Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

 

 

В мировой экономике есть два регулятора – Интернет и образование. Интернет создаёт беспрецедентные возможности для компаний, людей и правительств, и в конкурентной борьбе победят те, кто обладает должными навыками и знаниями.

 

Джон Чемберс (John Chambers), президент, главный исполнительный директор компании Cisco Systems

30 мая 2006 года в Самарском Государственном Университете состоялось вручение сертификатов первым восьми выпускникам Сетевой академии Cisco.

Компания Cisco выглядит несколько необычно среди своих «коллег» в России. По рыночной капитализации Cisco занимает 26-е место в мире и среди IT-компаний уступает только Microsoft. Во всех сегментах, где действует Cisco, она занимет 1-е или 2-е место. Cisco ежегодно расходует на НИОКР (Научно-Исследовательские и Опытно-Конструкторские Работы) самую большую в IT-индустрии долю доходов. Офисная IP-телефонная система Cisco является самой популярной в мире (в мае 2006 года продан 8-миллионный IP-телефон Cisco), рыночная доля Cisco на рынке офисных телефонных систем любого типа в 2005 году составила 17,9%. Cisco – это лучший среди IT-компаний работодатель США.

21 апреля 2006 года в Кремниевой долине президент США Джордж Буш принял участие в обсуждении вопросов развития технологий и образования. Дискуссия состоялась именно в штаб-квартире компании Cisco Systems и была организована по инициативе главы компании Cisco Джона Чемберса. В ней участвовали около 250 представителей научных и деловых кругов США, а также губернатор штата Калифорния Арнольд Шварценеггер. Джордж Буш с похвалой отозвался о вкладе компании Cisco Systems в образование, а Джона Чемберса назвал «реформатором, который не приемлет существующий статус-кво».

Можно ещё долго перечислять в чём Cisco является самой-самой. Однако, если попросить достаточно сведущего человека назвать десять IT-компаний, то Cisco среди них скорее всего не будет. Попробую высказать свои предположение о причинах этого парадокса.

  1. Компания Cisco на самом деле широко известна в узких кругах. Действительно, Cisco производит далеко не самое дешёвое профессиональное оборудование, пользующееся популярностью в основном у крупных коммуникационных компаний. Обычным компьютерным специалистам не приходится сталкиваться с продукцией Cisco.
  2. Коммуникационная сфера развита в нашей стране гораздо хуже компьютерной, а обе они проходят по разделу IT-индустрии. И такое положение дел не является особенностью IT. Дороги и подъезды выглядят значительно хуже, чем автомобили и квартиры. Всё то, на что граждане лично повлиять не могут являет собой резкий контраст с тем, что находится под их собственным контролем. Фактически наши граждане сегодня покупают компьютеры, коммуникацикационные возможности которых остаются нереализованными. Сравнение Самары с Амстердамом (один из заказчиков Cisco ‒ голландская компания BBNed разрабатывает проект строительства в Амстердаме новой волоконно-оптической сети на 40 тысяч частных домов и офисов) может выглядеть не совсем корректно, но наглядно говорит о роли коммуникационных компаний в жизни этих городов.
  3. Действие чисто субъективного фактора: Cisco не проявляла до сих пор должной активности на российском рынке.

Но сейчас политика освещения деятельности компании изменилась. Главой пресс-службы Cisco Systems в странах СНГ стал Александр Палладин, возглавлявший до этого аналогичную службу в корпорации Intel. В работе г-на Палладина есть одна интересная, даже какая-то трогательная особенность: он искренне думает о пользе, которую принесёт представляемая им фирма стране, в которой он живёт. Результат получается положительным как для страны, так и для фирмы. У Intel в России не придуманный имидж, а реальные добрые дела, своей работой в Cisco г-н Палладин продолжает эту линию.

Поэтому совсем не случайно, что его первый визит в Самару (не только в этой роли, но и вообще) пришёлся на учебное заведение: Самарский Государственный Университет, где с янвяря 2006 года начала свою работу Сетевая академия Cisco. Программа Сетевых академий Cisco (Cisco Networking Academy, CNA) стартовала в 1997 году и имела целью фундаментальную подготовку специалистов по теории и практике проектирования, строительству и эксплуатации локальных и глобальных с сетей с использованием общепризнанных стандартов. Надо подчеркнуть, что Cisco (как и Intel) обучает не работе исключительно со своими продуктами, а готовит специалистов для отрасли в целом. Сетевые академии Cisco действуют сейчас в 166 странах, в России их количество достигло 75.

