Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

6 июля 2004 года состоялась российская премьера новой платформы Intel® для настольных ПК. Презентация сопровождалась демонстрацией возможностей этой платформы в рамках концепций «цифрового дома» и «цифрового офиса».

Фигура перед зданием гостиницы, где проводилось мероприятие

Почему же Intel связывает именно эту свою платформу с цифровым домом? Вспомним, как это было.

Выставка достижений Intel 2004 года

Десять лет назад в мире PC царил ДОС, предлагавший исключительно текстовое отображение информации на экране монитора. Графика и звук на компьютерах были, но за такую цену и такого качества, что с телевизором или магнитофоном не выдерживали никакого сравнения. И все эти десять лет качество и цена компьютерных мультимедийных устройств приближалась к качеству и цене устройств бытовых. Однако, вплоть до появления семейства 900-х чипсетов Intel, «обычные» компьютеры (не усиленные дорогими аудио- и видеокартами) всё ещё не могли конкурировать с бытовыми устройствами.

Продвинутый компьютер 2004 года

Теперь этот рубеж взят! Продемонстрированное на презентации качество изображения (как статичного, так и движущегося) и звука, просто потрясает! Корпорация Intel наглядно доказала, что на этом фундаменте и из этих кирпичиков можно построить цифровой дом. Назову эти компоненты поимённо:

Графический ускоритель Intel® Graphics Media Accelerator 900 Новые графические функции для цифрового дома и офиса, включая поддержку вывода независимых изображений на 2 монитора и спецификации Pixel Shader 2.0 – высокая продуктивность работы и реалистичность 3D-графики
Архитектура шины PCI Express Более высокая пропускная способность графики и подсистемы ввода/вывода для более четкого и плавного воспроизведения мультимедиа-данных
Технология Intel® High Definition Audio Поддерживает многоканальные звуковые потоки VOIP
Технология Intel® Matrix Storage Экономичное решение, обеспечивающее более высокую производительность и защиту незаменимых рабочих файлов и личной цифровой информации

Компьютерное бытовой устройство 2004 года

Понятно, что замена бытовых устройств компьютерными не может быть самоцелью для потребителя. Тогда в чём смысл предложения Intel?

ИТ-журналисты 2004 года

Директор по маркетингу в странах СНГ Денис Мальцев так сформулировал понятие цифрового дома:

  1. Все устройства и информация становятся цифровыми.
  2. Информация хранится в цифровых библиотеках.

Цифровой офис и цифровой дом в представлении Intel на 2004

По первому пункту вроде бы всё понятно: к исконно цифровым компьютерам примазались цифровые плееры, фото и видеокамеры и другие устройства, ранее хранившие информацию совершенно по другому: фото – в виде маленьких картиночек на плёнке, видео – специальным образом на магнитной ленте, музыку – в виде дорожек на виниловых дисках или на своих кассетах. А поскольку техника развивалась и появлялись новые виды носителей, то для владельца музыкальной или видеоколлекции смена носителя превращалась просто в катастрофу.

Александр Палладин, друг и учитель российской ИТ-прессы

Из опыта. В своё время у меня была неплохая коллекция музыки на виниловых дисках. Потом появились CD, а возможность домашней оцифровки и записи на CD ещё отсутствовала. К тому же часть коллекции у меня украли, и каждый раз, не находя нужного диска, я об этом вспоминал. В общем, отдал я весь свой винил за бесценок, практически выбросил.

Александр Палладин и Денис Мальцев

Перед владельцем цифровой библиотеки проблемы устаревания носителей не может быть в принципе. Любой контент, на любом устройстве, в любое время доступен в «Цифровом доме». Другими словами, ничего из того, что вам дорого, не будет потеряно. А ведь тиражируемые музыкальные записи – это ещё не самое ценное. Все их можно, в конце концов, где-нибудь найти. Но утерянные личные видеозаписи вы уже точно не найдёте никогда. И только компьютерные технологии позволяют без потери качества продублировать ваши данные на «зеркальном» винчестере, а при необходимости легко сделать любое количество копий на любом носителе. Вот ключевая фраза: информация (фильмы, музыка, тексты и т.п.) теперь оторвана от носителя и может сопровождать вас всю жизнь. Это можно будет оставить детям и внукам, и оно не выцветет и не помнётся.

