Во времена моей молодости машиностроение доминировало в Куйбышеве: в полную силу работал авиационный завод, выпускавший самый массовый советский самолёт Ту-154, Моторный (на Управленческом, по сути, мастерские при КБ Кузнецова) и Моторостроительный, Агрегатный, Гидроавтоматика, Аэродромного оборудования, 4-й и 9-й ГПЗ, Средневолжский станкостроительный и Координатно-расточных станков, ЗИМ, Кинап – всего и не перечесть. И День Машиностроителя тогда был по значимости не меньше Дня города сегодня, и особо причастными себя тогда не ощущали – когда почти все вокруг тоже машиностроители, в чём твоя особая гордость?
И знание сопромата с начерталкой тоже не считалось чем-то особенным, отсюда все понимали мир таким, какой он есть, и происходящие в нём явления не казались чудом. Поэтому начать хочется с огромной благодарности компании АСКОН, устроившей этот праздник. Деловой праздник, с очень интересными докладами о том, где мы и кто мы.
Подзаголовок объявления красноречиво говорил о том, что АСКОН – это теперь, прежде всего, про базы и учётные системы, а не про геометрию (черчение).
Что процесс начинается с ЛОЦМАНа, а далее ЛОЦМАН присутствует на всех этапах работы. Как этот ЛОЦМАН появился на свет, я писал многократно и повторяться не буду,
Скажу только что ни про обезличенные обозначения с использованием в них классификатора ЕСКД, ни про унификацию, которую позволяют проводить эти обозначения, обратные деревья речь пока так и не зашла.
Как ничего не было сказано ещё об одной проблеме, решение которой на бумаге требовало огромных трудозатрат, а в ИТ-системе она решалась почти бесплатно. Я имею в виду те сборочные единицы (так и хочется взять в кавычки), спроектированные малограмотными конструкторами, которые никогда не будут существовать в природе, то есть в реальном производстве.
Я не удержался и задал в перерыве вопрос об этом директору направления АСКОН-Бизнес-решения Юрию Сироте. Оказалось, АСКОН предлагает не переструктурировать конструкторскую документацию с тем, чтобы присутствующие в ней сборочные единицы таковыми и являлись (то есть, реально собирались в производстве), а наряду с конструкторской иерархией изделия создавать параллельную ей технологическую, а потом отслеживать обе. И ещё технологическая система Вертикаль обращается не непосредственно к базе ЛОЦМАНа, а конвертирует данные в свою, получается, ещё и это надо отслеживать.
Но это всё подробности, главное – процесс пошёл, и если всё время говорить про общую базу, как это делали докладчики, то, в конце концов, она и получится.
Хуже то, что как было заявлено другим докладчиком, из-за кризиса на Украине мы оказались в кольце санкций, и теперь в России всем придётся использовать только отечественный софт.
Здесь всё неправда: кризис на Украине закончился 22 февраля 2014 года назначением вместо «эвакуированного» в Россию Януковича ВРИО Турчинова, а санкции были приняты значительно позже и по другим причинам. К тому же Россия не выпускает ни собственных операционных систем, ни собственных процессоров, ни памяти, ни всего остального. Так что если действительно прижмут санкциями, то приложения будет не на чем и не под чем исполнять.
Этим же аргументом разбивается и желание сотрудничать исключительно с российскими компаниями: даже если не иметь прямых контактов с производителями аппаратных компонентов и системного ПО, без продуктов этих компаний всё равно не прожить.
Алексей Федосеев из компании АСКОН Воронеж на слайде к своему докладу процитировал главу Американской торговой палаты в России (AmCham) Алексиса Родзянко, который выразил опасение полного прекращения деятельности компаний США в России. На его взгляд, это повод для того, чтобы срочно закупаться российскими программным и продуктами, в частности, компании АСКОН. Однако, в случае полного прекращения поставок американской ИТ-продукции в Россию, любые программные продукты просто не на чем будет запускать. И не надо обольщаться тем, что почти вся ИТ-продукция производится в Китае – штаб-квартиры компаний Intel и AMD находятся в США, а все компьютеры работают только на этих платформах.
