16 апреля 2008 года компания Cisco Systems провела пресс-ужин с вице-президентом по работе с коммерческими компаниями на быстроразвивающихся рынках Мило Шакиром (Milo Schacher) и директором компании Cisco в России и других странах СНГ Мариусом Шендерлингом (Marius Schenderling). Ужин прошёл на 29-м этаже гостинице «Красные холмы» у Павелецкого вокзала. Так высоко мы с Cisco ещё не забирались, поэтому я сразу кинулся снимать Москву с высоты…, даже не знаю, долетают ли туда птицы, а повторять Гоголя – это уже плагиат.
Открывший встречу глава пресс-службы ООО «Сиско системс» Александр Палладин отметил, что приглашение голландцев на руководство российскими командами даёт неизменно высокий результат, как мы имели возможность убедиться на примере Гуса Хиддинга и Дика Адвокаата.
Я думаю, что понятие «быстроразвивающиеся рынки» неоднозначно. С одной стороны, многие ещё помнят, что в советской терминологии кроме лагеря социализма и лагеря капитализма были ещё развивающиеся страны. Это такое вежливое название стран недоразвитых. Да и сейчас быстроразвивающимся рынкам обычно противопоставляются страны с развитой или зрелой экономикой. С другой стороны, любое быстрое развитие положительно, независимо от исходной точки. К тому же оно имеет свою специфику, при работе на таком рынке нужны особые приёмы.
Но и это ещё не всё. Кроме скорости развития самих ИТ-рынков, следует отметить, что насыщение чисто вычислительными, компьютерными средствами в нашей стране уже практически состоялось, в то время как коммуникации в настоящий момент как раз испытывают бурный рост: есть что связывать. И, наконец, третий компонент: после того, как развитыми сетями обзавелись огромные и просто крупные компании, очередь дошла до малого и среднего бизнеса. От одноранговой сети, через сети с выделенным сервером такие компании пришли к пониманию того, что им тоже нужна развитая коммуникационная структура. Вот и получается, что скорость развития коммуникационной составляющей предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) в нашей стране адекватна скорости развития ИТ-предприятий любого размера в мировом масштабе в третьей степени. Соответственно, лидер в области коммуникационных решений не может не обращать внимание на сегмент рынка, ёмкость которого измеряется миллиардами долларов.
И вот как Мило Шакир определил позицию Cisco. Три года прошло с момента основания Cisco Emerging Markets. Это подразделение работает в странах Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки, Центральной и Восточной Европы. Россия, наряду с Китаем и Индией, является крупнейшим рынком, поэтому нашей стране уделяется особое внимание. Инвестиции Cisco в российский сектор МСБ за три года увеличились в 4 раза: это и дополнительный персонал, и новые офисы. На МСБ во всём мире приходится более 60% рабочих мест, а по количеству компаний это 90%.
Г-н Шакир отметил такую особенность Российского рынка коммуникаций, как одиннадцать временных зон. Требуется адаптация работы сервисных служб к ситуации, когда над страной почти никогда не заходит солнце. Особенно это касается общероссийской горячей линии и центрального офиса.
Мило Шакир с удовлетворением сказал о том, что Cisco предлагает для предприятий МСБ оборудование, охватывающее весь спектр их потребностей. При этом для самых маленьких и экономных предлагаются продукты начального уровня линейки Cisco Linksys, с которых потом можно будет мигрировать на более взрослые модели. Однако политика компании включает не только выпуск современных качественных изделий, но и работу по их оптимальному использованию. Наиболее крупная и известная программа – это Сетевые академии Cisco, в которых обучаются многие тысячи людей. Такие академии имеются и в Самаре: первая из них на площадке Самарского Государственного Университета открыта в 2005 году. Вторая программа носит пока пилотный характер, но компания возлагает на неё большие надежды. Это Институт предпринимателей. В методике преподавания максимально использован опыт, приобретённый за годы работы академий. Можно говорить даже об унификации, но содержательная часть здесь совершенно иная. Владелец МСБ может в процессе обучения понять, что могут дать его фирме информационные технологии, и какие шаги ему следует предпринять для этого. Он может поставить перед преподавателями конкретные вопросы, и в течение курса они вместе будут находить ответы на них. Пока это программа обкатывается в других странах, но вскоре институты будут открываться и в России. Вместе с техническими вопросами будут раскрываться и вопросы финансовые, в частности, программа Cisco по беспроцентному лизингу оборудования для МСБ.
