Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

21 апреля 2016 года в Самаре состоялся международный форум BIT’16. Международный – потому что указаны были государства Россия, Украина, Казахстан, Беларусь и Армения, однако иностранных докладчиков на форуме не было.

Открылся форум докладом основателя сообщества «ИТ для корпоративных инноваций», члена экспертного совета по управлению знаниями KM Alliance, партнера Moscow Knowledge Office Максима Афонасьева «ИТ тренды 2016. Что сегодня проще и выгоднее – предпринимателю стать ИТ-шником или ИТ-шнику предпринимателем?». Вопрос, на мой взгляд, некорректный. ИТ-шник – это профессия, а предприниматель – это, как нас учили, про отношение к средствам производства. То есть, не наёмный работник, а работодатель, собственник, хозяин. То есть вопрос, скорее, можно поставить так: продолжать совершенствоваться в профессии (делать карьеру), работая по найму, или отрыть собственное дело. Думаю, для того, чтобы открыть собственное дело, нужно иметь какую-то идею и уверенность в том, что хватит сил её воплотить в жизнь. Наверное, ещё и некоторый здоровый авантюризм, желание рисковать.

В начале 90-х я сам горел идеей создания интегрированной системы машиностроительного предприятия, которая базировалась на спецификациях (а это основной документ для сборочных единиц, комплексов и комплектов), и такая система была создана, внедрена в городе Кургане и теперь в несколько урезанном виде известна под названием АСКОН ЛОЦМАН. Компанию сохранить не удалось, но продукт, как видите, остался, живёт и продаётся.

Если же идей нет, то правильнее, наверное, продолжать работать по найму – профессионалы всегда востребованы и без куска хлеба не останутся. Другое дело, что в кризис может случиться такой тяжести, что и профессионал окажется на улице – ну, так и владелец бизнеса тоже может обанкротиться или быть съеденным.

Занимающийся поддержкой партнёров в России от компании Toshiba Сергей Харитоненко рассказал о тенденциях в области «дисков». Сегодня наблюдается некий баланс между традиционными винчестерами (HDD) и твердотельными накопителями (SSD). Винчестеры занимают твёрдые позиции там, где нужно стационарно хранить данные и не требуются рекордные скорости обращения к ним. Это и системы хранения данных в ЦОДах (СХД), и домашние сетевые накопители (NAS) и просто диски для данных в десктопах. SSD прочно заняли нишу мобильных устройств и СХД максимальной производительности. Следует отметить, что использование SSD в ноутбуках предполагает наличие поблизости HDD – будь то сетевой накопитель или просто внешний диск. В этом случае обеспечивается и максимальная производительность ноутбука, и достаточная ёмкость для хранения данных. С десктопами ещё проще, здесь можно установить два «диска»: SSD под систему и HDD под данные.

Компания Toshiba выпускает оба вида «дисков», причём на рынке SSD с 29% занимает второе место по выпуску чипов памяти NAND. На первом месте с небольшим отрывом идёт Samsung (33%), на третьем с приличным отставанием альянс Intel-Micron (15%).

Следует отметить, что и HDD и SSD имеют массу разновидностей. Кроме того, SSD выпускаются в двух основных форм-факторах: классическом 2,5” (их можно установить в ноутбук вместо винчестера) и бескорпусном M.2. Этот форм-фактор больше подходит для компонентов, представляющих собой плату с микросхемами: получается более компактно и технологично. А за прочность опасаться не нужно: всё равно SSD, как и планки оперативной памяти, защищает корпус ноутбука.

Начальник отдела продаж корпоративным и государственным клиентам ПАО «Ростелеком» Павел Шиляев назвал свой доклад «Виртуальный ЦОД. Быстрый доступ к современной облачной инфраструктуре». Одним из преимуществ облаков от «Ростелекома» было названо противодействие «гопникам» в погонах, которые забирают серверы организации якобы на проверку, а на деле занимаются вымогательством – понятно ведь, что без серверов работа просто встаёт и компания готова пойти на очень многое, чтобы их вернуть.

Также было сказано, что заказчик может в течение тестового периода использовать облако бесплатно: во-первых, чтобы решить, нужно ли оно ему, а во-вторых, чтобы подкорректировать заказываемые параметры.

Обращает на себя внимание и весьма гуманная цена сервисов.

Приводились примеры расчётов, доказывающие, что аренда выгоднее владения. Разумеется, это не всегда так, хотя посчитать имеет смысл.

Игорь Калинин, директор по маркетингу компании КОЛАН рассказал об эволюции решений ATEN удалённого доступа к автоматизированному рабочему месту (АРМ).

Изделия ATEN - это блоки автоматических переключателей, делители видеосигнала, конвертеры интерфейса, сетевые изделия, изделия компьютерной коммутации типа FireWire в стандарте IEEE 1394 (на высокоскоростной последовательный интерфейс).

