Москва, 13 октября 2014 года, – подведены итоги очного этапа V конкурса научно-технических работ школьников «Ученые будущего». Конкурс организован корпорацией Intel и Московским Государственным Университетом имени М.В.Ломоносова (МГУ) при поддержке Министерства образования РФ в рамках IV Всероссийского Фестиваля науки. В этом году конкурс отпраздновал свой юбилей, в пятый раз собрав более 130 школьников из разных регионов России и стран СНГ.
Юбилейный конкурс «Ученые будущего» ознаменовался открытием новой секции «Носимые устройства», отражающей тренды высокотехнологичной индустрии. Несмотря на новизну направления, конкурсантам новой категории удалось удивить жюри и представить сильные проекты, призванные сделать жизнь людей проще и удобнее. Среди них – жестовая перчатка, перчатка для сурдоперевода, шлем для слепых, мобильный персональный дозатор для лекарственных средств, устройство для распознавания номеров маршрутных транспортных средств и некоторые другие.
Открытие новой секции стало продолжением программы Intel «Раскрываем таланты в каждом», направленной на поддержку авторов новых идей в сфере высоких технологий и естественных наук на разных этапах реализации: от школьного проекта до стартапа.
Конкурс «Ученые будущего» – успешный пример плодотворного сотрудничества государства, бизнеса и академического сообщества в сфере поддержки молодых ученых. Стартовав в 2009 году, конкурс развивался как количественно, год от года увеличивая число участников и их географию, так и качественно, создавая вокруг себя экосистему для исследовательской деятельности школьников – летние и зимние школы, STEM-центр. Так, совместными усилиями МГУ и корпорации Intel создан STEM-центр «Лаборатория научного творчества», деятельность которого направлена на организацию практических исследований, использующих инновационные методики обучения. Центры подобного формата – это площадка для встречи школьников и ученых с доступом к уникальному лабораторному оборудованию.
В 2012 году конкурс «Ученые будущего» вышел на новый уровень, став официальным отборочным этапом Intel® ISEF, международного смотра научных работ школьников, который ежегодно собирает вместе более 1500 юных ученых со всего мира. В это же время к секциям «Химия и нанотехнологии», «Физика», «Биология и науки о жизни», «Техника и инженерные науки», «Математика», «Программирование» добавилась категория «Науки о Земле».
Неотъемлемой частью «Ученых будущего» является педагогическая конференция «STEM-Академия Intel», посвященная обсуждению актуальных проблем организации, ведения и поощрения научно-исследовательской деятельности учащихся. Основные задачи этого мероприятия — создание условий для интеллектуального развития и поддержки одаренных детей и повышение педагогической квалификации преподавателей. В 2014 году в мероприятии приняло участие более 50 преподавателей из вузов, школьных технопарков и центров дополнительного образования, научных руководителей STEM-центров. Педагоги активно обсудили модели различных форматов дополнительного образования в различных регионах, внесли целый рад предложений по поддержке сообщества путем дистанционных технологий, поиску научных тем и взаимному информированию. Также прозвучала поддержка формата Ассоциации НТТМ (дополнительная информация об Ассоциации НТТМ здесь).
Экспертное жюри, в состав которого вошли ведущие ученые, представители вузов стран СНГ и специалисты корпорации Intel, определило имена победителей очного тура:
Байгушев Данила (Москва, лицей "Вторая школа", 11 класс), секция Программирование, проект «Разработка системы обратимой мультитрансляции, компиляции и исполнения высокоуровневых языков для проведения соревновании по программированию».
Научный руководитель: Дединский Илья Рудольфович
Провоторов Павел (Черноголовка, школа №82 им. Ф.И.Дубовицкого, 10 класс), секция Физика, проект «Формирование, свойства и применение сверхдлинных наноцепочек».
Научный руководитель: Классен Николай Владимирович
Колесников Андрей, Максимова Дарья (Новосибирск, лицей № 22 "Надежда Сибири", 11 класс), секция Химия и нанотехнологии, проект «Получение на основе противоопухолевого антиметаболита и урокановой».
Научный руководитель: Годовикова Татьяна Сергеевна
Ходус Инна (Новороссийск, лицей Морской технический, 11 класс), секция Науки о Земле, проект: «Сохранение видового разнообразия как условие устойчивости Суджукской лагуны».
Научный руководитель: Вехов Дмитрий Вадимович
Кожухов Владислав (Батайск Ростовской обл., Областной Центр технического творчества учащихся, 10 класс), секция Техника и инженерные науки, проект: «Беспилотный летательный аппарат с возобновляемым источником энергии с возможностью разъёма крыльев».
Научный руководитель: Котова Ольга Викторовна
Хивинцев Максим, Веловатый Даниил (Новосибирск, гимназия №1, 11 класс), секция Носимая электроника, проект: «Инфосфера».
Научный руководитель: Быков Кирилл Андреевич
Петренко Антонина (Новосибирск, лицей №22 "Надежда Сибири", 11 класс), секция Биология и науки о жизни, проект: «Выявление и характеризация рифампицин - устойчивых изолятов Mycobacterium tuberculosis с помощью методов молекулярной биологии».
Научный руководитель: Кошелева Жанна Александровна
Крутовский Роман (Москва, гимназия 1514, 11 класс), секция Математика, проект: «Некоторые проективные конструкции».
Научный руководитель: Ивлев Федор Алексеевич