Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

1 декабря 2009 года в московском ресторане «Мили» прошло очередное заседание Клуба Pro Cisco, посвящённое новым продуктам Cisco для совместной работы. Вёл заседание организатор и вдохновитель клуба Александр Палладин, докладывали директор по развитию бизнеса Cisco в России Михаил Кристев и менеджер по развитию бизнеса Павел Теплов (его основная специализация – развитие бизнеса в области унифицированных коммуникаций).

Александр Палладин, глава пресс-службы ООО «Сиско Системс». Заседание Клуба экспертов ProCisco. 1 декабря 2009 г. Фото: Владислав Бояров.

Михаил Кристев, директор по развитию бизнеса и по работе с партнёрами ООО «Сиско Системс». Заседание Клуба экспертов ProCisco. 1 декабря 2009 г. Фото: Владислав Бояров.

Павел Теплов, менеджер по развитию бизнеса ООО «Сиско Системс». Заседание Клуба экспертов ProCisco. 1 декабря 2009 г. Фото: Владислав Бояров.

На самом же деле мне до сих пор трудно привыкнуть к своеобразной подаче компанией Cisco своих решений. Ведь как происходит традиционно: компания акцентирует внимание на своём новом продукте (будь то ноутбук или автомобиль), который обладает невиданными доселе характеристиками, и подробно об этом продукте рассказывает. И уже в качестве комментария, для тех кто не понял, объясняет, какие проблемы можно решить с использованием этого продукта.

Компания Cisco делает всё с точностью до наоборот. На их презентациях подробнейшим образом разбираются стоящие перед нами задачи (часто до того, как широкий круг пользователей их осознаёт), и уже в финале, как в хорошем детективе, появляются новинки, эти вопросы решающие. Точнее, Cisco для этой проблемы выстраивает весь свой огромный арсенал решений, плюс добавляет к нему некоторые новинки. На этот раз завязкой интриги была фраза из отчёта «Организация XXI века» от McKinsey & Company: «Следующей задачей по повышению производительности является повышение эффективности работы сотрудников, чью работу невозможно автоматизировать. Ставки в этой игре высоки». Что же это означает?

Исторически первыми были автоматизированы самые понятные, самые формализуемые работы. Удивительным образом так получилось, что сами такие работы появились непосредственно перед началом автоматизации: это монотонные операции, выполняемые, как правило, на конвейере. Цикловая автоматика, станки-автоматы, а затем станки с ЧПУ и роботы с успехом заменили множество станочников, сборщиков, и прочих не очень квалифицированных рабочих. С появлением компьютеров началась автоматизация и более квалифицированных работников: инженеры получили в своё распоряжение сначала системы авточерчения, а затем объёмного моделирования и даже цифровых прототипов, содержащих сведения не только о геометрии, но и о физических свойствах объектов. Однако и здесь ключевым словом является автоматизация: из всего множества работ, выполняемых инженерами, выделяются формализуемые фрагменты (уже мыслительной деятельности!) и автоматизируются.

Однако информационно-коммуникационные технологии принесли не только локальную автоматизацию, но и возможность оперативной доставки файлов, например, технической документации или самих программных продуктов. Они дали возможность специалисту работать вне офиса, а также следующую из неё возможность создавать динамические коллективы, территориально распределённые по всей планете. Очевидно, что участники таких коллективов должны контактировать не только внутри своих групп, но и с внешними (по отношению к коллективу, а не к своей территории – этот этап уже пройден) партнёрами. Но если обычные коллективы имели возможность собраться на техсовет или просто один сотрудник мог в любой момент подойти к другому, и за чашкой кофе обсудить проблему, то для коллективов динамических «сближающая аромагия» становится недоступной. И как хорошо было бы совместить три вещи:

  • привычность традиционных человеческих контактов;
  • замену листочков с эскизами и демонстрационную доску чем-то более современным;
  • независимость от географических координат членов коллектива.

http://sptc.ru/articles/cisco_files/9121004_b.jpg

 

