Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

11 апреля 2017 года компания HPE провела в Самаре БИТ-пикник. Проходил он совсем даже не на обочине, а в гостинице Ренессанс, и было там очень много интересного.

Пожалуй, следует наполнить, что в 2005 году один из лидеров ИТ-рынка, компания HP приняла решение разделиться на две: просто HP (точнее, HP Inc., но полным именем её редко когда называют) и HPE (Enterprise). Первая, сохранившая имя и логотип, унаследовала производство персональных компьютеров и принтеров, вторая, которая и устроила мероприятие, производит серверы, системы хранения данных, сети хранения данных, сетевое оборудование, конвергетные системы, а также занимается построением облачных инфраструктур, системной интеграцией и разрабатывает программное обеспечение для организаций. То есть то, что скрыто от глаз «обычного пользователя», но является той самой невидимой частью айсберга, без которой эти «обычные пользователи» не смогли бы получать привычных сегодня сервисов.

Началось мероприятие с выставки достижений, где были представлены как решения самой HPE, так и её партнёров.

Одним из самых интересных решений был кассетный сервер HPE Moonshot – новое направление, которое не претендует на замену существующих, однако создаёт ещё одну нишу.

А вот блейд-серверы, которые, казалось бы, совсем недавно позиционировались как наше светлое завтра, сегодня доживают свой короткий век.

Открывший конференцию территориальный менеджер ПФО и УрФО Hewlett Packard Enterprise в России Станислав Овсянников привёл слова генерального директора компании Мег Уитмен о том, что труднее всего решить, чего вы не собираетесь делать. Наверное, это и будет ответом на вопрос, зачем компания разделилась – чтобы каждая из вновь созданных компаний могла сосредоточить свои усилия на меньшем спектре решений.

Из того же, что компания точно будет делать, Станислав выделил три направления: гибридный ИТ-мир, умная граница сети и сервисы.

Говорилось об экспоненциальном прогрессе технологических платформ, связанном как с совершенствование внутренней, облачной составляющей, так и мобильными устройствами и приложениями.

Очень интересными показались рассуждения об интернете вещей, которые внесли для меня некоторую ясность в это понятие. Что интернет вещей, это не когда каждый чайник (в хорошем смысле) будет выходить в интернет – это и сейчас несложно сделать. Настоящий интернет вещей появится, когда на локальном уровне появится управление всей этой мелочёвкой с помощью стандартных протоколов и аппаратных средств. То есть львиная доля обработки будет осуществляться на месте, а в интернет чайники будут выходить только в особых случаях.

Вообще разговоры об открытых платформах велись на всём протяжении конференции, и это правильно.

К.Т.Н., MBA, Коуч и Тренер (так в его презентации) Александр Парамонов рассказал о кризисе, в который мы все попали, но рассказал с таким оптимизмом, что мне вспомнилась песня из фильма «Айболит 66».

Только там эти слова звучали в шутку, а здесь – всерьёз. Рецепты были самые разнообразные и не всегда, на мой взгляд, разумные. Например, я никак не могу признать устаревшим полное подчинение рабочих инженерам. Потому что рабочий выполняет свою операцию, а инженер-технолог строит всю цепочку операций и знает, как выполнение одной операции повлияет на все последующие. Что же касается инженера-конструктора, то он, проводя разработку, должен был учесть условия эксплуатации детали или узла, взаимодействие с другими. Поэтому то, что рабочему может показаться излишним, на самом деле очень важно, да и вообще производственную дисциплину пока никто не отменял.

Вот что я считаю важным во всех ситуациях – это грамотность, и меня сразу царапнула по глазам ошибка (надо сказать, весьма распространённая) в слове «комплементарный».

А вот снижение количества вакансий в России для молодых специалистов в 2015 году на 40% – это очень серьёзно и о многом говорит. Конечно, «пока толстый сохнет – худой сдохнет», и поэтому, для особо упитанных и имеющих бизнес не только в России, кризис уберёт конкурентов перед следующим подъёмом, но те же 40% – это средний показатель и его уже ничем не поправить.

Директор департамента подготовки технических решений HPE в России Александр Старыгин рассказал о предпосылках появления ИТ-инфраструктуры нового поколения.