Изделия ATEN позволяют администратору через сеть видеть компьютеры не как сетевые устройства, а как локальные, точнее, как то, за которым оператор непосредственно сидит.

Эволюция же заключается в создании новых возможностей для оператора: доступа с одного места ко многим устройствам, доступа к одному устройству с нескольких мест (расшаривание) и пр.

Решения ATEN позиционируются и для использования в ситуационных центрах, для подключения видеостен и многого другого. Кроме того, компания КОЛАН занимается организацией профессионального рабочего пространства. Это и охрана здоровья оператора, и эффективность его работы.

Коммерческий директор «Дата Центр STACK 24» Ильназ Хузяхметов сделал доклад о том, как их компания создала собственный коммерческий ЦОД на решениях Cisco UCS и системах хранения NetApp, то, что называется Cisco FlexPod. Тот редкий случай, когда используется FCoE. Компания Cisco презентовала первые свои решения, основанные на этой технологии, в 2008 году, и тогда казалось, что вскоре отрасль перейдёт на FCoE, но оказалось, что она не столь универсальна и востребована.

Тем не менее, технология продолжает развиваться, чему свидетельство использование её, в том числе, компанией STACK 24.

Наверное, они правы: во времена непредсказуемости лучше арендовать, чем строить своё. Другое дело, сколько продлится кризис, как будет проходить и чем закончится – возможно, нужны более радикальные решения.

Начальник управления ИТ АО «Лада-Имидж» Борис Фролов

на основании своего опыта работы (в ИТ с 1999 года) поделился с участниками форума своим видением значения KPI для ИТ.

Конечно, желание сопоставить работу каждого сотрудника с эффективностью работы всей корпорации понятно и даже естественно. Понятно и желание выработать критерии. Только вот по жизни интеллектуальный труд не формализуется, да и для формализуемого труда (простая сдельщина) тоже непонятно, как именно этот сотрудник помог компании. Разумеется, есть ситуации, когда сотрудник, находясь в штате компании, фактически является её партнёром. Например, имеет собственную базу клиентов (или клиентов, которые доверяют именно ему), которым продаёт продукты компании. Но как быть с исследователем, разработчиком, руководителем? В этом смысле мне больше всего понравилась книга Дэвида Мерсера «IBM. Управление в самой преуспевающей корпорации мира». Там исходят из того, что у сотрудника есть некий уровень профессионализма, который и должен быть оценён. Остальное – дело руководства компании. Например, есть направление, в которое уже давно вкладываются деньги и которое вроде бы обещает быть прибыльным, но никак не получается. И руководство принимает решение поручить это направление наиболее квалифицированным сотрудникам: если уж у них ничего не получится, то направление можно закрывать. Принесли ли они пользу компании, доказав бесперспективность этого направления? Безусловно, да. Принесли ли они компании деньги, работая на этом направлении? Конечно, нет.

«Единая фронтальная система – новая платформа трансформации банковского бизнеса» – это доклад руководителя отдела развития проектов программы ЕФС АО «Сбербанк - Технологии» Романа Третьяков. Разумеется, единая система, построенная на единой базе, лучше набора разрозненных и как-то склеенных между собой отдельных систем.

Сокращение внедрения нового продукта с 1 года до 3 недель, обеспечение роста продаж в удалённых каналах в 4 раза, бесшовная стыковка всех кросс-канальных сервисов, повышение скорости обслуживания и уровня удовлетворённости клиентов, повышение эффективности работы фронтальных сотрудников – вот далеко не полный перечень преимуществ, которые несёт в себе единая система. Это обеспечивается не только общей базой, но и единым интерфейсом во всех каналах обслуживания: от банкоматов до компьютерных веб-интерфейсов. Для сотрудников же это означает работу в одном окне ОС под одним паролем. Для создания единой системы использовалось свободное ПО, поскольку положение России в мире сегодня таково, что ведущие производители коммерческого ПО уже начали отказывать в поставках, и надежд на изменение тренда в обозримом будущем нет.

Модератор конференции, независимый эксперт Дмитрий Мацкевич, рассказал о реальной модернизации серверной с небольшими капитальными затратами.

До модернизации ИТ-устройства расходовали 85 кВт, в то время как общий расход электроэнергии был 204 кВт, то есть PUE (энергоэффективность функционирования ЦОД) равен 2,4.

Приняты следующие меры:

  1. Перфорированные плитки фальшпола перенесли ближе к нагруженным стойкам.
  2. Закрыли фронтальную часть пустых стоек.
  3. Повысили температуру с 22 до 27 градусов.
  4. Частично изолировали коридоры полосками плёнки.
  5. Сделали централизованное управление кондиционерами.