Новая система нормативно-справочной информации (НСИ) ПОЛИНОМ:MDM, с одной стороны, призвана заменить собой все разрозненные справочники, с другой – как написано на слайде, обеспечить синхронизацию состояний объектов в справочнике и составе изделия. Здесь, конечно, небольшая ошибка. Дело в том, что в базе данных в таблице составов изделий указываются только идентификаторы (уникальные ключи) что куда входит, а сами атрибуты объектов (наименование, обозначение, вид изделия и пр.) находятся в таблице собственно изделий, безотносительно к тому, в какие составы они входят. Тем не менее, сама идея «канонических» атрибутов, содержащихся в НСИ и синхронизированных с остальными таблицами системы представляется интересной и дисциплинирующей персонал – от конструктора до бухгалтера. Уж очень любят разные службы вести свои справочники, в которых перевраны даже обозначения. Насколько я понял, ПОЛИНОМ:MDM будет обслуживаться компанией АСКОН централизованно, а со временем может в единственном экземпляре жить на каком-нибудь облаке, будучи доступной всем потребителям оттуда. Это могло бы решить актуальную сегодня проблему (не)«учтённых экземпляров» ГОСТов и других справочников.
Сама базА стала другой, и теперь это уже не только тексты и числа параметров, но и объёмные модели. Всё это не может существовать на бумаге – только в компьютерных «мозгах», и таким естественным путём осуществился переход к безбумажным технологиям. Разумеется, так просто традиции не сломать, остаётся возможность формировать и бумажную документацию, но именно формировать из базы по запросу, примерной как с калек делать синьки.
Насколько тесно интегрирован «текстовый» состав изделия с объёмной моделью, пока не очень понятно. Докладчики говорили, что резко снизилось время формирования спецификаций из модели, однако не совсем понятно: эти спецификации (составы) уже существовали и формировались только как отчёт, или же сначала создавались внутри базы.
Хочется напомнить, что первая связь спецификации с чертежом, реализованная в самом начале 90-ых выглядела так: по команде из строки спецификации или таблицы изделий вызывался графический просмотрщик (Viewer) или редактор. Самое смешное было в том, что Clipper, на котором первоначально была написана система, занимал более 500 КБ (килобайт) из доступных 640 КБ, примерно столько же занимал и Autocad, а многозадачность в DOSе не была предусмотрена. И тогда наши коллеги написали своп-драйвер, который выгружал на диск всё содержимое оперативной памяти, очищал её и загружал другим приложением. По нынешним временам полное убожество, но надо же было с чего-то начинать.
Сейчас таблицы и картинки сосуществуют на одном экране, а созданный компанией АСКОН формат c3d позволяет работать без тормозов даже на относительно слабых компьютерах.
Вообще в 18 версии КОМПАСа достигнута какая-то сумасшедшая оптимизация, о чём доложил маркетинг-менеджер КОМПАС-3D Дмитрий Крекин.
По сравнению с версией 16 получалось быстрее раз в сто, с 17 – раз в девяносто. Огорчает только то, что это сравнение с самими собой, а не с конкурентами. Впрочем, учитывая ранее сказанное, конкурентов вроде, как и нет. Как говорится, «кому война…».
Топологическая оптимизация в предлагаемой концепции предполагает полный отрыв от свойств материала заготовки, полученной различными способами (прокат, ковка (штамповка), литьё), себестоимости обработки (зависящей от объёма выпуска) и многих других вещей, известных инженерам-машиностроителям.
Об опыте внедрения системы Вертикаль в РКЦ «Прогресс» рассказали сотрудницы предприятия Элина Выдрова
и Наталья Шерстнякова.
Интересно, что тот, кто должен был бы в первую очередь бояться санкций, совсем их не боится и в качестве главной (объединяющей) корпоративной системы использует систему Windchill американской компании PTC.
Разработка конструкции ведётся в пакете Creo той же американской компании.
А КОМПАС в РКЦ «Прогресс» используется крайне ограниченно – только для двумерных чертежей.
То ли они такие авантюристы, то ли всё не так страшно – наверное, показать это может только будущее.
Интересным направлением компании АСКОН является топологическая оптимизация деталей – это уже где-то близко к искусственному интеллекту. Но есть и вопросы.
Если первый (левый) вариант детали легко получается фрезерованием из стального проката, то второй отфрезеровать можно только довольно сложными манипуляциями с использованием специально изготовленных для этого приспособлений. Разумеется, у инноваторов в голове сразу возникает 3D-принтер, который напечатает нам всё, что угодно, однако здесь сразу же возникает вопрос как о химсоставе материала, так и о его структуре – вряд ли спекание даст нам то же, что прокат или штамповка (поковка). Поэтому, видимо, правильнее говорить о традиционной «вообще оптимизации», при которой инженер учитывает по возможности все факторы, например, полетит ли этот кронштейн в космос или будет использован в строительной конструкции.
В общем, было и чему порадоваться, и о чём задуматься, но главное – усилиями таких компаний, как АСКОН, отечественное машиностроение существует, и это хорошо.