Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

23 октября 2014 года группа компаний АйтиКонсалт провела в Самаре «Поволжский Форум 2014. Информационные технологии в промышленности». Сразу хочется внести уточнение: АйтиКонсалт – это почти то же самое, что и АСКОН-Самара – тот же руководитель Павел Самойлов, те же сотрудники. И на страничке «ВКонтакте» у Павла написано место работы АСКОН-Самара, а на страничке в более космополитичном LinkedIn – ASCON-Samara (IT Consult Group). Так что если дальше в тексте будет путаница – это не ко мне. Причина такой путаницы, на мой взгляд, в том, что этому коллективу в какой-то момент стало тесно в рамках продвижения продуктов только одного вендора. И это связано не столько со стремлением к увеличению объёма продаж, сколько с желанием превратиться из представителя вендора в системного интегратора, способного различные продукты связать в единое информационное пространство.

Проще всего под единым пространством понимать сеть и хранилище. Следующий уровень – это единая база данных. Но есть ещё кое-что…

«На сегодня проблема в том, что многие требования не зафиксированы в документах, доступных конструктору, и он узнаёт о них только при согласовании документации с другими службами завода. Требования, зафиксированные в документах, которыми пользуется конструктор, часто недостоверны и противоречат документам других служб, что также влечёт за собой корректировку уже готовой документации и увеличивает сроки проектирования» – это 1987 год и, похоже, сегодня эта проблема стоит не менее остро, чем 27 лет назад.

После приветствия Павла Самойлова слово взял заместитель министра промышленности и технологий Самарской области – руководитель управления Олег Волков.

По его мнению, следует от информационных технологий переходить к управленческим, поскольку технологии должны уже не информировать, а помогать в управлении. При этом программное обеспечение должно стать цифровым, к тому же пространственным. Также он рассказал о новой инициативе премьер-министра Дмитрия Медведева, заявленной им на заседании президиума Совета при президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию: сформировать новую модель внедрения производственных технологий, объединив в консорциумы разработчиков, производителей и потребителей. Первый консорциум планируется создать в области инженерного программного обеспечения, затем консорциумы могут быть созданы в области робототехники, информационных технологий.

Также принята программа развития машиностроительного комплекса Самарской области, в рамках которой будут компенсироваться все затраты предприятий на внедрение новых информационных технологий.

Выступление было встречено аплодисментами.

С большим техническим докладом выступил начальник управления информационных технологий ОАО РКЦ «Прогресс» Александр Филатов. Представленное им решение информационной инфраструктуры предприятия базируется на продуктах мировых лидеров ИТ: Cisco, Citrix, IBM, Microsoft, VMWare.

Организация внимательно следит за всеми новинками в ИТ и каждые 4-5 лет проводит модернизацию своего ЦОДа, увеличивая его ресурсы в 5-6 раз. Это связано с том, что ежесуточный прирост хранимых данных составляет 10-15 гигабит (видимо, всё же гигабайт, но в докладе так). Так же по заявлению докладчика система виртуализации позволяет использовать виртуальные рабочие станции, получающие ресурсы из облака. В частности, на виртуальных рабочих станциях работают системы «Компас» и «Вертикаль».

Единое информационное пространство предприятия обеспечивается, прежде всего, с помощью PLM-системы PTC Windchill. Интересно, что компанию Parametric Technology Corporation (штаб-квартира в г. Нидхем, Массачусетс, США) создал в 1985 году профессор Ленинградского университета Семён Гейзберг, эмигрировавший в 1974 году в США и работавший там в области разработки CAD/CAM-систем.

Система PTC Windchill содержит модуль выдачи обозначений конструкторской документации по классификатору ЕСКД. Этот модуль позволяет получить обозначение изделия выбором классификационной характеристики в классификационном дереве с учётом обозначений изделий, хранящихся в PTC Windchill или зарезервированных пользователями модуль выпуска конструкторских спецификаций (в том числе, групповых) по ЕСКД – спецификация при этом формируется по структуре сборочной единицы, хранящейся в PTC Windchill. В аннотации не указано, в каком году был разработан этот модуль, а мне очень любопытно было бы узнать, поскольку в Самаре мы его разработали и закончили набивку базы данных классификатора в 1992 году. Тогда для этой работы использовался компьютер с процессором Intel 8088 винчестером объёмом 5 мегабайт.

Внедрение так называемой обезличенной системы обозначений в соответствии с ГОСТ 2.201 и использованием классификатора ЕСКД позволяет производить анализ уже разработанных деталей и узлов изделия, поскольку можно легко сделать запрос по классификационной характеристики, являющейся частью обозначения. Далее открываются перспективы унификации, исключения из применяемости изделий, близких или даже идентичных по своим характеристикам, созданию модельных рядов. В конечном счете, это уменьшает номенклатуру деталей, ускоряет проектирование и удешевляет производство.

Надо сказать, что переход от классической «предметной» системы, когда обозначение любого компонента начинается так же, как и самого «главного» изделия, а по мере спуска по иерархии ноли заменяются другими цифрами, к обезличенной, где все компоненты равноправны по отношению к любому «главному» изделию – это слом парадигмы. Пойти на это можно только осознанно, прочувствовав колоссальные возможности ИТ. Поэтому в перерыве я воспользовался случаем подробнее расспросить об этом переходе. Однако, к моему огромному удивлению, г-н Филатов оказался не в курсе этой замечательной возможности используемого на предприятии продукта. Что ж, будем ждать, когда кто-нибудь сверху не заставит внедрить.

