Удивительным образом мимо Советского Союза прошли целые пласты истории. Я уже не говорю о том, что большинство наших соотечественников называют датой начала Второй мировой войны не 1939, а 1941 год, но уже точно никто не скажет, что в том же 1939 году на рынок была выведена стереоскопическая система просмотров слайдов под брендом View-Master. Своему появлению она во многом обязана изобретению цветной обратимой фотоплёнки Kodachrome и предпринимательскому гению Эда Майера.
В «бинокль» вставлялся диск с семью парами слайдов, который прокручивался с помощью храпового механизма. Со временем аппараты совершенствовались, у меня был даже с ламповой подсветкой, на батарейках.
Не хочу утверждать, что маски виртуальной реальности появились исключительно благодаря системе View-Master, но связь между ними не вызывает никаких сомнений. Слайды заменил жидкокристаллический монитор с раздельными изображениями для правого и левого глаза, а дальше, как говорится, всё по-старому.
Впервые маску виртуальной реальности мне довелось попробовать на конференции Cisco Connect, проходившей в Москве осенью 2014 года. Мог бы, наверное, и раньше, но не было интереса. Собственно, и на Cisco Connect я тоже не рвался маску надевать – уговорили. Однако пусть простят меня организаторы, именно это было самым ярким впечатлением от мероприятия.
На меня надели маску с наушниками, и я стал подниматься на американские горки, причём не зафиксированный в тележке, а свободно стоя на платформе. Транспортёр совершенно натурально тарахтит в наушниках, изображение в мониторе меняется в зависимости от ориентации головы, а смотреть вниз всё страшнее и страшнее. Конечно, умом всё понимаешь, но органы чувств не сдаются и посылают в мозг сигналы опасности. Наконец, площадка достигает верхней точки, и начинается самое страшное – свободный спуск. Перед первым же поворотом тело неудержимо начинает крениться, чтобы компенсировать центробежную силу, я осознаю, что сейчас позорно рухну на пол… и наверняка рухнул, если бы меня не удержали.
С одной стороны – восхищение техническими достижениями, с другой – осознание того, насколько они могут быть опасными. Всё же я – взрослый человек с крепкой психикой, насмотревшийся этих виртуальных миров на экране монитора. А если такое достанется ребёнку, беременной женщине, человеку со слабым сердцем, причём дома, где некому будет помочь?
Не думайте, что я паникёр или у меня компьютерофобия. Вплоть до этого момента ни одна из компьютерных страшилок не вызывала у меня ничего, кроме улыбки: от страшно вредного облучения монитора до опасности интернета. Долго сидеть за компьютером действительно вредно, но это не потому что за компьютером, а потому что долго сидеть. Но в случае виртуальной реальности я уверен в необходимости ограничений на реалистичность, возможно, временных, пока мы к ней не адаптируемся.
Это всё я рассказываю к тому, что предупреждения производителя на коробке с маской TirannoZaVR о лицах, не достигших 14 лет и про воздействие лекарств и алкоголя – не пустой звук.
Маска пассивная, питание отсутствует, за формирование изображения отвечает устанавливаемый в маску смартфон. Мой ASUS ZenFone 2 на процессоре Intel® Atom™ Quad Core Z3580 с 4 ГБ оперативной памяти и экраном FullHD справлялся отлично.
Объёмность (реалистичность) изображения достигается стандартным способом: для каждого глаза выводится своя картинка, и таким образом достигается стереоэффект. В настоящее время создано множество программ, отмеченных буквами “VR”, которые делят экран смартфона на две части и на каждую из них выводят своё изображение. В маске имеются окуляры, направленные на правую и левую часть экрана, между окулярами перегородка, чтобы один глаз нечаянно не подглядывал изображение, предназначенное для другого.
Поскольку межцентровое расстояние и диоптрии у людей разные, а очки в маску не помещаются, на маске есть регулировка оптики.
Интересен специальный «очковый» («масочный» или «глазной» – названия пока не знаю) интерфейс. Точно по центру имеется точка или перекрестье «прицела», если опустить голову вниз, появляются элементы управления (в данном случае – иконки слайдов для просмотра), задержка «прицела» на выбранном элементе аналогична клику мышки или тапу по экрану. Конечно, возможности «глазного» интерфейса будут победнее, чем клавомышиного, пальцевого или даже пультового (десятифутового), но приноровиться можно, тем более что многого от пользователя и не требуется. Всё выглядит весьма реалистично, и уж точно лучше, чем когда просто смотришь на экран смартфона.
Кстати, обратите внимание, как интерфейс программы просмотра слайдов стилизован под диски View-Master!
Попробовал гонки и стрелялки – понравилось: двигать головой довольно быстро привыкаешь, а погружение в игру более полное. Но это, честно говоря, не моё, а вот фильмы и слайды смотреть очень понравилось. При просмотре слайдов, если крутить головой, увидишь панораму, причём движения отрабатываются настолько естественно (это, разумеется, в том числе и заслуга датчика ускорения смартфона), будто и в самом деле обозреваешь окрестности.
Сидит маска удобно, не жмёт и не давит.
Теперь о том, чего бы хотелось в развитие.
- Настраиваемые фиксаторы смартфона. Сейчас нужно каждый раз совмещать середину экрана с разделительной пластиной маски. По середине экрана проходит граница правого и левого изображения, так что совмещать несложно, однако, упирать смартфон в фиксатор было бы удобнее.
- Как опцию – пульт (аэромышь) с интерфейсом Bluetooth. Внутри приложения пользоваться глазным интерфейсом терпимо, но как перейти к другому приложению, я уже не нашёл. Кроме того, пультом можно было бы добавить возможности просмотра, например, приближение/удаление (зум).
- Приложение, которое преобразовывает любую картинку на два глаза. Я думаю, что в маске удобно было бы читать: не надо держать смартфон на весу, сиди (лежи) и листай страницы. Удобнее было бы читать и на ярком солнце. Конечно, современные смартфоны на солнце уже не слепнут, но в темноте всё равно показывают значительно лучше.
Понравилась как модель маски, так и идея в целом. Разрешение экранов смартфонов наверняка будет продолжать расти, и глаза всё большего количества людей будут становиться узким местом. Хочу напомнить, что у компании ASUS есть способ улучшения изображения смартфона с помощью внешнего монитора (док-станции).
Однако дополнительным монитором стереоэффект не создашь, да и от солнца не избавишься.
Мне представляется, что у масок виртуальной реальности есть надежда на светлое будущее, а возможно, их популярность даже превзойдёт популярность систем View-Master. Все основания к этому имеются, тем более, что не требуется никакой стандартизации.
Главное – не выпасть опять из цивилизации, а то ведь и это мимо нас пройдёт.