Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

С 22 по 24 ноября 2011 г. в Москве состоялась двенадцатая конференция Cisco Expo. В течение трёх дней мероприятие посетили 3104 специалиста в области ИТ.

Летом 2007 года компания Cisco показала потрясающее решение под названием TelePresence. Передача звука и изображения настолько отличалась от всего существовавшего до этого, что не жалко было даже построить отдельные комнаты со специальными столами.

Время стремительно бежит вперёд, доступ в сеть становится всё более быстрым, мониторы – широкими, веб-камеры – многомегапиксельными. Соответственно, технические средства и пропускная способность коммуникаций позволяют нам наслаждаться качественным изображением собеседника уже и на обычном оборудовании. Разумеется, крупные компании, большие офисные центры, дорогие гостиницы могут позволить себе строить специальные переговорные комнаты, но с общим улучшением качества мониторов, видеокамер и каналов связи, картина несколько изменилась – у сотрудника появилась возможность проведения видеосеансов непосредственно со своего рабочего места. Ситуация аналогична той, в которую попал кинематограф: наличие в доме телевизора высокой чёткости и хорошего многоканального звука сильно снижает желание пойти в кинотеатр.

Понимая эту ситуацию, Cisco приобрела компанию Tandberg, интегрировала её решения и теперь имеет достаточно полную линейку устройств для видеосвязи. Дополняют эти решения унифицированные коммуникации Cisco (Unified Communications – UC), и сегодня уже трудно сказать, где кончается TelePresence и начинаются UC. На сегодняшний день это зрелые, прекрасно работающие технологии, они приносят «успехи в работе и счастье в личной жизни», но как раз их зрелость и наводит на мысль – а что дальше? Чего этим технологиям всё ещё не хватает, и что хотели бы пользователи?

Поиск ответа на этот вопрос заставил меня вспомнить о проблемах в другой области ИТ – взаимоотношений контента и носителя. Ведь как просто было раньше: книга, виниловый диск, киноплёнка являлись носителями информации с намертво привязанным к ним содержимым, как сейчас принято говорить – контентом. Современные информационные технологии поставили на этой простоте крест – теперь контент в виде файлов определённого формата живёт сам по себе: его покупают на оптических дисках, копируют на носители любой физической природы, передают по сетям, воспроизводят где угодно, когда угодно и на чём угодно. Прогресс ИТ превратился в головную боль владельцев контента, ибо проконтролировать его распространение и взять деньги со всех пользователей стало технически невозможно.

В коммуникационной сфере долгое время была весьма похожая картина: единственным средством связи был телефон с номером, выданным оператором связи. Телефонная компания могла контролировать все соединения абонента и тарифицировать разговоры. Заметим, что доступ и единственный сервис были столь же неразрывно привязаны друг к другу, как шрифт к страницам книги. С интернетом с самого начала всё было не так: провайдер выпускал абонента на простор и… Сначала он брал плату за время и объём нисходящего трафика, впоследствии всё свелось к безлимитным тарифам с ограничением скорости. А вот сервисы, которые получает посетитель интернета, многочисленны и бесплатны, провайдер бы и рад как-нибудь отщипнуть себе кусочек – да как его отщипнёшь от бесплатной услуги? Что касается мобильной связи, то здесь провайдер интернета и телефонный оператор, как правило, является одним лицом. Пока мобильная связь была медленной и позволяла пользоваться только электронной почтой, никакого конфликта интересов не возникало: разговаривать всё равно приходилось по-старинке с гарантированным биллингом. Но повышение скорости доступа до «разговорной» и появление ощутимого процента смартфонов «отрывает» голосовой сервис от классической телефонной связи. Процесс ещё не зашёл так далеко, как с контентом, но тенденция явно наметилась. Кроме чисто технических проблем есть очень серьёзная организационная проблема. Номер в телефонной сети общего пользования (ТфОП) равно как и адрес электронной почты (точнее, сами телефонная связь и электронная почта), является стандартом, который поддерживают все аппаратные и программные средства. А вот видов «продвинутой» связи огромное количество и пользователь Skype в настоящее время не может установить сеанс связи с абонентом TelePresence. В ответ на мои вопросы о всеобщей стандартизации видеосвязи, специалисты Cisco загадочно улыбались и предлагали внимательнее следить за сообщениями: мол, скоро узнаете. Впрочем, большого секрета здесь нет: надежды возлагаются на усовершенствованные продукты Jabber и WebEx, соответствующие плагины, встраиваемые в браузеры, и Jabber SDK, позволяющий независимым разработчикам создавать собственные приложения. Продумана и система идентификаторов – это будут адреса электронной почты, одно из достоинств которых – уникальность. Пока же гарантированные видеокоммуникации ограничены корпоративным сегментом и совершенствуются именно в этой рыночной нише.

Пропагандируя общение где угодно и с чего угодно, Cisco, тем не менее, всегда подчёркивает, что удобнее и эффективнее всего использовать специализированные устройства, изначально содержащие в себе необходимый софт, оптимизированный именно под каждое из них. В демозоне Cisco представила большую линейку «коробочных» решений для видеосвязи. Кроме удобства интерфейса (планшетик на столе перед терминалом и есть специализированный пульт управления), времени монтажа и настройки (достал из коробки и подключил к сети) специализированные устройства имеют ещё одно важное преимущество перед программными клиентами – это гарантированное качество связи. Даже на моём далеко не самом слабом ноутбуке некоторые запущенные приложения вызывают прерывание звука, но я хотя бы знаю, как с этим бороться. «Обычный» пользователь в такой ситуации может и не понять причин «кваканья» динамиков. К тому же не всегда есть время на анализ, особенно если это важные переговоры, на которых надо сосредоточить всё своё внимание.