Честно говоря, всё это противоречит моему собственному опыту, который говорит, что администрация предприятия почти никогда не может поставить задачу перед ИТ-компаниями и сформулировать свои проблемы. Людям из ИТ-бизнеса приходится самим пытаться понять логику работы фирмы и предлагать решения, в частности, убеждать руководство переходить от документоориентиранных представлений к понятию единой базы данных предприятия и сетевому доступу к ней. Но сама эта попытка информационного образования людей, реально принимающих решения (в том числе и финансовые), заслуживает внимания, и я буду только рад, если у Cisco всё получится, а мне придётся изменить свои представления. В качестве первого шага компания Cisco предлагает посетить раздел своего сайта, где содержатся вопросы к руководителям. Это совершенно правильный шаг: уже сама необходимость ответить на профессионально поставленные вопросы заставит человека задуматься, разбудить его мысль. Осталось только заманить предпринимателей и управленцев на эту страницу.
Недавно компания Cisco провела обследование 16000 предприятий МСБ и увидела значительный прогресс по сравнению с ситуацией двухлетней давности. Практически на всех предприятиях есть локальные вычислительные сети (ЛВС), выход в интернет. При этом большинство компаний подвергались различного рода компьютерным атакам и планируют встраивать средства безопасности в свою сеть. Ещё одна область серьёзных инвестиций в России – это замена аналоговых телефонов, причём не просто IP-телефонией, а стратегически важным переходом на унифицированные коммуникации. Все те, кто уже это сделал, говорят о значительном эффекте такого перехода.
Но одними разговорами ничего не решить, и Мило Шакир упомянул о двух новых продуктах Cisco, которые он считает уникальными. Это система унифицированных коммуникаций UC-500 и маршрутизатор ASR-10000. И то и другое – это не конкретные модели, а платформы, и заказчик может согласовать необходимую ему спецификацию.
При этом, если UC-500 позиционируется как коробочное решение для тех, кто перерос продукты Linksys, то ASR-1000 – это более серьёзное устройство, требующее исключительно профессиональной инсталляции.
Затем Мило Шакир представил Мариуса Шендерлинга. Мариус напомнил слова г-на Палладина о том, что голландцы, работающие в России, делают это, как правило, успешно. Он сказал, что, по его мнению, из всех быстроразвивающихся стран Россия через 2-3 года будет находиться на первом месте по скорости развития, у нас самый привлекательный рынок. Через три года в российских отделениях Cisco будет работать в три раза больше сотрудников, чем сегодня. В этом году офисы Cisco должны открыться в Новосибирске, Казани, Ростове-на-Дону, Самаре и других городах. Из стран СНГ Cisco в настоящее время больше всего уделяет внимание Белоруссии, Украине и Казахстану.
В заключении доклада Мариус попросил запомнить две вещи:
1. Cisco работает в регионах.
2. Если компания Cisco приходит на какой-то рынок, то она обязательно добивается успеха и становится лидером.
Александр Палладин сообщил, что в рамках работы сетевых академий в скором времени Cisco объявит о том, что все учебные материалы переведены на русский язык. Это говорит об успехе сетевых академий и о том интересе, с которым их работа принимается в России. Уникальность программы в том, что до сих пор все материалы существуют только на английском языке, и русский здесь будет не во втором-третьем десятке языков, а вторым после английского.
После докладов представители Cisco отвечали на вопросы
Дарья Орлова из Уфы спросила у Мило Шакира и том, как работает беспроцентный лизинг, на что Мило ответил: работает, но не так хорошо, как ожидалось. Причиной является обилие финансовых инструментов в России, которые зачастую решают проблемы предпринимателей ещё до обращение в Cisco.
Алишер Расулов из Набережных Челнов задал вопрос, который интересовал и меня: а как предприниматели узнают, что им можно о чём-то спрашивать, как выходят на контакт. Мило Шакир ответил, что всё это делается через партнёров (реселлеров) Cisco, которые находятся ближе к клиенту и теснее с ним общаются. К тому же это зависит от сегмента рынка. Есть области, которые максимально зависят от уровня развития ИТ, например банки и другие организации финансового сектора. Но бывают и не совсем очевидные решения. В качестве примера Мило рассказал об аргентинском фермере, который поставил сеть, повесил на коров датчики и отслеживал их местоположение с помощью GPS с выводом информации на ноутбук. Система принесла ему реальный эффект, потому что отслеживать одно животное – это баловство или блажь, а аргентинское стадо может быть численностью и в 150 тысяч голов, здесь без техники уже сложно. К тому же не надо забывать, что и в Аргентине не все люди честные, и если фермеру приходит сообщение, что корова движется со скоростью более 20 миль в час, то она уже движется не своим ходом.
