Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Бытует мнение, что профессия программиста в большей степени является мужской. Валерия, расскажите, как и когда вы начали заниматься программированием, что побудило вас сделать эту сферу деятельности своей профессией?

Валерия Покровская, преподаватель «IT ШКОЛЫ SAMSUNG» в Самаре: Мнение такое бытует не просто так. Девушек конечно же в этой сфере и правда мало, но мы все-таки есть. Программированием начала заниматься еще в университете. Это было частью учебы и от этого было никуда не деться. Но интерес к профессии проснулся сильно позже, когда друзья из этой сферы начали рассказывать о своей работе. Я вдруг поняла, что хочу быть частью этого увлекательного процесса, частью команды. Мне представилось, что создание программ – это создание некоторого организма, и только ты наделяешь его важными качествами, «говоришь» что плохо, а что хорошо.

После окончания Самарского Государственного Университета вы остались в нем преподавать. Почему ваш выбор пал именно в пользу преподавания? Какие преимущества видите в этой работе?

В.П.: На тот момент для меня это не было каким-то выбором. Я просто знала, что так сделаю. У меня есть знания, и я хотела ими делиться. И не просто рассказывать теорию, а показывать на практике, что будет если… Но пока работала со студентами и учила их, заметила, что и они учат меня! Неожиданные вопросы, скучающие лица, ошибки, которые они делают – все это заставляет развиваться. И к следующему занятию хочется дать больше, а потом еще больше. Какие преимущества я вижу. Кроме очевидного, что эта профессия позволяет делиться опытом, есть и еще одно – наши ученики делают нас лучше!

Учитывая ваш опыт работы в рамках программы «IT ШКОЛА SAMSUNG», чем отличается преподавание программирования школьникам от обучения студентов. На чем необходимо делать упор в работе со школьниками?

В.П.: Работая со студентами можно рассчитывать на их самотсоятельность. Они уже четко осознают, что их успех зависит только от их работы. И как бы преподаватель не старался, он не сможет спроецировать свой опыт, опыт можно только получить, проделав самостоятельную работу. А у школьников эта мысль еще не сформирована. И их нужно к ней аккуратно подталкивать. Школьники пока еще привыкли, что весь материал дается максимально подробно, и домашнее задание можно сделать по шаблону. И эту мысль (возможно даже привычку) так же необходимо заменять противоположной - додумывать самому, используя уже полученные знания, и понимать, что шаблон - это не всегда хорошо.

На ваш взгляд, что дает программирование современному школьнику: какие навыки и тип мышления развивает?

В.П.: Нельзя назвать что-то одно. Программирование - это целый отдельный мир, дающий совершенно отличный от других сфер жизни опыт. Программирование поддталкивает на постоянное обучение, структурирует мышление. Ты действительно начинаешь думать иначе, но это не проявляется в чем-то одном. И нельзя сказать, что ты только мыслить начинаешь иначе. Всё отражается на поведении: выбрать из двух дорог оптимальную, упорядочить папки на рабочем столе, поспать подольше, потому что теперь можно распараллелить свои действия.

Есть ли какая-то практическая польза в изучении программирование для тех, кто не планирует стать профессионалом в этой области?  

В.П.: Еще некоторое время назад я бы не смогла ответить на этот вопрос, поскольку люди, приходящие в эту деятельность, уже, как правило, обладают нужными качествами. Но в том году в ITшколе занималась ученица (11го класса), полностью подходящая под определение «гуманитарий». По ее словам, пришла она ради саморазвития.
Теперь я могу дать ответ. Программирование учит:

Терпению. Внимательности. Ведь большая часть ошибок сделана из-за того, что мы чего-то не заметили.

Воспринимать трудности как задачи. Мы перестаем паниковать, когда в нашей жизни вдруг что-то случается. Напротив, мы начинаем разбивать эту новую трудность на маленькие задачи, а затем решаем их.

Мир вокруг кажется проще. Мы не просто принимаем окружающий нас мир, наполненный техникой, как данность. Мы начинаем его исследовать, узнавать, а что же у него внутри и почему это работает именно так.

Как участие в проекте «IT ШКОЛА SAMSUNG» обогатило вашу преподавательскую практику? Чем полезен и интересен этот опыт лично для вас?

В.П.: Проект «IT ШКОЛА SAMSUNG» - это для меня совершенно новый уровень преподавания: постоянное обучение и саморазвитие, общение с коллегами и помощь от них при необходимости, заинтересованные ученики, стремящиеся получить знания, интересные и современные темы.

И последний вопрос: что посоветуете/ пожелаете детям, которые только делают свои первые шаги в программировании: как и с чего начать, на что обратить внимание.

В.П.: Не бояться! Не боятся, что что-то не получается сразу или что-то будет неясно. Это очень обширная сфера и она постоянно развивается. 
Не бояться пробовать новые языки и новые технологии. Только так можно понять, что действительно интересно.
Искать ребят, кто тоже этим увлекается. Простое общение дает не меньше умных книг.
И если уж вы окончательно поняли, что программирование вам интересно, нужно учиться! Самообучение может только пробудить интерес и дать толчок, но знания нужно получать от тех, кто уже прошел этот начальный путь и может напрявлять вас.

 

----

«Альфа Конфа» в Самаре

«Альфа Конфа» в Самаре. Статья Владислава Боярова. 05.03.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть третья, объединительная

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.