Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Лучше быть сытым, чем голодным,
Лучше жить в мире, чем в злобе.
Лучше быть нужным, чем свободным,
Это я знаю по себе.
Г.Васильев, «Приходи ко мне, Глафира»

Да, это не просто броский заголовок: 11 февраля 2010 года нас, ИКТ-журналистов, пригласили посетить московский Колледж предпринимательства №11, где начал работу Образовательный центр «Сетевая академия Cisco». Центр создан в рамках совместной программы компании Cisco и Департамента образования города Москвы, нацеленной на переподготовку и повышение квалификации безработных граждан и социально незащищенных групп населения. Cisco предоставила оборудование для учебной лаборатории и обучила инструкторов, которые будут преподавать основы информационных и коммуникационных технологий в соответствии с программой Сетевых академий Cisco. Занятия будут вестись бесплатно.

Сразу хочу определиться по поводу безработных. Существует немногочисленная категория лиц, которые ещё не успели натворить ничего такого, чтобы сесть в тюрьму, не настолько психически ненормальные, чтобы попасть на принудительное лечение и не настолько ущербные, чтобы быть определёнными в специальные интернаты. Однако они и не настолько адекватные, чтобы жить «как люди». Они есть в любом обществе, потому что наличие таких людей никак не связано с общественным устройством. Это беда, это проблема, это наша боль, но эту категорию людей я упомянул лишь затем, чтобы сказать: её здесь рассматривать не будем.

О безработице, как о биче капиталистического общества, людям моего поколения известно с детских лет, но, как выясняется при ближайшем рассмотрении, известно далеко не всё. Зачастую, то, что известно, оказывалось и просто ложью. Как нам рассказывал коллега, приехавший из длительной командировки в ФРГ, там при сокращении штатов сотруднику обязаны были предложить либо более низкую должность, либо статус безработного. При этом подавляющее большинство выбирало статус безработного, потому что безработный профессор имел шансы найти профессорскую должность, а согласившийся быть пониженным до лаборанта – уже нет. Помню также, какое удивление вызвала у меня сцена из фильма «Крамер против Крамера» где уволенный герой просматривает обширный раздел газеты «Требуются» и делает пометки на интересующих его объявлениях. То есть нормальный безработный – это не какой-то изгой, выброшенный из жизни, а просто человек, который в силу обстоятельств (зачастую от него не зависящих) временно оказался без работы. И вот таким людям и решили помочь московские власти вместе с корпорацией Cisco.

Надо сказать, что мне это самому очень близко: в 1994 году директор самарского института ВИТСТРОЙДОРМАШ, где я работал заведующим лабораторией, погнался за лёгкими деньгами и ликвидировал научно-техническую деятельность. Помещения были сданы в аренду различным коммерческим структурам, в частности, я обнаружил там контору игорных заведений. При этом наша лаборатория имела объёмы договоров, вполне достаточные для безбедного существования сотрудников и по условиям хозрасчёта часть заработанных нами денег шла на содержание администрации института. Мне и сейчас не стыдно за нашу работу: корпоративная интегрированная система «Октава», внедрённая нами в г. Кургане, была впоследствии портирована под Windows, получила имя «Лоцман» и в настоящее время является флагманским продуктом компании Аскон. Но, разумеется, рентабельность игорных заведений была выше, и наш директор (разумеется, коммунист) отдал предпочтение им.

Так вот, выжить мне и моим коллегам помогло знание информационно-коммуникационных технологий. Чего я и желаю тем временно безработным москвичам, которым повезло попасть в Академию Cisco.

Александр Степанович Потапов, заместитель руководителя Департамента образования, начальник Управления профессионального образования Департамента образования. Виктор Анатольевич Иванов, заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы. Игорь Сергеевич Павлов, директор ГОУ колледжа предпринимательства №11. Константин Александрович Заварзин, директор Информационно-аналитического департамента Исполнительного комитета СНГ. Открытие Образовательного центра «Сетевая академия Cisco» для безработных. Москва. 11 февраля 2010 г. Фото: Владислав Бояров.

Теперь – о самом мероприятии. Прежде о составе участников

  • Константин Александрович Заварзин, директор Информационно-аналитического департамента Исполнительного комитета СНГ;
  • Ольга Николаевна Ларионова, руководитель Департамента образования г. Москвы;
  • Михаил Юрьевич Тихонов, первый заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы;
  • Александр Степанович Потапов, заместитель руководителя Департамента образования, начальник Управления профессионального образования Департамента образования;
  • Виктор Анатольевич Иванов, заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы;
  • Дмитрий Валерьевич Тузов, заместитель начальника Управления информатизации образования Департамента образования;
  • Игорь Сергеевич Павлов, директор ГОУ колледжа предпринимательства №11.