То есть я бы скорее сказал не о сотрудниках, а о той части деятельности, которая связана непосредственно с общением, и которую автоматизировать невозможно в принципе. Отсюда совсем не следует, что само общение не эволюционирует: если не так давно кроме непосредственного общения мы могли использовать только бумажную почту или телефон, то на сегодняшний день выбор способов весьма велик, и их количество только продолжает расти. Например, если мне звонят, когда я веду автомобиль (всё по правилам – гарнитура в ухе), то прошу бросить SMS-ку или eMail, поскольку не имею возможности записать информацию. А бывает, что наоборот, после прочитанного электронного письма мне требуется обсудить что-то в живой беседе и я беру телефон. Так вот, компания Cisco движется по пути к тому, чтобы человек в любой ситуации мог выбрать способ общения, включающий необходимые ему компоненты в форме текста, изображения, звука, видео, адекватный решаемым задачам. К типу контента следует добавить и способ налаживания коммуникации: личная переписка или открытые публикации, закрытые телепереговоры или открытая телеконференция.

Предположим, все необходимые аппаратные и программные средства у нас появились. И тогда на повестке дня стоит вопрос о новом качестве общения в целом и совместной работы в частности. Возьмём, к примеру, вершину нынешней коммуникационной индустрии: Cisco TelePresence, которая в плане эффекта присутствия если не навсегда, то надолго станет неким Эверестом, выше которого ничего нет. Но при всей красоте решения, эта технология чисто идеологически всего лишь имитирует «живой» круглый стол. А вот как бы совместить «в одном флаконе», в единой среде, все приведённые на рисунке способы коммуникаций, чтобы партнёры имели под рукой и планшеты, с которых можно было бы что-то подрисовывать к обсуждаемой схеме, и тематический поиск, и историю обсуждений темы совещания, и базу экспертов по данному вопросу? Я думаю, что это не может быть только решением вендора, этот путь мы все должны пройти сообща. И примерно так же, как мы уже научились пользоваться по отдельности телефоном, электронной почтой, социальными сетями, постепенно будем вырабатывать навыки мультимедийного, мультипротокольного общения. А производители и операторы связи будут угадывать наши потребности и на основе постоянно растущих технических возможностей предлагать нам новые интегрированные способы совместной работы. А мы, пользователи, будем стараться их осваивать, если не хотим проиграть в конкурентной борьбе.

Что же сегодня предлагает Cisco в этой области? Прежде всего, это гибкая настраиваемая архитектура, которая включает в себя все известные типы контента и способы коммуникаций. В частности, впервые в отрасли предлагаются адаптированные к условиям бизнеса корпоративные социальные сети. При этом, как и в «бытовых» социальных сетях, каждый сотрудник может быть членом нескольких групп со своей ролью в каждой группе. Также предлагается (пока, к сожалению, только на английском языке) программная конвертация речи в текст и текста в речь. На своём опыте знаю, что преобразование звуковой записи интервью в текст – задача творческая, говорим мы совсем не так красиво, как хотелось бы, но в качестве черновика такая вещь очень полезна. Кроме этого, текст можно использовать при поиске (фрагмента внутри речи либо файла речи в архиве): к сожалению, полноценный поиск по звуку или видео пока ещё не создан и перспективы его создания весьма туманны. С помощью решений Cisco доступно мгновенное, без паузы в разговоре, переключение с мобильного телефона на стационарный и обратно. Работает автоматический поиск эксперта по интересующей проблеме. Выведено на рынок простое в использовании решение Cisco TelePresence WebEx Engage (позволяет одним нажатием кнопки начать или запланировать видеосессию и обеспечить тесное взаимодействие между системой Cisco TelePresence и средствами конференц-связи Cisco WebEx). В рамках новой – восьмой версии своей платформы для унифицированных коммуникаций (Cisco Unified Communications 8.0) компания вывела на рынок новые унифицированные IP-телефоны (Cisco Unified IP Phone) с функциями видео и Wi-Fi. Теперь пользователи могут участвовать в высококачественных интерактивных видеоконференциях и беспрепятственно создавать рабочие пространства с помощью технологии Bluetooth. В Cisco знают, что приверженцы платформы Apple предпочитают белый цвет устройств, тогда как любители IBM-совместимых машин – чёрный. Поэтому телефоны выпускаются в двух вариантах цвета.

