Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"


Я давно искал такую -
И не больше,
И не меньше.
Игорь Кохановский

Мои родители были инженерами, потом оба защитили диссертации, а одним из обязательных атрибутов культурного человека считался фотоаппарат. Поэтому про выдержку-диафрагму-светосилу я знал с детства, пользоваться фотоаппаратом умел, но не любил. Причин, как я сейчас понимаю, было две. Первая – всегда жалко плёнки, все пересвеченные и нерезкие кадры вызывали раздражение и обиду за бесцельно потраченные деньги. Вторая и главная: надо было самому проявлять-закреплять-сушить плёнку, печатать-проявлять-закреплять-глянцевать-резать фотографии. Уметь-то я умел, но перспектива провести выходной без света в общем санузле хрущёвки, куда постоянно кто-то рвался (и их можно было понять), совершенно не привлекала. Поэтому, научившись всем премудростям фотодела, я его надолго забросил.

В 1967 году моих родителей отправили в недавно освободившийся от колониального гнёта Алжир. Освободился он, как оказалось, не до конца: их динар в точности равнялся французскому франку, ездить в Европу можно было без паспортов, а товары из Парижа заказывались так же, как сейчас в Самаре компьютерные комплектующие из Москвы. Ко всему прочему оказалось, что и фотодела в советском понимании больше нигде в мире не существует: плёнки продавались исключительно в кассетах (у нас в основном на катушках), в коробочке с плёнкой лежал конвертик, куда надо было положить отснятую плёнку и указать свой адрес – проявка и доставка входили в цену плёнки. И всё!!!

Подробности капиталистического способа печати фотографий тех лет я уже не помню, но это тоже было что-то совсем простое и необременительное. К тому же в моду тогда входили слайды, продавался большой ассортимент устройств для их просмотра (индивидуальные с окуляром, небольшие настольные с экраном в несколько дюймов, фильмоскопы с экраном и пр.), так что печать особо и не была нужна. Но что здесь важно: плёночные фотоаппараты делились на зеркальные, где изображение попадало в глаз через объектив и, мягко говоря, устройства начального уровня, где использовался отдельный видоискатель. Недостатком отдельного видоискателя был параллакс: в него было видно не совсем то (а при съёмке с близкого расстояния совсем не то), что попадало через объектив на плёнку. Однако механизм с отпрыгивающим в момент экспозиции зеркалом был довольно сложен, поэтому в дешёвых моделях он не применялся. К тому же зеркалки имели сменные объективы, чего по понятным (надеюсь) причинам в принципе невозможно было реализовать на незеркальных аппаратах.

В появившихся в начале «нулевых» цифровых камерах разделение было по другому принципу. Конструкция профессиональных камер претерпела незначительные изменения, в основном выразившиеся в замене плёнки матрицей, при этом весь зеркальный механизм остался неизменным, что не позволяло, например, снимать видео. Цифромыльницы же стали принципиально новыми устройствами: роль видоискателя стал выполнять дисплей, появилась возможность записи видео, а поскольку эпоха немого кино давно завершилась, то к видео прилагался и звук.

Из сказанного понятно, что в цифровых фотоаппаратах никакого преимущества в точности выбора кадра зеркало уже не давало. К тому же в цифровой фотографии эта точность имеет меньшее значение, чем в плёночной: обрезка и другая обработка цифрового снимка являются стандартной процедурой обычного любителя, в то время как на плёнке колдовать с отснятыми кадрам решались только профессионалы.

То есть в теории зеркало стало не нужным с самого начала цифровой эры, однако на практике оно благополучно дожило до наших дней, чему я вижу две причины:

  1. Снобизм профессиональных фотографов. Зеркало должно быть, без зеркала профессионал чувствует себя поставленным на одну доску с владельцами «мыльниц», и некоторое время назад они даже всерьёз не могли рассуждать о покупке беззеркального фотоаппарата.
  2. Чего греха таить: ещё совсем недавно дисплеи фотоаппаратов были такого качества, что смотреть в них было неприятно, изображение очень сильно отличалось от действительности. Второй момент – чисто технический. От постоянной нагрузки матрица нагревалась, характеристики её уплывали, да и сама она со временем деградировала.

