Центральной темой конференции Cisco Connect 2014, проходившей в Москве 18-20 ноября, был Всеобъемлющий Интернет (Internet of Everything, IoE). Думаю, что в этом названии есть некая игра слов, рифма с другой модной темой: Internet of Everything - Internet of Things (IoT). Но эта связь прослеживается только в английском, по-русски же никакой «рифмы» между Всеобъемлющим интернетом и Интернетом Вещей нет. Хотя, если вспомнить редко используемый сейчас термин «кибернетика», как раз и означает «науку об общих закономерностях получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество».
Началась конференция, как и полагается, с регистрации, точнее, с её финальной части - выдачи бейджика: все процедуры я прошёл ещё дома с компьютера, тогда же смог составить личное расписания на все три дня. Для журналиста это было проблемой: доклады читались на нескольких потоках, причём эти потоки каждый день менялись с тем, чтобы общее количество не превышало 7:
- Информационная безопасность.
- Центры обработки данных.
- Решения для операторов связи.
- Инфраструктура корпоративной сети.
- Интернет вещей.
- Практика использования облачных технологий.
- Беспроводные сети.
- Технологии SDN для операторов связи.
- Технологии для совместной работы.
- Контактные центры.
- Практикум по внедрению решений Cisco для ЦОД.
- Опыт ИТ-подразделения Cisco.
- Оптические сети и системы.
Должен сказать, что моё расписание было нарушено желанием получить интервью (успел взять у Сергея Юцайтиса, Рустема Хисамова, Александра Фелижанко, Алексея Лукацкого) и беседами у стендов: посмотреть все стенды только в перерывах нереально.
Но первым делом я попался «партнёрскому» крокодилу. Вот ведь оно как: всегда думал, что «Крок» - это «шаг» (по-украински), видимо, навеяло интеловским «Leap Ahead». А это, оказывается, крокодил.
Обстановка на больших конференциях специфическая. Если на презентации или заседании Клуба Pro Cisco надо очень постараться, чтобы что-нибудь упустить, то здесь результативность зависит от тебя самого: с кем уже знаком, с кем успеешь познакомиться, что сумеешь увидеть. И не пытаться объять всё, потому что это в принципе невозможно.
Беглое знакомство с некоторыми стендами
и вот уже пора идти на пленарные доклады.
С приветственным словом к юбилейной 15-й конференции Cisco Connect выступил вице-президент компании по работе в России/СНГ Джонатан Спарроу (Jonathan Sparrow).
Поскольку г-н Спарроу работает в этой должности всего пару месяцев и в этой роли неизвестен широкой публике, он начал доклад с рассказа о себе. Получилось очень душевно. Родился в семье любителей спорта, восхищался игрой советских хоккеистов в суперсерии 1972 года. Да, там были эмоции: Канада выиграла 4 матча, СССР – 3 (одна ничья), но при этом советские хоккеисты забили больше шайб. Правда, всего на одну больше, но это как раз и добавляло эмоций.
Выбрал в 8 классе русский язык в качестве иностранного, в 1989 приехал в СССР, влюбился, женился и остался. Работал не в советских/российских компаниях: Pepsi, Deutsche Telecom, Accenture, Nokia, Qualcomm, и, наконец, Cisco. Джонатан сказал, что за 25 лет Россия стала его домом, второй Родиной и первой Родиной его детей, русский язык для них родной. Поэтому, работая на иностранные компании, Джонатан думает и о том, как приносить пользу России.
Компания Cisco в России работает меньше: с 1995 года. 376 сотрудников с Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске и Самаре, $794 млн. финансирования от Cisco Capital за последние 4 года, 2200 партнёров, локальное производство пяти продуктовых линеек, 17300 членов Cisco Learning Club, более 46 тысяч выпускников Академий Cisco, из них 19500 только за последний год.
Закругляя своё выступление, г-н Спарроу отметил, что бизнес Cisco похож не на индивидуальные виды спорта, такие как гольф или теннис, а на командные, такие, как хоккей, где членами команды являются партнёры и заказчики компании. Особую благодарность он выразил тем, кто поддержал эту конференцию: официальному спонсору Intel, золотому спонсору CTI, технологическим спонсорам EMC и VMWare, бронзовому спонсору NVisionGroup. Упомянуты и медиапартнёры.
Дальше были аналогии с высшей лигой ИТ-индустрии, которую Cisco возглавляет, потому что хорошо «тренируется», то есть вкладывает много ресурсов в исследования, разработки и приобретения компаний ради имеющихся у них технологий. Джонатан процитировал великого хоккеиста Уэйна Гретцки: надо стремиться не туда где сейчас шайба, а туда, где она будет находиться. В качестве примера такого попадания в нужное место, Джонатан привёл пример с UCS, когда компания Cisco не стала копировать существующую на рынке архитектуру, а создала свою, на перспективу, куда отрасль ещё только должна была прийти, что и обеспечило 1 место в США по поставкам блейд-серверов.
«Несмотря на нынешние проблемы геополитического характера, хочу заверить: то, что сделало Cisco великой компанией, будет делаться и дальше», - сказал г-н Спарроу. Я ни капли не сомневаюсь в том, что бизнес всегда стремится к развитию и сотрудничеству, и это можно только приветствовать, однако, к сожалению, не всё зависит от бизнеса.
