Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Мне видится чудесная картина:
Идет страна несметною толпой,
И на знаменах - профиль Буратино,
А в уголочке - ключик золотой.

Виталий Калашников, 1989 г.

Интернет взорвался новостью: 29 декабря должна решиться судьба Александра Поносова (ударение на первый слог), директора школы села Сепыч Верещагинского района Пермского края. Александр Поносов обвиняется в использовании нелицензионных компьютерных программ и в том, что нанес компании Microsoft ущерб в 266 тысяч 596 рублей. На директора заведено уголовное дело по статье 146 УК РФ. Ему грозит тюремное заключение сроком до пяти лет. Сообщений десятки и они не противоречат друг другу.

Сайт «Эха Москвы»: «Корпорация «Майкрософт» иска не подавала, и подавать не собирается. Слушание дела было отложено и состоится в середине февраля этого года», - отметил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» юрист по защите интеллектуальной собственности компании Майкрософт Александр Страх.

Сайт «Газета.Ru»: Следователь Виталий Старков, взявший под контроль это дело, неоднократно, по словам Александра Поносова, уверял его, что ни прокуратура, ни корпорация «Microsoft» к самой школе претензий не имеют, их цель – найти тех, кто устанавливал «пиратские» копии.

Глава Верещагинского района Юрий Старков честно признает, что пиратские программы стоят практически на всех школьных компьютерах. Как он рассказал нашему корреспонденту, денег на лицензионное программное обеспечение нет и в самой администрации района, где тоже пользуются дисками, купленными по 150 рублей на местном рынке.

Адвокаты предлагали Поносову заключить с представителями Microsoft мировое соглашение. Цена вопроса колебалась от 60 до 120 тысяч, в зависимости от процента, который брали посредники. Таких денег у директора сельской школы не нашлось. И дело было передано в суд.

Поскольку преступление, инкриминируемое Поносову относится к категории экономических, то правомерен вопрос: кто получил выгоду от того, что школьники изучали программное обеспечение корпорации Microsoft? Думаю, ответ очевиден: корпорация Microsoft. Неужели для Microsoft было бы лучше, если бы дети изучали информатику на другом программном обеспечении? Конечно нет! Тогда зачем же Александр Поносов использовал в школе компьютеры с программным обеспечением корпорации Microsoft? А вот тут ответ не очевиден. У меня есть две версии и в обоих я сомневаюсь.

По одной версии Александр Поносов просто не знал, что существует альтернатива и он мог ничем не рискуя использовать абсолютно бесплатное и легальное программное обеспечение. В пользу этой версии говорит тот факт, что мой сын-одиннадцатиклассник без каких-либо затруднений выполнил все задания по информатике в OpenOffice. Сразу оговорюсь, что сделал он это по собственной инициативе и без посторонней помощи, и по единственной причине: из любопытства. Или любознательности, так, наверное, правильнее.

По другой версии, директор обязан был использовать ПО корпорации Microsoft и знание альтернативы ничего не меняло. В пользу этой версии свидетельствует учебник информатики за 11-й класс под редакцией И. Семакина и Е. Хеннера, в котором современная информатика излагается исключительно как плод деятельности корпорации Microsoft. Если операционная система – то Windows, если электронные таблицы – то Excel. А что будет, если учитель информатики, заручившись поддержкой директора школы, обучит детей всем премудростям этой науки без использования продуктов корпорации Microsoft? Даже не представляю, потому что никто не пробовал.

И вот этот вопрос для меня самый интересный. В 1978 году, будучи школьником, я отказался вступать в комсомол, поскольку считал их теорию неверной и построение коммунизма нереальным. И все мне говорили, что без комсомола прожить в СССР нельзя, и уж точно невозможно поступить в ВУЗ. Оказалось, что можно и прожить, и получить высшее образование и успешно работать. Думаю, что сейчас Microsoft имеет в нашей стране не более крепкие позиции, чем комсомол в Советском Союзе. И, если педагоги попробуют «уйти за флажки», соотечественники будут им благодарны.

Корпорация Microsoft действительно является пострадавшей в этой ситуации. Ущерб, нанесённый ей делом Поносова, огромен. Достойного выхода из этого инцидента там пока не нашли. 30 января на «Эхе Москвы» Матвей Ганапольский предлагает президенту Microsoft в России Ольге Дергуновой соломинку: раздавать свой софт сельским школам бесплатно. Не ухватилась, даже не обещала подумать или предложить начальству.

Похоже, что главные фигуранты этого скандала нам пока неизвестны. Кто решил, что учебную программу по информатике нужно превратить в руководство к продуктам Microsoft, и все должны изучать единую операционную систему и единые офисные приложения? Кто приказал устанавливать на все школьные компьютеры эти продукты? Кто санкционировал подобные акции, когда директоров школ обязывают покупать определённые программные продукты под угрозой тюрьмы?

Напомню, что вместо «Переходи на бесплатный софт или плати» требование правоохранителей (не путать с правозащитниками) звучало совсем иначе: «Плати Microsoft или сядешь».

В своё время, объединившись, удалось спасти от тюрьмы водителя Щербинского. Спасти директора Александра Михайловича Поносова, уверен, удастся. А вот насчёт образования пока сомневаюсь.

----

«Альфа Конфа» в Самаре

«Альфа Конфа» в Самаре. Статья Владислава Боярова. 05.03.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть третья, объединительная

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.