Однако сегодня обе этих болезни роста прошли, что и дало возможность производителям вывести на рынок новую категорию устройств – беззеркальные цифровые фотоаппараты. Кроме очевидных преимуществ, выражающихся в резко уменьшившихся габаритах и массе, отсутствие перемещающихся частей внутри аппарата исключает вибрацию корпуса и повышает скорость съёмки.

Все эти замечательные тенденции в полной мере удалось воплотить в беззеркальной камере Samsung NX200. Тушка очень компактная: габариты 116,5*62,5*36,6, масса на официальном сайте не указана, но что-то около 0,2 кг. Корпус цельнометаллический, очень жёсткий. Несмотря на его некоторую прямоугольность (верхняя и нижняя поверхность плоские, кнопку спуска надо нажимать вертикально), удобно лежит в руке. Вообще корпус, объективы и аксессуары сделаны весьма грамотно, их приятно брать в руки, а ещё приятнее снимать.

Первую положительную эмоцию вызывает трёхдюймовый дисплей с разрешением 640*480. Мне часто приходится делать репортажи, иногда я вынужден держать камеру на вытянутой руке над головой: этот дисплей с фирменной технологией Amoled на любых углах обзора вообще не искажает цвета.

Как и положено серьёзным камерам, встроенная вспышка отсутствует. Горячий башмак снабжён заглушкой и почти не выступает из корпуса. «Китовая» компактная вспышка входит в комплект. Всё хорошо, кроме этой заглушки: всё время опасаешься, что этот квадратик пластмассы примерно 20*20 мм куда-нибудь потеряется.

Кстати, на башмак можно устанавливать также GPS-модуль. При съёмке в помещении или в городе это не очень актуально, но вот в походах не всегда можно точно восстановить место съёмки. И даже если можно восстановить, к примеру, через Google Earth – зачем, если координаты уже записаны в файл снимка.

Вместе с камерой на тестирование я получил 5 объективов (жаль, на самих объективах нет маркировки обозначений):

  • Сверхширокоугольный плоский объектив для пейзажной фотосъемки W16NB, F2.4.
  • Компактный широкоугольный плоский объектив для пейзажной фотосъемки W20NB, F2.8.
  • Стандартный зум-объектив для повседневной фотосъемки S1855IB, F3.5-5.6.
  • Длиннофокусный зум-объектив для фотосъемки действия T50200IB, F4.0-5.6.
  • Светосильный портретный объектив T85NB F:1.4.

Наверное, каждый любитель, владеющей пусть даже самой продвинутой мыльницей, рано или поздно начинает понимать, что природу не обманешь, и одним объективом всё, что хочется, не снимешь. Так что с одной стороны, беззеркалки как раз для дозревших до этого понимания любителей. Однако, с другой стороны, мне приходилось видеть и крутых профессионалов, покупающих беззеркалку как резервную камеру, которая всегда будет при себе, как кольт у ковбоя. Набор объективов, которыми можно укомплектовать Samsung NX200, на мой взгляд, не только сильно расширит возможности, но и может сделать эту камеру для профессионалов не резервной, а основной. А крутую зеркалку оставить только для «экстрима».

Ещё одна приятная особенность – интеллект камеры. После того, как выбран подходящий объектив (здесь нам в обозримом будущем никакой автоматизации не светит), а колёсико поставлено в положение «smart» (выделено зелёным цветом), всё, кроме выбора направления и зума камера берёт на себя. Мало того, что может отличить пейзаж от портрета и макросъёмки, так она ещё оценивает динамику сцены (режим «спорт»), находит лица (морды собак тоже!) и фокусируется по ним. Конечно, бывают и нестандартные задачи, когда чётким должен быть как раз фон, а не лицо, но в общем объёме снимков их не так и много, в большинстве случаев хватает интеллектуального режима.

