2.

Эпоха перемен. Подарки. Часть 2. Статья Владислава Боярова. 23.01.2024 г.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть третья, объединительная

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.