Телефоны выпускаются в двух вариантах цвета.

Известную проблему представляет собой невозможность «нетелефонной» маршрутизации используя лишь телефонные номера. Уже достаточно долго обсуждается набор протоколов для объединения системы нумерации телефонов E.164 с системой адресации Интернет под именем ENUM ( tElephone NUmber Mapping), но, похоже, телефонные операторы прекрасно понимают, что ENUM неизбежно убьёт традиционную телефонную связь с её совершенно безумной по сравнению с интернетом тарификацией и будут стоять до последнего. То есть до тех пор, пока пользователи полностью не перейдут на интернет-коммуникации. Однако Cisco сумела частично обойти это ограничение и научилась использовать телефонную трассировку для установления с её помощью интернет-соединения.

Честно говоря, рассказывать обо всём этом – дело неблагодарное. Статья превращается в каталог решений, каждое из которых, разумеется, очень интересно, но объём превышает любые разумные пределы. Поэтому здесь я останавливаюсь и, помня слова великого Штирлица о том, что лучше всего запоминается последняя фраза, заканчиваю словами Джона Чемберса, что решения Cisco позволяют осуществить переход от командно-административной модели управления бизнесом к совместной и коллективной работе. Это – цель, а всё остальное – лишь средство.

В этом году исполняется 25 лет компании Cisco, и эта дата знаменательна для отрасли в целом, поскольку своим рождением компания обязана созданию первого в мире многопротокольного маршрутизатора. Всего 25 лет пользователи ранее несовместимых между собой компьютеров с разными сетевыми протоколами получили возможность общаться между собой, и в то время компьютерное общение подразумевало исключительно обмен текстовыми сообщениями. С тех пор предоставление возможностей для общения и совместной работы стало целой индустрией, влияющей на жизнь нашей планеты. Публикуя недавно список лидеров современной Америки, еженедельник US News@World Report подчеркнул: главным критерием при выборе тех, кого в США сегодня считают наиболее авторитетными членами общества, стала их способность «вдохновлять людей на совместную работу и добиваться таким образом выдающихся результатов». В связи с этим закономерно, что одним из лидеров современной Америки назван убежденный сторонник методов совместной работы – председатель совета директоров, главный исполнительный директор компании Cisco Джон Чемберс.

По иронии судьбы как раз 25 лет назад по моей инициативе на обычном советском заводе в г. Самаре (в то время он назывался Куйбышев) нам удалось организовать динамический коллектив, состоящий из сотрудников конструкторского бюро (КБ), кустового центра подготовки программ (КЦПП) и отдела автоматизированных систем управления предприятием (АСУП). Надо сказать, что поначалу работать нам никто не мешал. Правда, пришлось пойти на поклон в заводской комитет комсомола и оформить коллектив как комсомольский (хотя я в комсомоле никогда и не был), но это ещё не страшно. А вот когда стало ясно, что работа получилась (она и сейчас жива под именем «Лоцман», но это длинная история), начальник отдела систем автоматизированного проектирования (САПР) и начальник АСУП потребовали у руководства завода передачи работ в их ведение. Тогда весь наш коллектив уволился с завода, мы нашли заказчика в городе Кургане и с успехом внедрили там наш продукт. Так что идеи компании Cisco о динамических коллективах и совместной работе мне не просто понятны, а очень близки, и мои восторги по поводу успехов компании на этом пути совершенно искренни.

Заседание Клуба экспертов ProCisco. 1 декабря 2009 г. Фото: Владислав Бояров.

----

Информационная гигиена в эпоху интернета

Информационная гигиена в эпоху интернета. Статья Владислава Боярова. 12.08.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША»

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША». Статья Владислава Боярова. 08.04.2024 г.

Pantum в Самаре: business as usual

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.