На мой вопрос о дальнейшем развитии топовых решений видеосвязи, системный инженер Cisco Михаил Барышев ответил, что, скорее всего это будет объёмное изображение. Cisco уже сегодня готова передавать и декодировать необходимый для 3D трафик, требуются только экраны, позволяющие воспроизводить объём без необходимости надевать очки. Ибо разговор с глазу на глаз, когда глаза закрыты поляризационными очками, очевидно, не имеет смысла.

Однако только решениями Cisco всё не исчерпывается: российская компания S-Terra показала решения по защите видеотрафика, а компания Plantronics – гарнитуры для работы с UC.

Двенадцатая конференция Cisco Expo. Москва. 22-24 ноября 2011 г. Фото: Владислав Бояров.

Двенадцатая конференция Cisco Expo. Москва. 22-24 ноября 2011 г. Фото: Владислав Бояров.

Двенадцатая конференция Cisco Expo. Москва. 22-24 ноября 2011 г. Фото: Владислав Бояров.

Двенадцатая конференция Cisco Expo. Москва. 22-24 ноября 2011 г.

Цена некоторых моделей превышала 10 тысяч рублей, и я сначала искренне не понимал, чего же можно на такую сумму вложить в беспроводную гарнитуру. Оказалось, можно, и сотрудники, постоянно работающие с UC, покупали их в магазине, работающем на Cisco Expo.

Двенадцатая конференция Cisco Expo. Москва. 22-24 ноября 2011 г.

Аллан Бьёрнстад. Двенадцатая конференция Cisco Expo. Москва. 22-24 ноября 2011 г. Фото: Владислав Бояров.

На круглом столе по бизнес-видео Аллан Бьёрнстад рассказал о новых методах совместной работы, предлагаемых Cisco, и о развитии рынка видеокоммуникаций в России. Следуя интерактивности, Аллан предложил задавать ему вопросы по ходу доклада, не стесняясь прерывать его выступление. Замечу, что говорил г-н Бьёрнстад не просто о способах контактов, а о методах совместной работы.

Двенадцатая конференция Cisco Expo. Москва. 22-24 ноября 2011 г.

Двенадцатая конференция Cisco Expo. Москва. 22-24 ноября 2011 г.

Было перечислено четыре основных тенденции:

    1. Люди, использующие методы совместной работы, перестают быть привязаны к офису и становятся мобильными сотрудниками.
    2. Сотрудники общаются не только с коллегами из своей компании, но и с партнёрами, специалистами других фирм. Это явление получило название социализации сотрудников.

 

  • Передаётся не только статичная информация (письма, документы), но и всё в большей мере динамичные видео- и звукозаписи. При этом видеоконтент занимает всё большую долю трафика.
  • Виртуализация устройств, увеличение их числа у каждого пользователя. Пользователь входит в сеть с того устройства, которое наиболее удобно ему в данный момент. В общем случае это выглядит так: чем мобильнее состояние пользователя, тем более компактным устройством он пользуется.

 

Важно то, что в любом месте и с любого устройства сотрудник может получить доступ к необходимой ему информации. По приходу в офис можно залогиниться на стационарном устройстве и получать все вызовы через офисную сеть, вне офиса использовать иные способы подключения. Было сделано важное заявление: все клиентские устройства, которые планирует разрабатывать Cisco в дальнейшем, будут обладать функцией видео, а «обычные» телефоны исчезнут из номенклатуры. Это позволит Cisco и в дальнейшем оставаться лидером в области коммуникаций.

Двенадцатая конференция Cisco Expo. Москва. 22-24 ноября 2011 г. Фото: Владислав Бояров.

В настоящее время Cisco не может предложить только системы мгновенных сообщений и организации чатов, однако компания и здесь планирует стать лидером в течение ближайших трёх лет. Говоря о взаимоотношениях с компанией Microsoft, Аллан отметил, что это одновременно и конкуренция, и взаимодействие: каждая из компаний хочет увеличить свою долю рынка, но при этом старается сделать это так, чтобы пользователи не страдали. Собственно, такое сотрудничество-конкуренция является едва ли не единственным способом существования на современном ИТ-рынке.

Ясно одно: оторвавшись от конкретного способа доступа, видеосервисы будут развиваться взрывными темпами. В настоящее время Cisco развивает множество направлений: различные протоколы, различные типы устройств (по степени специализации, по размеру, по дизайну), различные области использования. Отвечая на мой вопрос, г-н Бьёрнстад выразил уверенность, что в дальнейшем мы будем иметь единую видеосеть примерно так же, как сегодня мы имеем единую телефонию. Но когда это случится и сколько шагов придётся сделать для этого, сказать пока невозможно.

 

----

Эпоха перемен. Подарки. Часть 1.

Эпоха перемен. Подарки. Часть 1. Статья Владислава Боярова. 19.01.2024 г.

Эпоха перемен. Подарки. Часть 2.

Эпоха перемен. Подарки. Часть 2. Статья Владислава Боярова. 23.01.2024 г.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть третья, объединительная

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.