О роли ИТ – мой ответ цифровизаторам. Часть 1, о статье Дородницына
Однако тот же самый пример с сисадминским обслуживанием гимназии наводит на мысль о том, что если ждать шевеления мозгами «brainware» от «предметников», то мы вообще не дождёмся никакой информатизации (компьютеризации, цифровизации – суть одна). Где же выход?
Возможно, он в признании того, что «brainware» является специфической областью, находящейся то ли между, то ли над ИТ и предметными областями. В конце 80-х годов был популярен такой термин как когнитология, это близко, но не то: вместо того, чтобы последовательно формализовать информационные процессы, адепты этого направление ушли в малопонятные рассуждения об искусственном интеллекте и прочих далёких от практики вещах.
Я же в своём докладе предлагал задуматься о том, как работает завод и найти тот стержень, на котором будет держаться вся информатизация. Поскольку сам я к тому времени прошёл все этапы создания изделий – от узловых испытаний до шефмонтажа и был ведущим конструктором наиболее сложного из них за всю историю завода, то хорошо представлял работу предприятия.
В том числе и такую, казалось бы, очевидную, вещь, что стержнем интегрированной корпоративной системы может быть только информация об изделии, которая в свою очередь вся нанизана на систему конструкторских спецификаций, определяющих состав каждой сборочной единицы. Конечно, при заводе были и детские сады, и турбаза, и различные службы типа юридической или патентной, но всё же это для главной цели – производства. Поэтому вся алгоритмизация должна в своей совокупности реализовывать главный алгоритм – выпуска изделий, и начинаться с определения того, из чего же это изделие состоит.
Когда мне позже довелось работать со строительными организациями, то я и там стал искать тот стержень, и им оказались строительные сметы. Была определённая ломка, когнитивный диссонанс, поскольку в машиностроении в основе лежит конструкция изделия, а уже потом технология, а в строительстве наоборот – в смете указывается работа, в которую входят материалы, необходимые для её выполнения. Но всё это удалось преодолеть, и несколько строительных организаций работали в нашей системе, диспетчируя выполнение работ по сметам вместе со списанием материалов и начислением зарплаты.
Было ещё протезно-ортопедическое предприятие, в котором хотя и существовало производство протезов, но стержнем всё же стала регистрация инвалидов со всеми их подробностями: записи к врачам, медстатистикой, заказами, примерками и выдачами протезов.
Во всех случаях к системе подтягивалась бухгалтерия, которая опять же существовала не сама по себе, а для обслуживания деятельности. Например, мы считали себестоимость протеза и в соответствии с ней выставляли счета на оплату.
Я так толком и не научился программировать, да в этом и не было нужды. Наш главный программист говорил мне так: за реализацию не волнуйся – всё, что ты сумеешь сформулировать (привет Дородницыну с его «brainware») может быть запрограммировано. При этом сам он не влазил в мою работу. Помню забавную ситуацию, когда он попросился посмотреть, как я сдаю систему заказчику со словами: «можно я посижу и посмотрю, что я написал?».
Возможно, «brainware» ближе всего к романам Артура Хейли или Георгия Владимова. Когда человек, научившийся что-то делать и обладающий представлениями о том, как вообще делается работа, в любой деятельности находит что-то главное, то, что, собственно, и делает её этой деятельностью, будь то производство автомобилей, добыча руды или охрана заключённых. Только с уклоном не в художественное описание, а в формализацию процедур, которая, поверьте, не менее увлекательна.
Конечно, когда написана система для магазина, которых тысячи, и все существующие тысячи магазинов работают либо на этой системе, либо на её аналогах, здесь уже особо не нафантазируешь и не формализуешь – всё сделано до тебя. Тогда вся твоя цифровизация сводится к использованию того, что уже есть, будь то формат магазина, ассортимент товара или планировка. Но если ты хочешь сказать новое слово в торговле и у тебя есть идеи, то почему бы и нет.
В любом случае роль ИТ будет не в том, чтобы поглотить или подменить собой любую деятельность, а в том, чтобы способствовать этой деятельности, развивать, совершенствовать её, оставаясь одним из инструментов с помощью которых эта деятельность совершается. Я так думаю.