Большое внимание в докладе было уделено распараллеливанию процесса разработки и технологии нисходящего проектирования. Безусловно, здравым является желание иметь геометрию изделия в единственном экземпляре: «главный принцип нисходящего проектирования – геометрическая информация, единожды появившись в проекте, больше не воссоздается в трехмерном виде, а постоянно передается сверху-вниз, от общей компоновки изделия до модели детали». Насколько я понял этот текст, вместо копирования информации, используются ссылки на неё.

В целом же я не представляю, как изделие можно разрабатывать исключительно сверху вниз или снизу вверх. Нельзя каждый раз разрабатывать так, будто до тебя вообще ничего не было. Собственно, этим наработками и ценны компании с именем, называемые брендами. А раз так, то любой конструктор, взявшийся за разработку нового изделия, просто обязан использовать опыт предшественников не только в форме учебников или инструкций, но и в форме спроектированных компонентов, зарекомендовавших себя в эксплуатации. На Курганском автобусном заводе в 90-е годы мне показывали деталь с фордовским обозначением, с того самого Ford-A, с которого, переименованного в ГАЗ-А, начиналось отечественное автомобилестроение в 30-е годы.

Вообще-то против классического нисходящего проектирования, когда каждая новая модель разрабатывается так, будто до неё ничего не было, на нашем предприятии (Куйбышевское станкостроительное производственное объединение, главный конструктор Филиппов Валерий Николаевич) мы боролись ещё в 80-е, причём успешно. Помнится, примерно в 1985 году я пришёл на сборку поинтересоваться, как у них идёт освоение новой гидросистемы, и услышал лучший для конструктора комплимент: а что там нового? Не верится, что сегодня маятник качнулся в другую сторону и вместо создания изделий из унифицированных компонентов (по возможности, разумеется) предпочитают разработку всего с нуля.

Простите, что я столько места уделил этим вопросам, но это вопросы принципиальные, для организации разработки и постановки на производство более важны, чем используемое оборудование и софт.

В отношении трёхмерного (скоро, наверное, уже не надо будет писать «трёхмерное» – а какое же ещё?) моделирования говорилось именно про модель, а не цифровой прототип. То есть речь шла исключительно о геометрии, а не о совокупности свойств.

Компании Аскон было высказано пожелание создать что-то такое, что позволило бы полностью отказаться от иностранного ПО и перейти исключительно на отечественное, поскольку обстановка в мире в этом году стала непростой, а Россия в области ИТ откровенно не готова к такому повороту событий.

Про 15 версию Компас-3D рассказал Дмитрий Гинда. Поскольку «я не видал предыдущие шесть» (так получилось, что моя конструкторская и ИТ-шная квалификация в этом месте не пересеклись), эту оценить не могу. Запомнилось только, что эта версия уже понимает, что металлы в разрезе надо штриховать в одну сторону, а неметаллы – крест-накрест.

Интересным было доклад Бухарцева о создании для системы «Лоцман» плагина, расширяющего его возможности в сторону разработки технологий и планирования производства. Собственно, там всё это было изначально, по дороге потерялось, и очень хорошо, что удалось вернуть. В принципе, эта система расширяется до единого пространства, интересно, какие будут следующие шаги.

О практике автоматизации технологической подготовки производства продолжила Ольга Ямщикова. Всё прекрасно, но вот «технологические сборочные единицы»… Это тоже давняя история, когда конструктор структурирует изделие так, что по КД некоторые сборочные единицы существуют только в его воображении, но никак не в реальном производстве. Грамотный конструктор такого не допускает, неграмотного можно поправить и заставить переделать документацию. Это, если смотреть на всё в высоты единого пространства. Но есть способ латания дыр, когда до высшего руководства предприятия, сделавшего карьеру через комсомол, не достучаться, а конструктор не хочет делать «лишнюю» работу. Вот тут и приходится технологу переделывать структуру изделия, вводя не отражённые в конструкторской документации сборочные единицы. Да, жизнь заставляет делать такие вещи, только вот смотреть на это равнодушно, на мой взгляд, не следует.

Александр Керженков рассказал об опыте разработки специализированных программных решений для автоматизации типовых задач предприятия. Очень важная вещь: каждое предприятие имеет специализацию, и на каждом есть рутинные информационные процессы, которые невозможно автоматизировать универсальными программными средствами.

Завершил конференцию доклад Анатолия Новикова из компании Steinbichler о применении бесконтактных средств измерений для контроля качества изделий и организации бесчертёжного производства.

Для понимания сложности задачи было показано сканирование корпуса. Ранее геометрию такой детали невозможно было проконтролировать ничем, кроме координатно-измерительной машины, а это совсем другое время и цена. Конечно, вне зоны оптического контроля остаются внутренние полости, но не стоит придираться – технология контроля действительно классная!

Удивило, что когерентное излучение (то есть лазер), даёт точность меньше, чем обычный свет (по заявлению представителя компании 3D Soft RUS Бориса Ломакова обычный свет даёт точность 3 микрона, лазер – 20) – надо понять причины.

Кроме секции «Автоматизация конструкторско-технологической подготовки производства», которая для меня была наиболее интересна, доклады проходили также в секциях «Управление, планирование и диспетчеризация производства», «Управление основными фондами предприятия и процессами их обслуживания», «Корпоративные системы управления. Электронный документооборот». Единое пространство – оно не только техническое.

----

Информационная гигиена в эпоху интернета

Информационная гигиена в эпоху интернета. Статья Владислава Боярова. 12.08.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША»

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША». Статья Владислава Боярова. 08.04.2024 г.

Pantum в Самаре: business as usual

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.