Мариус добавил к этому, что в России настоящей конкуренции на рынке телекоммуникаций пока нет: вместе с ценами на нефть экономика растёт такими темпами, что хватает всем. Но это будет не вечно, и когда цены на нефть и газ остановятся, российские бизнесмены начнут задавать правильные вопросы.
Следующий вопрос был о стоимости проекта для малых и средних предприятий. Здесь, похоже, мнения московского обозревателя Андрея Ященко и руководителей Cisco далеко не совпали: у них было значительно больше оптимизма.
Алексей Чернобровцев из издания «Открытые системы» был ещё более категоричен. Он сказал, что, по его мнению, в компании Cisco совершенно ложное представление о российских центрах обработки данных и предложил сотрудникам фирмы поближе ознакомиться с ситуацией. Также Алексей поинтересовался соотношением оборота Cisco, приходящегося на МСБ и крупные предприятия. Мило Шакир назвал цифру 30%-40%, однако в результате допроса с пристрастием (надо отдать должное г-ну Чернобровцеву) выяснилось, что это не доля, а процент годового роста. Не дождавшись ответа на поставленный вопрос, он выдвинул свою версию: доля МСБ в России многим меньше 10%.
Приятно было слышать о том, что за последние три года бренд Cisco по цитируемости поднялся с 64-го на 7-е место среди ИТ-брендов. В планах стоит 6-е место, а выше стоят только бренды, выпускающие широкий спектр потребительских товаров. По общему мнению пишущих людей (не побоюсь вот так сказать), больше всего этим успехом компания обязана таланту Александра Палладина.
На вопрос Алексея Есауленко о соотношении цен на продукцию Cisco в России и других странах, Мариус Шендерлинг ответил, что в мире на продукты компании действует глобальный прайс-лист, и только за счёт падения курса доллара к рублю за последние годы оборудование Cisco России стало на 20% дешевле. Планируется выпуск рублёвого прайс-листа.
В конце пресс-ужина Мило Шакир и Мариус Шендерлинг разрезали торт с логотипом Cisco, который был нами с удовольствием съеден.
За пресс-ужином следовало интервью. Знакомые линуксоиды просили меня узнать о возможностях разработки собственного программного обеспечения для сетевых устройств Cisco, при этом они высказывали определённый скептицизм в отношении намерений разработчика. Мило Шакир ответил, что, как и вся отрасль, Cisco движется в сторону открытости своих программных продуктов. Сейчас для получения информации, необходимой для разработки собственных приложений следует стать сертифицированным партнёром и вступить, таким образом, в сообщество разработчиков. Алишер Расулов интересовался ущербом, наносимым окружающей среде огромным количеством работающей компьютерной и коммуникационной техники. Ответ был таким: развитие коммуникаций позволяет людям меньше перемещаться физически, то есть при прочих равных экономит горючее и, следовательно, имеет положительное воздействие на окружающую среду. Кроме того, сами устройства становиться всё более эффективными, потребляющими меньше энергии при возрастающей производительности. Также мы попытались узнать о том, как предприниматели будут формулировать свои проблемы. А вот на вопрос Расула, настанет ли золотое время, когда системный администратор будет не нужен, Мариус Шендерлинг ответил отрицательно. Действительно, систему надо строить, дорабатывать, решать проблемы пользователей, да и вообще ничего не существует без сервиса. На эту же тему вопрос задавал и Николай Шупта, образно выразившись так: «зачем мне вместо удочки дают инструмент для ее производства?». Или другими словами: почему мне предлагают не готовый продукт, а какое-то решение? Дипломатичный ответ руководителей компании я бы интерпретировал так: готовыми продуктами являются раковина и унитаз, а решение – это способ компоновки туалета и ванной. Сложная система не может быть коробочным продуктом, слишком много различных требований предъявляется к ней в каждом конкретном случае. Единственное, к чему можно здесь стремиться – это к упрощению разработки проекта и развёртыванию систем.
В общем, всем нам предстоит много работать. А могло ли быть иначе?