Так вышло, что в первых числах марта 2016 года я поехал в Крым. Меня попросили помочь даме перегнать машину из Самары в Симферополь без остановок на ночёвку. Отказать я не мог, тем более, посмотреть своими глазами на то, о чём последние два года много говорили, писали и спорили, было интересно.
От Самары дорога была вполне сносной, а вот после того, как въехали в Саратовскую область – просто катастрофа. Участок в несколько километров ехали по обочине: вместо полотна огромные ямы по полметра, которые можно проехать только на «Кировце». Забегая вперёд скажу, что крымчане, с которыми я разговаривал, в отсутствие полотна на единственной дороге, связывающей крупные города, верить наотрез отказывались, а я не стал их переубеждать, ибо это бесполезно.
К Волгограду опять стало налаживаться, и это продолжалось до той трассы, по которой москвичи ездят на юга – там дорога была идеальной.
Три года назад мы ездили практически по тому же маршруту – в Анапу. Нас вёл знаток, выбиравший нестандартные решения, но тот участок без полотна (а он и три года назад был без полотна) нам всё равно пришлось проезжать, потому что дорога эта единственная, да и в остальном получилось примерно то же самое, что и по навигатору.
Я использовал бесплатный Яндекс Навигатор на смартфоне ASUS ZenFone 2 и остался доволен как приложением, так и смартфоном. Следует только предварительно скачать карты областей, по которым планируется ехать и тогда можно обходиться без интернета. Конечно, в этом случае мы не получаем информацию о пробках, но на трассе это не актуально. Настоятельно рекомендую владельцам современных смартфонов до выезда на маршрут выяснить, хватает ли тока встроенного (чужого) зарядного устройства. У нас получилось так, что смартфон расходовал больше мощности, чем получал от USB-разъёма автомобиля: это, конечно, продлило время его работы, но, в конце концов, он отключился, причём в самый неподходящий момент – на развязке. Выручил «родной» внешний аккумулятор ASUS ZenPower, который помог смартфону продержаться до конца маршрута. Кстати, компания ASUS недавно представила смартфон ZenFone Max (ZC550KL) со встроенным аккумулятором повышенной ёмкости.
С заправками проблем не было. Не всегда получалось заправиться на знакомых брендах, но это, скорее, была наша вина. Однако бензин везде был нормальный, персонал вежливый, кофе вкусный. В одном месте получилось так, что заправляться ещё не было нужды, а отдохнуть уже захотелось. Налили кофе из автомата, достали печеньки, и тут грозный окрик: «Нечего здесь столовую устраивать!». Было скорее смешно, чем обидно – должны же быть исключения, подтверждающие правило.
Краснодарский край – бескрайние ухоженные поля. Очень красиво, но ещё красивее в мае, когда зацветут.
Колонну военной техники видели только одну – под Славянском на Кубани. Что за техника – не знаю, не специалист и не энтузиаст военного дела.
Под Темрюком – музей под открытым небом. Поменьше, чем в Тольятти, но тоже военный.
И вот оно – море.
Пансионат, где пытались скрестить «хрущёвку» с псевдоготикой.
Паромная переправа рассчитана на большой поток, в разы больший, чем сейчас. Паромы просторные, въезд с одной стороны, выезд – с другой, так что двигаться задним ходом не приходится, и погрузка-выгрузка происходит очень быстро. Но даже без очередей в кассу и на паром переправа, начиная от предварительного досмотра и покупки билетов до выезда на другой берег занимает не менее двух часов.
После погрузки можно прогуляться по парому, подняться на верхнюю палубу, посетить буфет и туалет.
Керченский пролив примерно вдвое шире Волги у Самары, переправа занимает около 20 минут.
Назначение этих ёмкостей я не знаю, но определённо что-то сыпучие. Возможно, цемент для строительства моста. Хотя самого строящегося моста с переправы не видно.
Небольшую стройку с парома можно было наблюдать – возможно, расширяют причалы на косе. Это не остров коса Тузла, отжатая у Украины ещё до Крыма, а нечто похожее на рукотворную дамбу.
Большое количество судов.
Подходим к Крыму
Железнодорожный паром для товарных составов. В 1975 году я на поезде ехал из Симферополя в Куйбышев, состав расцепили на несколько кусков и загнали на паром. К 1991 году паромы пришли в негодность, новые строить не стали, и теперь Крым остался без пассажирского железнодорожного сообщения дальнего следования.
К Симферополю мы подъехали уже в темноте, фотографировать по пути не получилось.