Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Компания АСКОН-Самара и ведущий отечественный разработчик самой популярной отечественной САПР, компания АСКОН, в 2019 году отмечают свои юбилеи - 20 и 30 лет успешной деятельности. По этому случаю 15 октября в «Оранжерее» отеля Green Line состоялось мероприятие, на котором можно было и послушать доклады, и пообщаться с коллегами.

К 30-летию АСКОНа – мои старые песни о главном. Статья Владислава Боярова. 22.10.2019 г.

Открывший мероприятие генеральный директор АСКОН-Самара Павел Самойлов рассказал, что

К 30-летию АСКОНа – мои старые песни о главном. Статья Владислава Боярова. 22.10.2019 г.

сегодня компания работает кроме Самары и области в Оренбурге и Саранске, обслуживает 709 предприятий, на которых автоматизировано 4865 рабочих мест инженеров. Кроме того, продуктами компании оборудовано 4139 мест для обучения студентов.

Продукты самой компании АСКОН и её партнёров весьма разнообразны: тут и КОМПАС, с которого начинался АСКОН, с различными специализированными приложениями к нему (металлоконструкции, трубопроводы, развёртки, пружины и пр.), и система управления нормативно-справочной информацией ПОЛИНОМ:MDM, и система автоматизированного проектирования техпроцессов ВЕРТИКАЛЬ – и всё это развивается, становится эффективнее и наполняется новыми возможностями.

Но я хочу сказать о том, что считаю главным, на чём, как на скелете, на каркасе, держится вся эта сложная конструкция. О том, как вместе с партнёрами по консорциуму АСКОН создаёт тяжелый PLM-комплекс в качестве единого российского решения. О том, что чем масштабнее решение, тем больше цена ошибки.

К 30-летию АСКОНа – мои старые песни о главном. Статья Владислава Боярова. 22.10.2019 г.

Маркетинг-менеджер АСКОН Дмитрий Гинда в своём докладе отметил, что соавтором этого решения компании является промышленность.

К 30-летию АСКОНа – мои старые песни о главном. Статья Владислава Боярова. 22.10.2019 г.

При этом промышленность (видимо, в представлении представителей самой промышленности, которое он транслирует) является пирамидальной, иерархической, структурированной как в СССР, по отраслевому принципу. На вершине находятся производители ракет, самолётов, судов. Этажом ниже – производители двигателей, как наиболее важного компонента этих изделий, ещё ниже – производители оборудования (авионика, системы управления), и, наконец, в самом низу – производители комплектующих (надо полагать, в том числе и микросхем (микропроцессоров)) и материалов (например, углеродной ленты для «чёрного крыла»).

На самом же деле современная мировая глобализованная промышленность устроена совсем не так. Нет там «царей горы», на которых пашут «рабы», копошащиеся в подножье пирамид, там давно уже статус компании не определяется её местом в «пищевой цепочке».

Самым наглядным примером здесь будут ИТ, где главными игроками являются не производители готовых к эксплуатации компьютеров (конфигурирование и сборка десктопа, инсталляция софта, комплектация его периферийными устройствами – это и есть в чистом виде производство), а создатели компонентов: процессоров, энергонезависимой и энергозависимой памяти, операционных систем и прочей «мелочёвки». При этом многие компоненты могут использоваться и в других областях: коммуникационном оборудовании, видео- и фотокамерах, медиаплеерах и телефонах (смартфонах). Даже при создании одного типа изделий компании используют самые разные бизнес-модели и их причудливые комбинации: если Intel полностью разрабатывает и производит (тиражирует) свои процессоры, то AMD несколько лет назад продала своё производственное подразделение и теперь только ведёт разработку, отдавая производство на сторону. А процессорная компания ARM вообще разрабатывает только процессорные ядра, продавая лицензии на них разработчикам процессоров (Qualcomm, MediaTek, Apple), а уже те в свою очередь заказывают их у контрактных производителей, крупнейшим из которых является TSMC.

Важно понимать, что в ИТ это не всегда было так. Более полувека назад бал правил «голубой гигант», в числе разработок которого был и первый жёсткий диск, и открытая архитектура, с которой начинались все современные ПК. Однако это всё древняя (по меркам ИТ) история, а сегодня в основе аппаратной части лежат стандарты, платформы и «чёрные ящики» (процессоры, SSD…), которые сами по себе безумно сложны, но конечное изделие, скомпонованное из них, получается настолько простым, что изготовить его может даже школьник.

Авиация является более консервативным бизнесом, чем ИТ, но и там сегодня найти «главного» тоже не так просто. Например, компания General Electric, основанная в 1878 году знаменитым Эдисоном, начинала свой путь, как следует из названия, производителем электрооборудования. Потом оказалось, что опыт создания турбин, приводящих в действие электрогенераторы, помог ей создать турбореактивные авиадвигатели. Причём это электрическое направление компания не забросила. А вот другая авиадвигательная фирма – Rolls-Royce, ведёт своё происхождение от производства автомобилей (естественно, с поршневыми ДВС), и если бы не временные неудачи при создании первого в мире трёхвального RB-211, возможно, и сегодня бы существовала как авиадвигательно-автомобильная компания.

Следует отметить, что по капитализации General Electric превосходит находящиеся наверху представленной докладчиком пирамиды и более известные обывателю компании Boeing и Airbus вместе взятые.