Следующий пленарный доклад «Всеобъемлющий Интернет: мир неограниченных возможностей», сделал Вим Элфринк (Wim Elfrink), исполнительный вице-президент Cisco по стратегии и развитию бизнеса индустриальных решений, главный директор по вопросам глобализации.
Он отметил, что наш быстро урбанизирующийся мир стоит перед лицом колоссального демографического дисбаланса. В ближайшие десятилетия в Европе и, в некоторой степени, в США и Китае население будет сокращаться и стареть, в то время как в Индии, Африке и на Ближнем Востоке – расти.
Вообще-то в природе баланс всегда устанавливался естественным путём, когда популяции просто не хватало пропитания. Человеческое общество регулирует свою численность иными способами, обычно они не столь жестоки, как в дикой природе, однако и приятными тоже бывают нечасто. К тому же мы совсем недавно (мой поколение это ещё застало) слышали про некий универсальный способ решения всех проблем, когда «наука станет в полной мере непосредственной производительной силой», а «все источники общественного богатства польются полным потоком». Невозможно не согласиться с тем, что концепция Всеобъемлющего Интернета (The Internet of Everything) предполагает «квантовый скачок» в развитии традиционного интернета – его переход в принципиально новое состояние, когда участниками сетевого взаимодействия станут все люди и физические предметы. Только сам по себе технический прогресс, ещё не путь к процветанию или хотя бы миру. Да и само по себе одно только развитие информационных технологий, как оказалось, не обеспечивает даже элементарной информированности населения.
Равно как информационные технологии автоматически не сделают город или страну умнее – возможно, здесь даже всё как раз наоборот: умной стране ИТ дают дополнительные преимущества перед неумной, и, хотя в абсолютном измерении выигрывают все, относительный разрыв только растёт.
Можно только порадоваться за информатизированный и интернетизированный Гамбург, но если уж по гамбургскому счёту – этот город и до интернетизации был не глуп.
В своём выступлении Вим Элфринк обогатил ИТ-терминологию новым понятием (по крайней мере, я его впервые услышал) – «туман» - то же «облако», только функционирующее на локальном уровне, в непосредственной близости от пользователей. Смысл тумана в том, что не все данные, получаемые непосредственно от «вещей» (опять проблема перевода, всё же по-русски «вещь» - это что-то вроде багажа, а, к примеру, кондиционер вещью мы не называем), следует передавать «наверх». Иногда их можно просто игнорировать (например, контрольный сигнал о нормальном функционировании), иногда – обрабатывать на месте и передавать только краткий отчёт (например, итоговое значение за сутки) – в любом случае, разгрузить облако от ненужной там информации.
Доклад руководителя подразделения Cisco по разработке архитектурных решений для корпоративного сегмента на развивающихся рынках Дена Салливана (Den Sullivan) назывался «Современный ЦОД как средство оптимизации бизнес-процессов».
Начал он с определения этапов развития ЦОД по версии Cisco, где следующей волной должны быть Всеобъемлющий интернет и Интероблако. Поскольку всё это существует пока только в виде концепции (хотя и тщательно проработанной), необходимо понимание того, что под этим подразумевается.
В качестве одного из претендентов Cisco представила твердотельные системы Cisco UCS Invicta, интегрированную инфраструктуру Cisco UCS Director для FlexPod, Vblock, VSPEX и других комплексов, UCS-серверы 4 поколения, модульные серверы UCS-M. Ден отметил, что сегодня трафик в облаках уже превысил трафик в классических ЦОДах. Особое внимание было уделено концепции Cisco ACI (Application-Centric Infrastructure – инфраструктура, ориентированная на приложения).
Эта концепция предлагает различные операционные модели, объединённые общей идеей.
Г-н Салливан сформулировал 4 отличительных признака интероблачной модели по версии Cisco: мобильность виртуальных машин, ориентированный на приложения контроль политик, партнёрская экосистема и виртуализация данных.
Здесь опять каждое положение требует расшифровки, однако такие подробности выходят за рамки этого материала. О чём необходимо сказать – Cisco предлагает сетецентричный подход к реорганизации ЦОД, перенос акцента на сетевое управление, а не на вычислительные мощности как таковые.
Новый взгляд на сервис Cisco представил директор по сервису в России и СНГ Сергей Марченко. Если 5-7 лет назад Cisco предлагала на рынке стандартный набор услуг (например, SmartNet), сегодня компания стараетсяпомочь каждому заказчику в решении его уникальных проблем. Ради этого в 2014 году в России появилось новое юридическое лицо Cisco Solution. Компания Cisco организационно может предлагать своим партнёрам как роль лидера (и тогда Cisco только при необходимости подключается и помогает), так и роль помощника (и тогда Cisco берёт на себя всю ответственность). Понятно, что распределение ролей зависит от уровня компетентности партнёра в этой области. Бывают ситуации, когда Cisco работает напрямую с заказчиком, но это случается крайне редко, и сама компания старается избегать таких ситуаций.
О пресс-конференциях, состоявшихся после пленарных докладов – в следующем материале.