Виктор Иванов, заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы и Павел Бетсис, генеральный директор ООО «Сиско Системс». Открытие Образовательного центра «Сетевая академия Cisco» для безработных. Москва. 11 февраля 2010 г. Фото: Владислав Бояров.

С докладом «Образовательные инициативы Cisco» выступил генеральный директор ООО «СискоСистемс» Павел Бетсис. Он напомнил о том, что компания Cisco первая сформулировала тезис, который в наши дни очевиден для всех специалистов ИКТ: «Сеть – это платформа». И уже на этой платформе работают сервисы, решаются задачи, выполняются приложения. Именно поэтому сегодня уже требуется не «обычная» компьютерная грамотность, а грамотность сетевая. Сейчас в сети работают многочисленные устройства: компьютеры под Windows, Linux, MacOS и другими операционными системами, маршрутизаторы, коммутаторы и различные интегрированные устройства, называемые интернет-центрами, сетевые накопители и медиаплееры, кассовые терминалы и коммуникаторы (смартфоны). Умение интегрировать их в сеть, сконфигурировать, настроить, научить работать с ними «простого юзера» весьма востребовано.

Простой пример: недавно я помогал товарищу покупать телевизор в крупнейшем гипермаркете электроники. Купили, разрешение FullHD, «честные 1920*1080». Решили там же посмотреть сетевой медиаплеер: стояли всего две модели, о характеристиках которых менеджеры ничего сообщить не смогли. Ну, и что ему прикажете смотреть на своём FullHD – Первый канал? Нет, мы с сыном, конечно же, дошли до компьютерной фирмы Киберкуб, позиционирующей себя как поставщик решений, взяли на пробу сетевой накопитель и несколько медиаплееров и настроили человеку систему. И из этого опыта поняли, что продажи сетевых компонентов сдерживаются, главным образом, отсутствием людей, способных их запустить.

Поэтому совместная инициатива корпорации Cisco и московского Департамента образования по обучению безработных основам работы с компьютерными сетями не так уж и экзотична, как представляется на первый взгляд. Просто Cisco в силу своего положения видит дальше (или раньше) чем другие.

Александр Потапов, заместитель руководителя Департамента образования, начальник Управления профессионального образования Департамента образования. Открытие Образовательного центра «Сетевая академия Cisco» для безработных. Москва. 11 февраля 2010 г. Фото: Владислав Бояров.

Александр Потапов пояснил, что оборудование, переданное корпорацией Cisco колледжу, предъявляет повышенные требования к преподавательскому составу. Он подчеркнул, что главное даже не в том, насколько хорошо студенты будут обучены профессии. Главное, чтобы студенты постигли умение учиться и продолжали учиться всю жизнь. Помню, эти слова говорили и наши преподаватели, но тогда, 30 с лишним лет назад, нам их слова приходилось принимать на веру. Теперь же изменения в информационно-коммуникационных технологиях происходят буквально на глазах, и студенты смогут увидеть их уже за время своего обучения. Другие естественные и технические дисциплины, разумеется, не менее важны, они составляют фундамент информационных технологий, но они не могут показать такую динамику. «Пифагоровы штаны», «если тело впёрто в воду» и прочие фундаментальные понятия так и будут передаваться из поколения в поколение, а вот «проброска портов» и разница между «IPv4» и «IPv6», возможно, скоро станут достоянием истории. Примерно, как исходное значение слова «прошивка».

Дмитрий Тузов, заместитель начальника Управления информатизации образования Департамента образования. Открытие Образовательного центра «Сетевая академия Cisco» для безработных. Москва. 11 февраля 2010 г. Фото: Владислав Бояров.

Дмитрий Тузов сказал об уже наметившейся конкуренции авторитета учителя с авторитетом интернета как коллективного поставщика знаний. Разумеется, остаётся проблема «фильтрации базара», но квалифицированные пользователи эту проблему давно решили и умеют отличить провокацию от информации.

А в целом это был хороший повод для заинтересованных людей обсудить проблемы, как информатизации, так и образования. Если, конечно, отделять информатизацию от образования.

Открытие Образовательного центра «Сетевая академия Cisco» для безработных. Москва. 11 февраля 2010 г. Фото: пресс-служба Cisco.

13-й Фестиваль интеллектуальных игр в Самаре: вчера, сегодня, завтра

HP LaserJet Ultra – очередная революция в печати