Отдельно хочется сказать о светосильном портретном объективе: любой снимок, сделанный им – шедевр.

Мегапиксели сейчас имеют примерно такое же значение, как и тактовая частота процессора – за ними больше не гонятся, но у Samsung NX200 их целых 20. Это позволяет не очень точно прицеливаться, «бить по площадям», потом вырезать из кадра нужную сцену или лицо, и при этом не ухудшать (на глаз и на экране монитора) качество снимка.

Соединение с компьютером через стандартный разъём микро-USB вызывает на дисплее фотоаппарата меню: с компьютером или с принтером соединён девайс. После выбора принтера лампочка немного помигала, а затем экран насовсем потух – выходит, отработка этой ошибки не прописана. Однако я вообще против того, чтобы печатать напрямую с фотоаппарата, ведь всегда под рукой есть компьютер, на котором можно обработать снимки перед печатью. При выборе в этом же меню компьютера всё прошло гладко: устройство было опознано, драйвера установились, и фотоаппарат предстал ещё одним съёмным диском. Отлично, больше от него ничего и не требуется.

Получился не совсем правильный материал, достоинства камеры не удалось оттенить недостатками. Но ведь что такое недостатки устройства? Это когда либо что-то неправильно работает, либо невозможно сделать то, чего от устройства ожидаешь. А здесь всё работало вполне предсказуемо, иногда (как с интеллектуальным режимом) превосходя ожидания. А что фотоаппарат ещё и крестиком не вышивает – это уже будут придирки.

Поползень. Samsung NX200. Объектив T50200IB, расстояние около 30м, обрезка кадра. Фото: Владислав Бояров.
Поползень. Samsung NX200. Объектив T50200IB, расстояние около 30м, обрезка кадра.

Зимний лес. Samsung NX200. Объектив S1855IB, обрезка кадра. Фото: Владислав Бояров.
Зимний лес. Samsung NX200. Объектив S1855IB, обрезка кадра.

Костя на лыжах. Samsung NX200. Объектив T85NB. Фото: Владислав Бояров.
Костя на лыжах. Samsung NX200. Объектив T85NB.

Семинар Autodesk в Самаре. Samsung NX200. Объектив T85NB. Фото: Владислав Бояров.

Семинар Autodesk в Самаре. Samsung NX200. Объектив T85NB.

Барни. Samsung NX200. Объектив T85NB. Слишком близко: глаза и лоб в фокусе, а нос уже нет. Фото: Владислав Бояров.
Барни. Samsung NX200. Объектив T85NB. Слишком близко: глаза и лоб в фокусе, а нос уже нет.

Жигулёвские ворота с вертолётной площадки. Samsung NX200. Объектив W16NB. Фото: Владислав Бояров.
Жигулёвские ворота с вертолётной площадки. Samsung NX200. Объектив W16NB.

Виктор. Samsung NX200. Объектив W16NB. Фото: Владислав Бояров.
Виктор. Samsung NX200. Объектив W16NB.

Виктор. Samsung NX200. Объектив T85NB. Почувствуйте разницу. Фото: Владислав Бояров.
Виктор. Samsung NX200. Объектив T85NB. Почувствуйте разницу.

Ольга. Samsung NX200. Объектив T85NB. Фото: Владислав Бояров.
Ольга. Samsung NX200. Объектив T85NB.

Владислав Бояров. Samsung NX200. Объектив T85NB. Фото: Владислав Бояров.

Владислав Бояров. Samsung NX200. Объектив T85NB.

----

Информационная гигиена в эпоху интернета

Информационная гигиена в эпоху интернета. Статья Владислава Боярова. 12.08.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША»

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША». Статья Владислава Боярова. 08.04.2024 г.

Pantum в Самаре: business as usual

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.