У таукитов
В алфАвите слов -
Немного, и строй – буржуазный…
В.С. Высоцкий
2007 год начался интересно: 9 января фирма Apple показала своё новое изобретение. Это был мобильный телефон стандарта GSM, точнее, не телефон, а смартфон. А может, и коммуникатор.
Собственно, здесь путаница уже началась. По версии Википедии смартфон (англ. smartphone — интеллектуальный телефон) – устройство, совмещающее функции мобильного телефона и карманного персонального компьютера. Есть ещё такой термин как коммуникатор. Разницу между ними объясняют обычно так: смартфон – это сотовый телефон с функциями КПК, а коммуникатор – это КПК с функциями сотового телефона. У тех, кто строит туннели (а их всегда проходят с двух сторон) есть такая шутка: если маркшейдер не ошибётся, получится один туннель, ошибётся – два туннеля. В нашем случае «маркшейдеры» не ошиблись и устройства карманного формата давно уже имеют развитые вычислительные, мультимедийные, коммуникативные и даже навигационные функции. Фото и видеокамера, диктофон, радио, плеер также стали обычными компонентами устройств карманного (или наладонного) формата. Поэтому в настоящее время придумывать каждому сочетанию своё название и как-то классифицировать карманные устройства – дело неблагодарное, проще просто перечислить функции конкретной модели. Википедия на это отреагировала совершенно адекватно: для смартфона, как более употребительного термина, есть отдельная статья, а со слова коммуникатор сделана безусловная ссылка (редирект) на смартфон. Поэтому дальше будем считать эти слова синонимами, имеющими различие лишь по происхождению.
Смартфон (коммуникатор) уже является сочетанием нескольких устройств, поэтому говорить о том, что iPhone является сочетанием коммуникатора с другими устройствами (в частности, с телефоном), на мой взгляд, некорректно. Однако такое заявление интригует и заставляет попристальнее вглядеться в устройство.
На сайте Apple можно прочитать: «Представляя iPhone, поистине инновационный и магический телефон, Apple делает огромный шаг вперед, опережая других разработчиков мобильных устройств, как минимум, на пять лет, — сказал Стив Джобс (Steve Jobs), глава компании Apple. — Все мы рождаемся с совершенным манипулятором – нашими пальцами – и iPhone использует их для создания наиболее революционного пользовательского интерфейса со времен изобретения компьютерной мыши». На самом деле этот «революционный интерфейс» представляет собой старый добрый сенсорный экран. А вот то, что работать этот смартфон будет под управлением стандартной MAC OS X и на нём предусмотрена возможность запуска тех же приложений, что и на обычном компьютере ставит его в один ряд с презентовавшимися фирмой Intel концептов под именем UMPC. Точнее, «возможно ставит», поскольку сайт iXBT.com так сообщает об операционной системе устройства: «Точных сведений о версии и степени ее «урезанности» пока нет». Да и разрешение экрана 320*480, не дотягивающее до многих уже выпускающихся смартфонов (например, Fujitsu Siemens Computers Pocket LOOX N560 имеет разрешение 640*480), не предполагает графики, требующейся действительно «нарядным» приложениям.
Фраза "...iPhone – революционное устройство для навигации в Интернет..." тоже не должна вводить в заблуждение, как и заявление про сервис Google Maps, для работы с картами, который превосходит аналогичные программы, установленные на других портативных устройствах. Дело в том, что как раз GPS навигатор, присутствующий во многих смартфонах-коммуникаторах, в этом аппарате отсутствует. Тогда о какой навигации можно говорить вообще, если мы не можем определить собственные координаты?
В общем, как ни крути, а найти что-то даже не революционное, а просто технологически новое, в этом аппарате не удаётся. Решение о ликвидации кнопок и передачи их функций виртуальной экранной клавиатуре тоже как минимум неоднозначно: к достоинствам можно отнести герметичность и возможность изменения расположения и размера кнопок, к недостаткам – неудобство работы с неосязаемыми кнопками. Резче всех, пожалуй, выразился Артемий Лебедев: телефон без кнопок – говно, потому что за рулем уже номер на ощупь не наберешь. И эсэмэску не отправишь нормально.
Казалось бы, дёгтя уже достаточно, но главная ложка впереди. В том, что товар не представляет собой ничего принципиально нового, а маркетологи напрягают все силы, стремясь выделить его среди ему подобных, ничего особенного нет. Мы каждый день видим по телевизору, как меняются в лице люди, отведавшие революционный бутерброд или постиравшие революционным порошком, даже привыкли к этому выражению счастья на грани обморока.
Хуже то, что и название нового изделия тоже не оригинально: телефон под этим брендом уже несколько лет выпускается фирмой Cisco Systems.
