«А вот вы наконец и удостоили нас своим посещением.
Уж такое, право, доставили наслаждение...
майский день... именины сердца...
Н.В. Гоголь, «Мёртвые души»
Перечитал название ежегодной конференции компании Fujitsu, и подумалось, что всем, кто связан с ИТ, будущим приходится заниматься постоянно. Прошлое, конечно, тоже представляет определённый интерес, но совсем не такой, как будущее, а про настоящее информационных технологий можно сказать словами известной песни – оно «только миг между прошлым и будущим»: не успеешь как следует порадоваться новинке, а она уже устарела.
На конференции, состоявшейся 19 сентября 2013 года в Москве, представители Fujitsu постоянно подчёркивали, что их компания является технологической (не в советско-российском, а в изначальном значении этого слова), поэтому превращение будущего в настоящее и есть ежедневная, едва ли не её рутинная деятельность.
Я считаю, что организаторы конференции сделали нам, её участникам, поистине царский подарок, пригласив с докладом доктора биологических наук, заведующего лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов МГУ профессора Александра Каплана.
Он рассказал об проекте BrainPort 3.0, объединяющем исследования в области естественных ИТ (мозг) и достижений рукотворных ИТ. Оказывается, уже созданы электронные «протезы» компонентов головного мозга, отвечающих за конвертацию данных из «оперативной памяти» в «дисковую»,
а на следующем чемпионате мира по футболу первый удар по мячу должен сделать полностью парализованный человек, управляющий сигналами своего мозга исполнительными устройствами экзоскелета.
И пока ИТ-шники дискутируют о том, что лучше для десктопов – мышка или «трогательный» экран, вовсю продвигается разработка непосредственного интерфейса между мозгом и компьютером.
Честно говоря, я не разделяю восторгов по поводу гуманизации устройств – придания им человекоподобности, что в отношении «физики», что в отношении «лирики». Современные устройства уже летают быстрее сапсана, плавают быстрее рыбы парусника, передвигаются по земле быстрее гепарда…, да и играют в шахматы лучше человека. Поэтому сегодня уж скорее шахматисту следует изучать алгоритмы шахматных программ, чем программисту – логику принятий решений шахматистом. К тому же совместная работа людей, их объединения в коллективы, всё равно не меняет индивидуального мышления, тогда как консолидация и виртуализация ИТ-ресурсов даёт потрясающие результаты в виде некоего коллективного разума и памяти, которые мы наблюдаем в виде сетевых сервисов. А во взаимодействии человека с компьютером со времён изобретения мыши ничего принципиально не изменилось… ну, добавилось у мыши колёсико. Однако всё равно любые шаги по совершенствованию человеко-машинного взаимодействия жутко интересны – ведь в любой момент может состояться прорыв.
Не менее содержательна была панельная дискуссия «Россия ИТ 2.0 или 3.0?» с участием капитанов российского ИТ-бизнеса: Дмитрием Конашем (Intel), Шамилем Шакировым (Ай-Теко), Борисом Бобровниковым (Крок), Сергеем Мацоцким (IBS), Юрием Зеленковым (НПО Сатурн), Александром Капланом (МГУ) и Дмитрием Устюжаниным (Вымпелком).
Очень интересно было следить за ходом дискуссии и стараться не отстать от её участников. Они говорили не заумно, понятным и грамотным русским языком, однако в каждую фразу вкладывали столько известного им смысла, что следование за их мыслью лично для меня требовало определённого напряжения.
Прежде всего о терминах. Генеральный директор Fujitsu в России и СНГ Виталий Фридлянд определил ИТ 1.0 как эпоху Microsoft Office, ИТ 2.0 – когда ИТ добавляет стоимость к другим технологиям, ИТ 3.0 – это когда ИТ уже не видно, технологии находятся «под капотом» и скрыты от глаз пользователей. Поэтому даже системные интеграторы, используя для своих клиентов коммерческие облака и Big Data, уже сами переходят в состояние, когда многие ранее прозрачные вещи становятся для них чёрными ящиками.
В разговоре о кризисе запомнилась такая мысль Сергея Мацоцкого: и чрезмерное богатство компаний и падение их в бедность одинаково плохо для внедрения ИТ. Богатые, которым это богатство досталось без особых усилий, не видят особого смысла оптимизировать бизнес-процессы (всё и так хорошо), а бедным это сделать просто не на что. Причём речь идёт даже не о каких-то новых технологиях, а об элементарной замене вычислительного и коммуникационного оборудования на более энергоэффективное, позволяющего экономить на электричестве.
Им же было сказано, что роль CIO как толмача при внутренних бизнес-заказчиках уже мало интересна. Если 10 лет назад каждый ИТ-специалист твёрдо знал, какой Pentium стоит у него в компьютере, то сейчас никто уже не скажет какой процессор стоит у него в смартфоне. Как следствие, теперь любой руководитель бизнес-подразделения может быть заказчиком ИТ-проекта.