Всё это я пишу для того, чтобы показать: рыночная экономика, которую мы вроде как не передумали строить, представляет собой не советскую иерархию (набор пирамид с общей вершиной в лице Генерального секретаря ЦК КПСС) с министерствами и ведомствами, Госпланом и Госснабом, а реляционную структуру, в которой каждая компания соединяется с другими большим количеством разнообразных связей.

Если же рассуждать не с общеэкономической, а с инженерной точки зрения, то на каждом уровне в сборочную единицу что-то входит, но и она сама чаще всего во что-то входит, то есть от каждой сборочной единицы можно построить как дерево вниз (классическая система спецификаций), так и дерево вверх, которое в бумажной документации никогда не присутствовало, но в реляционной базе данных (надеюсь, структуру базы, которую я оставил на Курганском Машзаводе, не изуродовали) строится нажатием одной кнопки.

К 30-летию АСКОНа – мои старые песни о главном. Статья Владислава Боярова. 22.10.2019 г.

Сергей Ханякин, представляющий тольяттинское подразделение компании АСКОН, говоря о модульных трамваях, произнёс слово «заимствование». Здесь следует отметить, что в инженерном деле существуют, на взгляд неспециалиста похожие, но на самом деле принципиально различающиеся понятия: заимствование и унификация. Заимствование – это когда одному конструктору случайно понравилось то изделие (в терминах ЕСКД), что разработал другой, и он использовал это в своём проекте. Унификация же ближе к стандартизации, и в этом случае весь ряд прорабатывается заранее, причём (говорю по собственному опыту) часть изделий ряда может на момент его разработки вообще никуда не входить. В случае с трамваями это может быть, например, разное количество секций, разная ширина колеи, разное расположение дверей (при правостороннем или левостороннем движении). При необходимости можно рассмотреть вариант трамвая, который не разворачивается на кольце, а возвращается из тупика, как электричка или метро. А потом из унифицированных модулей в их различных сочетаниях конфигурировать исполнения изделия, а не прорабатывать каждый раз новые модели, заимствуя что-то с предыдущих. В этом очень поможет система обезличенных обозначений, построенная на основе Классификатора ЕСКД, по который, кстати, вообще не упоминалось на этом мероприятии.

Что здесь самое важное: если уникальная запатентованная эластичная поворотная тележка от «ПК Транспортные системы» действительно уникальна по своим характеристикам и так хороша, как о ней пишет вендор, то у неё есть перспективы использования в трамваях других производителей, и для компании лучше быть ведущим производителем тележек, чем рядовым производителем трамваев. Но тогда для начала следует отказаться от пирамидальной парадигмы мышления и перестать думать, что производство тележек второсортнее по отношению к производству трамваев, авиадвигателей – по отношению к самолётам, процессоров – по отношению к компьютерам. Впрочем, насчёт процессоров Intel давно уже всех убедил, здесь не стоит ломиться в открытую дверь, но вот перестать представлять всю промышленность как набор пирамид – это точно надо сделать. Важно понять, что производитель «главного» изделия далеко не всегда (и чем дальше – тем чаще) может произвести полноценный входной контроль устанавливаемых на него компонентов, вынужденно доверяя их вендорам, отсюда фактическая сложность «главного» изделия нельзя рассматривать как совокупность сложностей его составляющих. Наиболее известный пример такого рода – ошибка деления в процессорах Intel Pentium, ответственность за которую приняли на себя не производители компьютеров, а непосредственно Intel в лице исполнительного директора Энди Гроува. Другая, менее известная проблема, с которой мне лично пришлось столкнуться – это защита от краж Intel Anti-Theft, о которой производители ноутбуков вообще ничего не знали.

В чём же, на мой взгляд, главная проблема?

Дело в том, что АСКОН позиционирует себя не как инженерную, а как софтверную компанию, которая не претендует на собственное видение стратегии развития промышленности. Это хорошо с точки зрения бизнеса компании, и он действительно успешен. Но это не очень хорошо с точки зрения развития самой промышленности (говоря шире – экономики РФ), которую уже несколько лет переводят из режима глобальной интеграции в режим чучхе, и при этом компании, по роду своей деятельности обладающие огромными объёмами информации (привет Big Data), готовы всего лишь послушно «колебаться вместе с генеральной линией».

Вместе с тем, сама идея хранения инженерной информации в стандартизованном виде и создания, таким образом, единой системы PLM, совсем неплоха. И если в конце 80-х мы ориентировались на локальные сети отдельных предприятий, то сегодня такая единая система могла бы жить в облаках, облегчая взаимодействие производителей различных компонентов и развивая технологическую (а не отраслевую) специализацию.

К 30-летию АСКОНа – мои старые песни о главном. Статья Владислава Боярова. 22.10.2019 г.

К 30-летию АСКОНа – мои старые песни о главном. Статья Владислава Боярова. 22.10.2019 г.

К 30-летию АСКОНа – мои старые песни о главном. Статья Владислава Боярова. 22.10.2019 г.

К 30-летию АСКОНа – мои старые песни о главном. Статья Владислава Боярова. 22.10.2019 г.

На самом деле все современные трамваи не сильно различаются по общей компоновке, и основу их составляют именно тележки с приводами, системами управления, рекуперацией энергии и прочими прелестями. И если бы нашему производителю тележек удалось стать их глобальным поставщиком (как GE – авиадвигателей или Intel – процессоров), это точно был бы триумф.

----

Куда движется розница?

Куда движется розница? Статья Владислава Боярова. 19.04.2024 г

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША»

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША». Статья Владислава Боярова. 08.04.2024 г.

Pantum в Самаре: business as usual

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.