Уже на следующий день после презентации фирмой Apple смартфона, Cisco подала в суд на Apple за несанкционированное использование своего торгового знака. Вот как комментирует ситуацию директор пресс-службы ООО «Сиско системс», представляющей интересы Cisco в странах СНГ Александр Палладин:
"Cisco получила права на торговый знак iPhone в 2000 году после приобретения компании Infogear, которая зарегистрировала этот знак и продавала продукты под маркой iPhone в течение ряда предыдущих лет. Infogear подала заявку на регистрацию торгового знака iPhone 20 марта 1996 года и получила его официальную регистрацию 16 ноября 1999 г., т.е. задолго до того, как Apple начала поставки продуктов под названием iMac и iPod. С начала 2006 года компания Linksys, работающая в составе Cisco, поставляет на рынок новое семейство продуктов iPhone. 18 декабря она расширила продуктовую линейку iPhone®, добавив в нее несколько новых продуктов".
9 января, после того, как Apple устроила публичную презентацию своего нового продукта под названием iPhone, руководство Cisco сделало заявление, в котором подчеркивалось:
– на протяжении последних пяти лет Apple неоднократно обращалась к Cisco за разрешением на использование принадлежащей Cisco торговой марки iPhone, тем самым признавая права Cisco на этот торговый знак;
– интенсивные переговоры с Apple по этому вопросу велись и в последнее время;
– вечером 8 января, т.е. накануне презентации, организованной компанией Apple, ее руководству были переданы окончательные тексты документа и публичного заявления, которые содержали ответы на ряд вопросов, остававшихся открытыми;
– все это, вкупе со сделанным руководством Apple 9 января объявлением своего нового продукта, дало руководство Cisco повод считать, что Apple готова согласиться с вышеупомянутыми текстами, в связи с чем Cisco выразила надежду на получение от Apple в тот же день, 9 января, подписанного соглашения.
Таким образом, Cisco до последнего момента старалась решить эту проблему внесудебными методами, делая все от нее возможное для достижения взаимоприемлемого компромисса. Сами переговоры с Apple компания Cisco вела в духе доброй воли, с искренним намерением найти взаимоприемлемое решение по вопросу о дальнейшем использовании принадлежащего Cisco торгового знака iPhone. При этом Cisco была готова к сотрудничеству с Apple в плане совместного использования этого торгового знака. Такая позиция Cisco полностью соответствует общим принципам ее корпоративной культуры, предусматривающей широкое отраслевое сотрудничество в интересах заказчиков.
Поскольку, однако, это заявление Cisco осталось без ответа, на следующий день, 10 января, руководство компании подало в суд Северного округа штата Калифорния иск на компанию Apple, Inc., чтобы заставить ее отказаться от несанкционированного копирования и использования своего зарегистрированного торгового знака iPhone. При этом Марк Чендлер (Mark Chandler), старший вице-президент и главный юрисконсульт Cisco, заявил: «Новый телефон Apple, без сомнения, является отличным продуктом, но использовать нашу торговую марку без разрешения недопустимо. Существующие продукты iPhone будут быстро меняться. Возможности конвергенции домашнего телефона, сотового телефона, рабочего телефона и персонального компьютера поистине безграничны, так что еще и поэтому нам очень важно защитить права на свой бренд». В своем исковом заявлении Cisco потребовала судебного запрета на использование компанией Apple принадлежащего Cisco торгового знака iPhone.
Учитывая изложенное выше, у Cisco не оставалось других способов защитить принадлежащий ей торговый знак. Действуя так, Сisco преследовала не столько коммерческие цели, сколько исходя из своих обязательств по защите торговой марки перед лицом сознательного нарушения этих прав компанией Apple. Вместе с тем, руководство Cisco по-прежнему надеется на внесудебное решение, которое учитывало бы интересы обеих компаний и – что не менее важно – их заказчиков. Таким образом, Cisco все еще готова к заключению соответствующего соглашения с Apple.
Надо сказать, что революцию в коммуникациях делает именно Cisco: её iPhone обладают возможностями, пока ещё недоступными «обычным» смартфонам, в том числе и представленном фирмой Apple. Cisco есть что защищать, и есть, чем защищать: капитализация Cisco составляет около 160 млрд. долл. против 80 млрд. долл. у Apple.
У Apple и раньше случались споры по поводу брендов. Не так давно ей пришлось отстаивать в суде права на собственное название: истцом стала звукозаписывающая компания Apple Corps, основанная ансамблем Beatles. В 1981 г. стороны заключили соглашение, по которому компьютерная компания обязалась не заниматься музыкальным бизнесом. Первый конфликт возник в 1989 г., когда компьютеры Macintosh стали позиционироваться как средство для работы с музыкой. Конфликт был улажен в 1991 г., но вспыхнул вновь в 2003 г., когда Apple создала музыкальный магазин Apple iTunes. Apple Corps подала иск, но британский суд отклонил его.
В случае с iPhone такой лёгкой победы ожидать не приходится. Но победа не всегда и нужна. Возможно, Apple просто хочет пропиариться с помощью Cisco, а потом сменит название продукта на iCom (назвали же продукт коммуникатором) или iSmart, поставит туда кнопки и будет продавать под революционным лозунгом Think Different!