Главным образом это вызвано востребованностью модели «Всё как сервис». То есть появилась возможность дистанционно получать доступ к ИТ-инфраструктуре и ИТ-ресурсам корпоративного класса, а облачная модель предоставления ресурсов позволяет оперативно выделять их на то время, когда они нужны клиенту. Следующий этап – от гибридного облака к гибридному ИТ: замещение программно-аппаратных комплексов виртуальными и виртуализация ЦОД, как важнейший способ увеличения гибкости корпоративного ИТ. Например, если традиционно приложение доставлялось на рабочее место пользователя, то теперь – на любое устройство, подключенное к интернету.

Сам ЦОД должен быть программно-определяемым, в основе реализации лежат облачные технологии, а инфраструктура должна преодолевать границы ЦОДа.

Также Александр рассказал о технологиях Intel для ЦОД. Современные процессоры Intel для ЦОД делятся на 3 категории: собственно процессоры, системы на чипе и сопроцессоры.

Отличия процессоров E5-2600 v4 от их предшественника не столь и велики: технологическая норма уменьшилась с 22 до 14 нанометров, частота поднялась с 2133 до 2400 МГц – но мы же не троцкисты, чтобы требовать перманентной революции.

А вот в серверах семейства Superdom революция произошла: компания HPE перевела их с процессоров Itanium на стандартную x86 архитектуру. Надо сказать, что пионерами здесь были серверы Fujitsu Primequest, но главное – это стратегия законодателя, корпорации Intel, избавившей процессоры E7 от экрана смерти, что позволяет серверу откатываться на состояние, предшествующее сбою.

В отличие от «обычных» серверов здесь присутствует электрическая изоляция аппаратных разделов, дублирование ячеек ввода/вывода, защита данных кодами коррекции ECC, изоляция ошибок на уровне firmware и многое другое, что делает такие серверы платформой для критически важных приложений. А лучшее соотношение цена/производительность по сравнению с RISC системами обеспечивает интерес потребителей.

Отдельное направление – суперкомпьютеры. Аналогии всегда хромают, но всё же рискну: если платформы для критически важных приложений сравнить с непробиваемыми танками, то суперкомпьютеры – это автомобили Формулы 1, в которых главное – скорость. Плотность упаковки обуславливает огромное тепловыделение, поэтому наиболее мощные системы оснащаются водяным охлаждением, способным отводить от стойки до 80 КВт выделяемого при работе тепла. Следует отметить, что российские суперкомпьютеры группы компаний РСК в этом плане значительно совершеннее, их рекорд – 200 КВт на стойку.

Но вот что действительно уникально – это картриджная платформа HPE Moonshot.

Множество полностью автономных небольших серверов, которые могут быть реализованы на различных архитектурах в соответствии с возлагаемыми на них задачами.

Следующее направление: HPE Synergy – система, в которой стираются грани между внутренними и общими ресурсами модулей платформы.

С одной стороны видно, что идея навеяна успехом Cisco UCS, с другой – HPE явно пошли дальше по пути интеграции и конвергенции. Здесь и отдельные стриммеры образов, и более тесная интеграция хранилища с «вычислилищем», и возможности объединения двух вычислителей в один (что в мире сетей называется стекируемыми коммутаторами).

Действительно, называть весь этот спектр решений одним словом «сервер» язык не поворачивается, и администратор имеет дело уже не с отдельными серверами, а с более крупными образованиями. Если же пересчитать на серверы в классическом понимании, то в компании Amazon на каждого администратора их приходится 20 000 штук, и понятно, что такое количество объектов человек охватить просто не в состоянии.

Доклады о решениях HP перемежались с докладами о применении этих решений к конкретным задачам.

Директор представительства «КРОК Поволжье» в г. Самара Константин Хлобостов рассказал об использование продуктов HPE Apollo, MSA 2040, SV3200 для построения ИТ инфраструктур в предприятиях малого и среднего бизнеса.

Об одном из последних успешных приобретений HPE рассказал Михаил Комаров. Это сервис беспроводной связи Aruba для обеспечения гарантированного покрытия Wi-Fi в больших помещениях и многоэтажных офисах.