В своём докладе г-н Палладин привёл слова вице-президента, главы представительства компании Cisco Systems в странах СНГ Роберта Эйджи: «Выигрывают страны с… наиболее профессиональной рабочей силой, мощной инфраструктурой, инновационным потенциалом, госаппаратом, готовым оказать поддержку». С болью говорил Александр Александрович о том, что в 2005 году расходы на образование в России составили всего 4% ВВП, а это в 6 раз меньше, чем в Китае. По способности применять современные IT в различных областях жизни за два последних года Россия скатилась с 55-го места на 72-е. Результатом этого явилось занимаемое 54-е место из 61 в рейтинге конкурентоспособности. За это же время Китай поднялся с 31-го на 19 место, Индия – с 39-го на 29-е.

Проректор по информатизации Самарского Государственного Университета Юрий Родичев отметил, что показатель оснащённости компьютерной техникой составляет 6 студентов на один компьютер. Это совсем неплохая цифра, и курс по информационным технологиям проходят все студенты университета независимо от специальности. Университет поддерживает сотрудничество с ведущими мировыми корпорациями в области информационных технологий: кроме Cisco были названы Microsoft, Intel и HP. Сотрудничество с Cisco для университета не случайность: весь информационный узел построен именно на оборудовании этой фирмы.

Менеджер программы Сетевых академий Cisco в странах СНГ Ирина Велихова в своём докладе говорила о дефиците специалистов по сетевым технологиям. Этот дефицит в ближайшие годы будет только увеличиваться и достигнет в России к 2008 году 60 тысяч человек. Жаль только, что на пресс-конференции никому не пришло в голову спросить, что конкретно означает эта цифра.

Нет сомнений в том, что Сетевая академия Cisco обучает студентов востребованным техологическим знаниям, увеличивает их конкурентоспособность на рынке труда и расширяет возможности для трудоустройства. Поэтому вопросы журналистов касались прежде всего возможности обучения в этой академии. Оказалось, что поступить в академию могут все желающие от 14 лет, курс расчитан на 280 часов, но обучение платное. Объяснялось это тем, что обязательная государственная программа сильно устарела и никак не интегрируется с материалами учебных курсов Cisco, которые обновляются каждые 90 дней. И сумма, по крайней мере для Самары, совсем не символическая и составляет около $1000 за курс. В докладе Ирины Велиховой было отмечено, что Cisco предоставляет учебную программу, обучение и виртуальное сообщество, а университет учебные площади и преподавателей. Как раскладывается эта немаленькая сумма, не сообщалось. Известно только, что в число приоритетов благотворительной деятельности Cisco входит обеспечение доступности образования, а образовательные программы компании заслужили похвалу президента США Буша и лауреата Нобелевской премии мира архиепископа Десмонда Туту.

Участниками пресс-конференции высказывалась надежда, что в будущем заинтересованные организации и государственные органы будут брать оплату за обучение на себя. Всё-таки 8 «сетевых академиков» для Самары явно не достаточно.

О компании Cisco Systems

Компания была основана в 1984 году группой специалистов-компьютерщиков Стенфордского университета. В этом же году был изобретен первый в мире мультипротокольный маршрутизатор, объединивший два здания университета в единую сеть. Свой первый продукт Cisco выпустила в 1986 году: это был первый в мире маршрутизатор AGS (Advanced Gateway Server), установленный в университете штата Юта. Компания работает в СНГ с 1995 года, имеет офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Алма-Ате. Название Cisco происходит от города Сан-Франциско (San Francisco). Логотипом компании было выбрано не что-то научно-колебательное, а стилизованное изображение знаменитого моста «Золотые ворота».

В настоящее время компания работает в области сетевых технологий и оборудования для интернета. Услуги и решения Cisco используются при создании компьютерных сетей для частных лиц, компаний и государств. К новым видам деятельности компании относятся разработки решений для комплексной передачи голоса, видео, решений цифрового дома и физической защиты с использованием систем видеонаблюдения.

О выборе компьютера

О выборе компьютера. Статья Владислава Боярова

Intel: архитектурные неизлишества… с хвостиком

Intel: архитектурные неизлишества… с хвостиком. Статья Владислава Боярова