Наверное, не все знают, чем изобретение отличается от открытия и на какие категории изобретения делятся. Так вот: если открытием называется установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, то изобретение – это решение технической задачи. Более простыми словами, если первооткрыватель увидел то, чего до него не видели другие, то изобретатель создал то, чего не ранее не существовало. В обыденном советском сознании открытие было круче изобретения, и именно учёные получали надбавки за степень, хотя создать, на мой взгляд, всё же сложнее, чем увидеть. На самом деле ничего оригинального я не сказал: открытия юридически оформлялись только в двух государствах: СССР и Монголии. Причина простая: никаких особых прав на открытую закономерность в принципе ни у кого быть не может. Репутация в научном мире – да, но никак не право собственности на закон природы.
Изобретение же делятся на три категории: устройство, вещество, способ. Если с первыми двумя всё более-менее понятно, то способ чем-то похож на открытие. При этом Вики подчёркивает: «в отличие от законодательств промышленно развитых государств, в российском законодательстве этому понятию дано правовое определение (ГК РФ, пункт 1 статьи 1350 (Условия патентоспособности изобретения))» Видимо, сказалось советско-монгольское наследие. Классическое «забивать гвозди микроскопом» – это ведь тоже способ, который в некоторой экзотической ситуации может быть и полезен.
Также и у изобретения, и у открытия должна быть такая вещь, как существенность. Это штука тонкая, чёткой грани не имеет, определяется только экспертным заключением.
Вообще-то про этот монопод я писать не собирался, потому что сразу обнаружил в нём серьёзную конструкторскую ошибку – прямо хоть в учебник пример помещай. Но с другой стороны, дарёному коню в зубы не смотрят, а если, не дай бог, представители ASUS ещё и обидятся… мне этого уж точно не хотелось. Но раз уж теперь читателя ожидает хэппи-энд, рискну.
Поскольку селфи подразумевает удержание смартфона на некотором расстоянии, в ручке предусмотрено Bluetooth-устройство, распознаваемое как клавиатура и содержащее всего одну клавишу спуска камеры. Однако само Bluetooth-устройство разместили в торце ручки, клавишу (обвёл красным) выше и соединили проводом.
Bluetooth-устройство в ручке закрепили плохо, поэтому, пытаясь выдернуть кабель зарядки, я выдернул сам модуль и оборвал проводки, соединяющие его с клавишей.
Здесь можно было бы поворчать на пресловутое «качество сборки» (редкий случай, когда этот термин можно употребить правильно), но у меня претензии к конструкторам. Кто мешал сделать кнопку непосредственно на модуле? Нажимали бы её не вторым, а пятым пальцем (то есть не указательным, а мизинцем) – эргономика совсем бы не пострадала. Зато и в изготовлении монопод стал бы проще, и в эксплуатации надёжнее. К тому же при необходимости можно было бы вынуть модуль, положить в карман и пользоваться им отдельно, например, когда смартфон установлен на треногу. Плюс, конечно, продумать надёжную фиксацию модуля в ручке: например, довернуть на некоторый угол до щелчка.
А теперь, собственно, изобретённый мной способ использование монопода. За компьютером (монитором) я с 1985 года, зрение тренированное, читаю без очков самый мелкий шрифт, и ASUS Zenfone 2 с его монитором 5,5” разрешением 1920*1080 в качестве читалки мена вполне устраивает. Только держать его как книгу (в том числе электронную) не получается, и рука вскоре устаёт. И тут в голову пришла спасительная мысль: упереть монопод в диван и отрегулировать угол с расстоянием!
Конечно, на патент это никак не тянет, но вот уже третий день использую монопод таким способом, не могу нарадоваться и удивляюсь – как же мне это раньше не пришло в голову.
Должен сказать, что расположение кнопок на смартфоне ASUS Zenfone 2 (громкости на задней поверхности возле камеры и питание на верхней грани) очень удобно для установки его в монопод: при «обычном» расположении кнопки бы были нажаты, что сделало бы работу невозможной.