Здесь, правда, вышла небольшая промашка. Дело в том, что у меня МегаФон SP-A20i Mint – первая модель смартфона на процессоре Intel Atom, с которой корпорация вышла на российский рынок. Событие настолько знаменательное, что я даже запомнил модель процессора – Z2460. |
Трудно мне полностью согласиться и с главной мыслью. На локальном уровне постоянно приходится сталкиваться с людьми, купившими внешне нарядные компьютеры, а потом удивляющиеся – чего же они так медленно работают. На уровне повыше свои анекдоты. Например, перед самой конференцией я столкнулся с небольшой компанией, которая перевела свою локальную сеть с проводов на беспровод при том, что все компьютеры там – стационарные. Где-то прочитали, решили быть прогрессивными. Пришлось восстановить им Ethernet, поменять коммутатор со 100-мегабитного на гигабитный.
Ближе всего мне было выступление директора по информационным технологиям ОАО НПО «Сатурн» Юрия Зеленкова. Начал он с чёрного юмора, лучше всего отражающего состояние отечественного машиностроения: «мы из кризиса никогда не выходили и такого опыта, к сожалению, не имеем». Возможные сценарии выхода из кризиса, конечно, рассматриваются, но пока всё на уровне теории. Один из них – это участие в международном разделении труда и производство узлов для крупных двигателестроителей, таких, как Rolls-Royce или General Electric. К сожалению, этот путь для нас пока закрыт, поскольку российское авиационное двигателестроение во многом ориентировано на создание вооружений, а упомянутые лидеры мирового рынка находятся в странах, с которыми Россию не связывают тёплые отношения.
Однако самым важным в выступлении г-на Зеленкова мне представляется следующее. Проведя сравнительный анализ собственного производства и производства компании SNECMA, специалисты выяснили, что номенклатура выпуска конечных изделий у французов примерно такая же, как у НПО «Сатурн», а вот информационных объектов (деталей и узлов собственного изготовления) в 20 раз меньше, остальное закупается у смежников.
Причина в том, что пока весь мир развивал кооперацию, наша советская промышленность представляла собой натуральное хозяйство. С информационной точки зрения ситуация вполне объяснима: из Москвы удобнее было централизованно управлять меньшим количеством предприятий, производящих почти всё внутри себя, чем нейросетью многочисленных узкоспециализированных предприятий, имеющих к тому же межотраслевые связи. Точнее, управлять такой нейросетью централизованно вообще невозможно, а централизованное управление было главным постулатом советской экономики, да и вообще жизни общества. Однако поставки компонентов всё же были и решались в СССР они тремя основными способами.
Все эти три способа были очень сложными в реализации, крайне неповоротливы и неудобны, поэтому предприятия и старались всё, что можно делать у себя. |
Такое многократное превышение количества информационных объектов на НПО «Сатурн» по сравнению с зарубежными компаниями, не позволяет использовать те же ИТ-средства. Парадоксально, но то, что работало в режиме ручного управления (помню по своему заводу эти оперативки в конце месяца), оказалось невозможно автоматизировать.
Поэтому по результатам анализа вместо внедрения ERP-системы НПО «Сатурн» проводит реструктуризацию производства, стремясь создать внутри себя маленькие заводики, которые бы с точки зрения центрального управления были бы такими чёрными ящиками. Беда только в том, что если в классическом рыночном хозяйстве такие заводики ориентированы на многочисленных покупателей, что позволяет при технологической узости иметь им большой объём выпускаемой продукции (как гидравлическому подразделению Bosch Rexroth), то здесь так не получится.
Прозвучал рассказ о том, как у компании Boeing налажена работа с партнёрами. Boeing говорил о своей экосистеме и о кооперации с партнёрами как о самом большом активе, который есть у компании. Как они бережно относятся к каждому партнёру, как ценят эти связи. В противоположность к этому в России отношение к подрядчику чисто потребительское: его надо выжать как лимон и получить максимум «эффективности». Со своей стороны и подрядчик точно так же относится к заказчику. Свою лепту в эти отношения внёс одиозный федеральный закон №94: квалификация ничто, история ничто, рассматривается только цена текущей сделки. То есть вместо долгосрочных отношений стимулируются случайные связи. При этом самостоятельные заказчики, не связанные подобными законами, до серьёзных конкурсов допускают только компании, зарекомендовавшие себя в более мелких проектах. Разумеется, именно в этой компании, а не вообще.
Собственно, можно было даже так далеко не ходить – точно также рассказывает о своей экосистеме корпорация Intel. Только ведь в чём здесь разница с моделью НПО «Сатурн»: каждый из участников экосистемы Intel свободен в выборе поставщиков процессоров. Microsoft и Google адаптировали свои ОС не только под процессоры Intel, Asus выпускает планшеты не только на платформе Intel и т.д. То есть невозможно выстроить только одну свою экосистему – у каждого из партнёров должна быть собственная мощная экосистема, иначе они будут не сильными партнёрами, а жалкими ни на что не способными придатками.
Эта часть дискуссии высветила, на мой взгляд, самую главную проблему, которая стоит сегодня перед нашей страной: пытаться ли возрождать вертикализированную отраслевую советскую систему хозяйствования, заменив название «главк» на «госкорпорация», или стараться наладить горизонтальные связи между большим количеством технологически узкоспециализированных самостоятельных (не на бумаге, а на деле) предприятий.
Конечно, на конференции Fujitsu IT Future 2013 была и выставка достижений, и доклады, целиком посвящённые ИТ-тематике, и я обязательно расскажу об этом в следующих материалах, но в первую очередь мне хотелось излить свой восторг по поводу того необычного, нестандартного и потрясающе познавательного, что представили нам организаторы.