Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

В воскресный день с сестрой моей

Мы вышли со двора.

– Я поведу тебя в музей! –

Сказала мне сестра.

Рабочий тащит пулемёт.

Сейчас он вступит в бой.

Висит плакат: «Долой господ!

Помещиков долой!»

Сергей Михалков

1 августа 2015 года мы с сыном и внуком побывали в тольяттинском техническом музее. Ранее он назывался «Технический музей ОАО АВТОВАЗ», нынешнее его название: «Парковый комплекс истории техники им. К.Г. Сахарова». На парк в привычном значении этого слова он пока не сильно тянет, всё же в парке подразумеваются деревья, дающие тень и свежесть, а желательно ещё и фонтаны, но, надеюсь, всё это у парка впереди: если назвали парком, значит, будут стараться соответствовать.

А пока летом под палящим солнцем там, прямо скажем, не очень комфортно, и если бы не интересные экспонаты, мы бы там день точно не выдержали. Это я к тому, что на голову надо что-то надевать и водой запасаться.

Вся экспозиция ВАЗа в этом огромном музее занимала скромный павильон, где были выставлены автомобили, которые по разным причинам не пошли в серию.

Например, вот эта Лада Консул – для кого она? Состоятельный человек или важная организация купит себе что-нибудь брендовое (не буду рекламировать то, что все и так знают), а стеснённый в средствах – что-то серийно-народное.

Или вот этот макияж «классического» FIAT-124. Отчего бы не завершить производство этой платформы, созданной в 1966 году и похоронить её с почестями? Кстати, сама компания FIAT прекратила выпуск автомобилей этого семейства ещё в 1982.

Следует признать, что руководство завода проявляло в этих случаях мудрость: то же «Зубило» при всём его неказистом виде – это автомобиль, а не дизайнерские изыски.

Отдельная история – двигатель Ванкеля, в котором ротор перемещается по эпитрохоиде, постоянно касаясь статора всеми своими вершинами. Сложность траектории перемещения с лихвой искупается упрощением кинематики: отсутствует кривошипно-шатунный механизм, двигатель становится простым и компактным, значительно проще решается вопрос с охлаждением. До этого я читал только про трёхкамерные двигатели Ванкеля, здесь увидел пятикамерный.

Двигатель был изобретён в 1957 году, и к нему тут же был проявлен большой интерес всех отраслей: авиационной, автомобильной, железнодорожной и пр. А после того, как компания NSU в 1964 году выпустила серийный автомобиль Spider с этим двигателем, интерес сменился настоящим ажиотажем – все боялись отстать от конкурентов и прилагали неимоверные усилия для выигрыша в этой гонке. Однако, при многочисленных достоинствах, двигатель Ванкеля имеет и недостаток: если в традиционных двигателях нужно уплотнять круглый поршень, то здесь – прямоугольную перегородку. И не просто уплотнять, а компенсировать неизбежный износ. Адекватной замены поршневым кольцам найти так и не удалось, поэтому судьба двигателя Ванкеля оказалась печальной: все, кто пробовал довести его до ума, от этой затеи отказались. Мне хорошо знакома эта проблема, поскольку в одной из своих разработок мне удалось решить подобную, но там всё было значительно проще: требовалось уплотнить поворотный гидроцилиндр. Всё же и масло – не газ, и температура в гидроцилиндре «обычная», поэтому разжимная фторопластовая рамка со вставленным в неё резиновым кольцом прекрасно справилась.

Время от времени какая-нибудь компания заявляет о том, что ей удалось решить проблему и выпускает модель изделия с двигателем Ванкеля, но проходит некоторое время – и про эту модель больше ничего не слышно. Замечу, что не следует путать роторно-поршневой двигатель Ванкеля с роторно-лопастным двигателем Вигриянова, который Прохоров грозился поставить на свой Ё-Мобиль. Двигатель Вигриянова не был реализован инженерами Прохорова даже в виде опытного образца.

Почти всю остальную площадь Паркового комплекса истории техники занимает техника военная: совершенно немыслимое количество моделей пушек, миномётов, самолётов, ракетных комплексов, тягачей, амфибий, локаторов. Пушки, способные стрелять почти на 50 км, самолёты, состоящие едва ли не из одних двигателей, беспилотники начала 80-х, непонятно как функционирующие на советской электронике, ракетные тягачи с неимоверным количеством колёс.

В начале 90-х я пытался договориться с курганским заводом колёсных тягачей о поставках платформы для самарского завода, производящего мобильные подъёмные краны. Ведь если ракетная платформа и не полностью повторяет крановую, то очень на неё похожа. Удивительным образом руководство обоих предприятий не сделало никаких шагов навстречу друг другу, и моя челночная дипломатия оказалась безрезультатной. Насколько я понимаю, «красные директора» ждали государственных военных заказов и другой модели они себе не представляли.

Сколько у нас было моделей рюкзаков? Почти всё советское время одна – абалаковский рюкзак. А газовых колонок? Тоже одна – волгоградская. Одна швейная машинка – подольская. Три велосипеда для разных возрастов: «Школьник», «Орлёнок», «взрослый». Плюс «элитные» машины Харьковского велозавода, у которых, если не принять специальных мер, суппорт постоянно залетал в спицы с катастрофическими последствиями, поскольку такой детали, как «петух», у харьковских велосипедов не было.

На сайте музея в качестве основных направлений деятельности указаны:

  • сохранение памятников инженерной мысли, истории техники и технологий России и зарубежья;
  • военно-патриотическое воспитание молодежи - воспитание интереса к техническому творчеству у подрастающего поколения на примерах инженерных достижений гражданской промышленности и военно-промышленного комплекса СССР, Российской Федерации.

Однако, на мой взгляд, главное, что можно увидеть в этом музее – это степень милитаризации советской экономики. А также то, что все достижения инженерной мысли, воплощённые в орудиях уничтожения, никак не переносятся в полезные для жизни изделия, как по техническим, так и по психологическим причинам. Попытки конверсии 90-х годов это очень хорошо показали: ни один военный завод, как бы он не кичился своим техническим уровнем, таки не смог перейти на выпуск гражданской продукции.

Низкий поклон создателям этого музея. Всё же одно дело знать, другое – почувствовать кожей. День, проведённый среди разнообразных орудий убийства, оставляет неизгладимые впечатления, которые я ещё до конца не переварил.

----

Эпоха перемен. Подарки. Часть 1.

Эпоха перемен. Подарки. Часть 1. Статья Владислава Боярова. 19.01.2024 г.

Эпоха перемен. Подарки. Часть 2.

Эпоха перемен. Подарки. Часть 2. Статья Владислава Боярова. 23.01.2024 г.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть третья, объединительная

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.