Я давно искал такую -
И не больше,
И не меньше.
Игорь Кохановский
Мои родители были инженерами, потом оба защитили диссертации, а одним из обязательных атрибутов культурного человека считался фотоаппарат. Поэтому про выдержку-диафрагму-светосилу я знал с детства, пользоваться фотоаппаратом умел, но не любил. Причин, как я сейчас понимаю, было две. Первая – всегда жалко плёнки, все пересвеченные и нерезкие кадры вызывали раздражение и обиду за бесцельно потраченные деньги. Вторая и главная: надо было самому проявлять-закреплять-сушить плёнку, печатать-проявлять-закреплять-глянцевать-резать фотографии. Уметь-то я умел, но перспектива провести выходной без света в общем санузле хрущёвки, куда постоянно кто-то рвался (и их можно было понять), совершенно не привлекала. Поэтому, научившись всем премудростям фотодела, я его надолго забросил.
В 1967 году моих родителей отправили в недавно освободившийся от колониального гнёта Алжир. Освободился он, как оказалось, не до конца: их динар в точности равнялся французскому франку, ездить в Европу можно было без паспортов, а товары из Парижа заказывались так же, как сейчас в Самаре компьютерные комплектующие из Москвы. Ко всему прочему оказалось, что и фотодела в советском понимании больше нигде в мире не существует: плёнки продавались исключительно в кассетах (у нас в основном на катушках), в коробочке с плёнкой лежал конвертик, куда надо было положить отснятую плёнку и указать свой адрес – проявка и доставка входили в цену плёнки. И всё!!!
Подробности капиталистического способа печати фотографий тех лет я уже не помню, но это тоже было что-то совсем простое и необременительное. К тому же в моду тогда входили слайды, продавался большой ассортимент устройств для их просмотра (индивидуальные с окуляром, небольшие настольные с экраном в несколько дюймов, фильмоскопы с экраном и пр.), так что печать особо и не была нужна. Но что здесь важно: плёночные фотоаппараты делились на зеркальные, где изображение попадало в глаз через объектив и, мягко говоря, устройства начального уровня, где использовался отдельный видоискатель. Недостатком отдельного видоискателя был параллакс: в него было видно не совсем то (а при съёмке с близкого расстояния совсем не то), что попадало через объектив на плёнку. Однако механизм с отпрыгивающим в момент экспозиции зеркалом был довольно сложен, поэтому в дешёвых моделях он не применялся. К тому же зеркалки имели сменные объективы, чего по понятным (надеюсь) причинам в принципе невозможно было реализовать на незеркальных аппаратах.
В появившихся в начале «нулевых» цифровых камерах разделение было по другому принципу. Конструкция профессиональных камер претерпела незначительные изменения, в основном выразившиеся в замене плёнки матрицей, при этом весь зеркальный механизм остался неизменным, что не позволяло, например, снимать видео. Цифромыльницы же стали принципиально новыми устройствами: роль видоискателя стал выполнять дисплей, появилась возможность записи видео, а поскольку эпоха немого кино давно завершилась, то к видео прилагался и звук.
Из сказанного понятно, что в цифровых фотоаппаратах никакого преимущества в точности выбора кадра зеркало уже не давало. К тому же в цифровой фотографии эта точность имеет меньшее значение, чем в плёночной: обрезка и другая обработка цифрового снимка являются стандартной процедурой обычного любителя, в то время как на плёнке колдовать с отснятыми кадрам решались только профессионалы.
То есть в теории зеркало стало не нужным с самого начала цифровой эры, однако на практике оно благополучно дожило до наших дней, чему я вижу две причины:
- Снобизм профессиональных фотографов. Зеркало должно быть, без зеркала профессионал чувствует себя поставленным на одну доску с владельцами «мыльниц», и некоторое время назад они даже всерьёз не могли рассуждать о покупке беззеркального фотоаппарата.
- Чего греха таить: ещё совсем недавно дисплеи фотоаппаратов были такого качества, что смотреть в них было неприятно, изображение очень сильно отличалось от действительности. Второй момент – чисто технический. От постоянной нагрузки матрица нагревалась, характеристики её уплывали, да и сама она со временем деградировала.
Однако сегодня обе этих болезни роста прошли, что и дало возможность производителям вывести на рынок новую категорию устройств – беззеркальные цифровые фотоаппараты. Кроме очевидных преимуществ, выражающихся в резко уменьшившихся габаритах и массе, отсутствие перемещающихся частей внутри аппарата исключает вибрацию корпуса и повышает скорость съёмки.
Все эти замечательные тенденции в полной мере удалось воплотить в беззеркальной камере Samsung NX200. Тушка очень компактная: габариты 116,5*62,5*36,6, масса на официальном сайте не указана, но что-то около 0,2 кг. Корпус цельнометаллический, очень жёсткий. Несмотря на его некоторую прямоугольность (верхняя и нижняя поверхность плоские, кнопку спуска надо нажимать вертикально), удобно лежит в руке. Вообще корпус, объективы и аксессуары сделаны весьма грамотно, их приятно брать в руки, а ещё приятнее снимать.