Он обратил внимание на то, что по мере разработки проекта и понимания возможностей системы, задание может меняться: сначала заказчик просит обеспечить связь только в зонах общего пользования для ноутбуков, потом – по всему зданию для всех мобильных устройств. Было уделено внимание политикам безопасности. Здесь всё в рамках общих тенденций: максимальная информированность системы о пользователе, устройстве и приложении, с помощью которого осуществляется работа. И на основании всей полученной информации принятие решения.

Как мне сейчас представляется, главное – понимание сложности имеющейся картины, её изменение с течением времени и то, что любое общественное помещение, будь то торговый центр или школа, принципиально отличаются от квартиры или коттеджа. Если в гости может прийти десяток гостей, которым будет к тому же не до использования своих мобильных устройств, то в школе это сотни учеников, и обеспечить там надёжное покрытие с помощью бытовых (консьюмерских) роутеров просто нереально.

И, разумеется, никуда не делась задача интеграции проводной и беспроводной части сети в единое целое, которая тоже не решается при использовании бытовых устройств.

Доклад об адаптивном управлении данными (оптимизация, защита, анализ) сделал

менеджер по направлению резервного копирования Алексей Серебряков.

Надо сказать, что вендоры, как правило, рассматривают сами процедуры хранения и восстановления данных – здесь же докладчик начал с того, что и зачем мы собираемся хранить. И главная проблема – данные, о которых никто не знает, зачем они находятся на носителях, а потому и никто не рискует принять на себя решение об их удалении. Сейчас объём таких данных составляет более половины.

И ведь, если не сменится парадигма, дальше таких данных будет больше как в абсолютном значении, так и в процентном отношении.

Конечно, в голову приходит мысль о генеральной уборке, но ИТ-шники здесь могут только помочь ответственным по каждому направлению деятельности организации, а руководители так привыкли сваливать подобные проблемы исключительно на системных администраторов. Твои хранилища – ты и разбирайся. И руководству невдомёк, что ИТ-шник здесь вроде кладовщика, который и не обязан знать, зачем у него на складе лежат самые разнообразные объекты, назначение которых может быть ему неведомо.

Однако специалист HPE, проговорив все эти правильные слова, вынужден перейти к формальной классификации хранимого, в первую очередь по его востребованности, а также к техническим средствам и программному обеспечению.

Всё это здорово, но как бы решить главный вопрос с «подводной частью» данных J?

Отдельный доклад, посвящённый синергии HPE, сделал Николай Кычанов.

Он объяснил целесообразность перехода от концепции блейд-систем к компонуемой архитектуре HPE Synergy, в которой инфраструктура рассматривается как код. Что главной особенностью HPE Moonshot является то, что это первый в мире программно-определяемый сервер. Что увеличение тепловыделения процессоров Intel (которое, хотя и отстаёт от повышения производительности, но всё равно имеет место) вынуждает увеличивать объём модулей и совершенствовать их охлаждение.

Совершенствование сетевых компонентов делает необходимым повышать пропускную способность матрицы коммутации. Ещё один новый термин – компонуемые вычислители, которые очень напоминают «лезвия», но всё же ими уже не являются.

На смену привычному СХД приходит зонированный DAS, обеспечивающий недоступное ранее количество IOPs.

Общий пул ресурсов хранения позволяет динамически выделять их для баз данных, виртуальных машин и рабочих столов, Hadoop и прочих надобностей. Такая гибкость стала возможна потому, что система хранения теперь является программно-определяемой.

Компонуемыми стали и сетевые ресурсы, делающие доступными протоколы Ethernet, FCoE и традиционный Fibre Channel, как только они понадобятся.

Управление всеми компонентами HPE Synergy осуществляется из единого центра, называемого Synergy Composer (Компоновщик), сами же вычислители предполагаются бездисковыми.

Всё вместе это позволяет сделать ЦОД более компактным, приблизить его к источникам данных и тех бизнес-процессов, которые он должен обслуживать.

Нет, всё же революция продолжается, и как только производители оборудования «переварят» все те новые возможности, которые предоставляют процессоры Intel, следует ожидать и действительно новых процессоров.

----

«Альфа Конфа» в Самаре

«Альфа Конфа» в Самаре. Статья Владислава Боярова. 05.03.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть третья, объединительная

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.