В результате всего этого общая потребляемая мощность снизилась до 127,5 кВт, соответственно, PUE до 1,5. О чём это говорит: об ошибках при проектировании ЦОДа или о высокой квалификации тех, кто его модернизировал, не так уж и важно. Главное – что выгоду можно получить без особенных затрат, если грамотно подойти к делу.

Модную сегодня тему – импортозамещение, осветил в своём докладе генеральный конструктор и технический директор ПК «Предприятие Круг» Владимир Киселёв.

Первая мысль: а я ведь ещё помню времена, когда руководитель нашего СКБ КРС (координатно-расточных станков), насчитывающего более трёхсот человек, назывался просто главным конструктором, а генеральный – это уже был уровень Николая Дмитриевича Кузнецова. Да и не называлось это импортозамещением, потому что, к примеру, НК-12 и по сей день остаётся самым мощным турбовинтовым двигателем в мире – кого ему замещать?

Сейчас же импортозамещением называются, в том числе изделия, целиком состоящие из импортных компонентов. Сердцем промышленной холодильной машины «Кентавр» является кондиционер японской компании Fujitsu, управляет холодильным контуром комплект программируемой автоматики итальянской фирмы Carel, также использован спиральный компрессор японского производства завода Mitsubishi SEAM запускаемый устройством плавного пуска датской компании Danfoss.

Конечно, заставить всё это работать вместе тоже надо суметь, а если оно ещё и дешевле получилось, так и совсем хорошо. Однако, строго говоря, импортные изделия не замещаются отечественными, просто вместо закупки по импорту изделия в сборе происходит закупка компонентов россыпью, и если конфронтация России с внешним миром будет усиливаться, поставка компонентов будет перекрыта столь же легко, как и поставка изделий в сборе – об этом не следует забывать. Как и то, что подобное «импортозамещение» мы уже проходили в 90-е, когда пышным цветом расцвело локальное производство десктопов. Только тогда мы так и не вышли за пределы отвёрточной сборки, не требующей сложных технологических операций, поэтому, когда десктопная эпоха закончилась, мобильные устройства (ноутбуки, а затем и планшеты со смартфонами) пришлось закупать по импорту. Хотя на некоторых из них и рисовали отечественные названия.

Доклад Айдара Гареева «Комплексные решения инженерной инфраструктуры от Шнейдер Электрик» – это уже не импортозамещение, хотя компания и имеет производственные мощности в России.

У компании есть полный ассортимент оборудования для любых решений, при этом все создано на модульном принципе, что обеспечивает максимальную гибкость.

Это и контейнеризация любого коридора

И собственные холодильные машины в широком диапазоне мощностей.

Была представлена система кондиционирования EcoBreeze, в которой все компоненты полностью вынесены за пределы машинного зала.

Есть и комплексные решения EcoStruxure для офисных и жилых зданий.

Руководитель отдела поддержки и внедрения сервисов сети гипермаркетов Hoff Максим Бобылев приоткрыл завесу над тем, что скрывают ЦОДы.

На сегодняшний день сеть Hoff насчитывает 12 гипермаркетов: в Самаре, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Воронеже, Москве и Екатеринбурге. Серверная инфраструктура (около ста серверов) построена на базе Windows Server, корпоративная сеть на Cisco DMVPN. И всё это хозяйство требует неусыпного внимания, поскольку даже самые надёжные продукты от лидеров мирового рынка никогда не работают идеально.

Начальник отдела продаж компании «Инновационные системы» Антон Волков, пропагандировал объёмную печать. Согласно его заявлению, деталь, полученная на 3D принтере по своим характеристикам не отличается от отлитой из того же материала, а точность формообразования достигает 8 микрон. Мой собственный опыт работы с такими допусками не даёт оснований считать, будто те точности, которые мы получали в термостатированном помещении на специальном фундаменте на координатно-расточном станке, можно получить «на коленке», но как знать – может, я чего-то просто не понял.

Руководитель и бизнес-тренер коммуникационного агентства SM7 Антон Прасковьин тоже рассказывал про секреты – но уже продвижения товаров и услуг в социальных сетях.

Завершил мероприятие доклад руководителя направления продаж по Средне-Приволжскому округу (видимо, у них своё деление на округа) компании HeadHunter Ольги Сунцовой о тенденциях на рынке ИТ-специалистов.

Тенденции оказались вполне позитивные, отмечался рост зарплат.

Отмечалось, что подавляющее большинство ИТ-специалистов предпочитают интересную работу,

А жить хотели бы в США или Германии (далее – Австралия, Канада, Великобритания, Испания).

На этой позитивной ноте и закончился форум.

OSS-2017 от OCS в Самаре

OSS-2017 от OCS в Самаре. Статья Владислава Боярова

USB Type-C: кабелиные страсти

USB Type-C: кабелиные страсти. Статья Владислава Боярова