Первую положительную эмоцию вызывает трёхдюймовый дисплей с разрешением 640*480. Мне часто приходится делать репортажи, иногда я вынужден держать камеру на вытянутой руке над головой: этот дисплей с фирменной технологией Amoled на любых углах обзора вообще не искажает цвета.
Как и положено серьёзным камерам, встроенная вспышка отсутствует. Горячий башмак снабжён заглушкой и почти не выступает из корпуса. «Китовая» компактная вспышка входит в комплект. Всё хорошо, кроме этой заглушки: всё время опасаешься, что этот квадратик пластмассы примерно 20*20 мм куда-нибудь потеряется.
Кстати, на башмак можно устанавливать также GPS-модуль. При съёмке в помещении или в городе это не очень актуально, но вот в походах не всегда можно точно восстановить место съёмки. И даже если можно восстановить, к примеру, через Google Earth – зачем, если координаты уже записаны в файл снимка.
Вместе с камерой на тестирование я получил 5 объективов (жаль, на самих объективах нет маркировки обозначений):
- Сверхширокоугольный плоский объектив для пейзажной фотосъемки W16NB, F2.4.
- Компактный широкоугольный плоский объектив для пейзажной фотосъемки W20NB, F2.8.
- Стандартный зум-объектив для повседневной фотосъемки S1855IB, F3.5-5.6.
- Длиннофокусный зум-объектив для фотосъемки действия T50200IB, F4.0-5.6.
- Светосильный портретный объектив T85NB F:1.4.
Наверное, каждый любитель, владеющей пусть даже самой продвинутой мыльницей, рано или поздно начинает понимать, что природу не обманешь, и одним объективом всё, что хочется, не снимешь. Так что с одной стороны, беззеркалки как раз для дозревших до этого понимания любителей. Однако, с другой стороны, мне приходилось видеть и крутых профессионалов, покупающих беззеркалку как резервную камеру, которая всегда будет при себе, как кольт у ковбоя. Набор объективов, которыми можно укомплектовать Samsung NX200, на мой взгляд, не только сильно расширит возможности, но и может сделать эту камеру для профессионалов не резервной, а основной. А крутую зеркалку оставить только для «экстрима».
Ещё одна приятная особенность – интеллект камеры. После того, как выбран подходящий объектив (здесь нам в обозримом будущем никакой автоматизации не светит), а колёсико поставлено в положение «smart» (выделено зелёным цветом), всё, кроме выбора направления и зума камера берёт на себя. Мало того, что может отличить пейзаж от портрета и макросъёмки, так она ещё оценивает динамику сцены (режим «спорт»), находит лица (морды собак тоже!) и фокусируется по ним. Конечно, бывают и нестандартные задачи, когда чётким должен быть как раз фон, а не лицо, но в общем объёме снимков их не так и много, в большинстве случаев хватает интеллектуального режима.
Отдельно хочется сказать о светосильном портретном объективе: любой снимок, сделанный им – шедевр.
Мегапиксели сейчас имеют примерно такое же значение, как и тактовая частота процессора – за ними больше не гонятся, но у Samsung NX200 их целых 20. Это позволяет не очень точно прицеливаться, «бить по площадям», потом вырезать из кадра нужную сцену или лицо, и при этом не ухудшать (на глаз и на экране монитора) качество снимка.
Соединение с компьютером через стандартный разъём микро-USB вызывает на дисплее фотоаппарата меню: с компьютером или с принтером соединён девайс. После выбора принтера лампочка немного помигала, а затем экран насовсем потух – выходит, отработка этой ошибки не прописана. Однако я вообще против того, чтобы печатать напрямую с фотоаппарата, ведь всегда под рукой есть компьютер, на котором можно обработать снимки перед печатью. При выборе в этом же меню компьютера всё прошло гладко: устройство было опознано, драйвера установились, и фотоаппарат предстал ещё одним съёмным диском. Отлично, больше от него ничего и не требуется.
Получился не совсем правильный материал, достоинства камеры не удалось оттенить недостатками. Но ведь что такое недостатки устройства? Это когда либо что-то неправильно работает, либо невозможно сделать то, чего от устройства ожидаешь. А здесь всё работало вполне предсказуемо, иногда (как с интеллектуальным режимом) превосходя ожидания. А что фотоаппарат ещё и крестиком не вышивает – это уже будут придирки.
Поползень. Samsung NX200. Объектив T50200IB, расстояние около 30м, обрезка кадра.
Зимний лес. Samsung NX200. Объектив S1855IB, обрезка кадра.
Костя на лыжах. Samsung NX200. Объектив T85NB.
Семинар Autodesk в Самаре. Samsung NX200. Объектив T85NB.
Барни. Samsung NX200. Объектив T85NB. Слишком близко: глаза и лоб в фокусе, а нос уже нет.
Жигулёвские ворота с вертолётной площадки. Samsung NX200. Объектив W16NB.
Виктор. Samsung NX200. Объектив W16NB.
Виктор. Samsung NX200. Объектив T85NB. Почувствуйте разницу.
Ольга. Samsung NX200. Объектив T85NB.
Владислав Бояров. Samsung NX200. Объектив T85NB.