Важным является и тот факт, что эту информацию в цифровом виде легко копировать на мобильные устройства и воспроизводить в любом месте: в машине, в походе, на рыбалке. Причём с тем же качеством (качество колонок или наушников вы выбираете сами). Да и дома можно в любой комнате (и не только в комнате) установить цифровой мультимедийный адаптер (Digital Media Adapter, DMA) и наслаждаться музыкой там, где захотелось. Причём DMA в виде отдельного устройства рассматривается как промежуточное решение, поскольку в недалёком будущем такие компоненты должны присутствовать во всех бытовых приборах.

Для решения этой проблемы в начале 2004 года корпорация Intel приняла участие в создании межотраслевой группы, перед которой была поставлена задача разработать рекомендации и спецификации, способные ускорить разработку совместимой продукции. Сформированная в июне рабочая группа стандартизации цифрового дома (Digital Home Working Group, DHWG) стремится упростить распространение цифровых материалов на подключенных к сети устройствах бытовой электроники, мобильных устройствах и ПК.

Ну, а поскольку тянуть по каждому такому поводу кабель через всю квартиру просто нереально, связь между устройствами должна быть беспроводной, и корпорация Intel всячески поддерживает и развивает стандарты беспроводной передачи данных. Технология Intel® Wireless Connect предусматривает:

  1. Простоту настройки домашней беспроводной сети.
  2. Беспроводную передачу цифровых материалов на телевизор.
  3. Поддержку в системах на базе набора микросхем Intel 9ХХ.

Однако цифровой дом – это не только замена, пусть и на новом уровне, обычной бытовой аппаратуре. Эта технология позволяет не просто воспроизводить, но и создавать, творить. Начиная от школьных сочинений, и заканчивая музыкальными произведениями, фотоальбомами, собственными фильмами и интернет-сайтами. Теперь всё созданное может быть сохранено и доступно для воспроизведения и использования в ваших будущих творениях. На презентации было продемонстрировано даже создание видеоклипа «в реальном времени».

Означает ли всё это, что цифровой дом уже стал реальностью? Пожалуй, сейчас можно говорить только о том, что существуют лишь строительные материалы и зачатки технологии строительства. Ну, ещё отдельные образцы таких домов. Известно, что между лабораторным образцом (пусть даже прекрасно работающим) и серийным изделием есть большая разница. К тому же, каждая семья по-своему планирует и обставляет свой обычный, нецифровой дом. Новая цифровая часть дома должна органично вписаться в работу, творчество (хобби) и развлечения этой конкретной семьи. И ещё вписаться в собственно квартиру и бюджет.

Существуют фирмы с многолетним опытом проектирования больших корпоративных сетей. Менеджеры фирм, занимающихся компьютерной розницей, могут за считанные минуты сконфигурировать домашний или офисный ПК. Но опыта создания цифровых домов пока нет ни у кого. Поэтому строить их сначала будут компьютерные энтузиасты, достаточно хорошо знающие чего они хотят и что могут получить. Помогать им могут специалисты, компетентные как в компьютерной, так и в бытовой технике. Поскольку сейчас многие компьютерные фирмы уже торгуют цифровой околокомпьютерной техникой (фото- и видеокамеры, проекторы, ЖК-телевизоры, MP3-плейеры), следует ожидать, что специалисты такого класса на этих фирмах имеются. Далее будут просто нарабатываться решения, которые со временем перейдут в разряд стандартных. Пока это время не наступило, и выполнять заказ на поставку цифрового дома для не разбирающегося в предмете хозяина – затея рискованная, если не сказать безрассудная. Потому что доступность технологий цифрового дома определяется не только их ценой по прайсу, но также сложностью монтажа и инсталляции, а также удобством эксплуатации. Что касается последнего, пока об этом мы почти ничего не знаем.

Из опыта. В конце 80-х годов в магазинах были вполне приличные советские аппараты. Чего стоил только усилитель «Бриг» ( в девичестве Marantz). Однако, когда появились китайские «мыльницы», многие покупали их, причём платили даже больше, чем за более качественные наши. Из той же серии нынешняя страсть фотографировать на сотовые телефоны.

Второй подводный камень не менее интересен. Корпорация Intel в своём пресс-релизе разделила компьютер для творчества и компьютер для отдыха. Это правильно, поскольку писать и читать – это совсем не одно и то же. Новые технологии кого-то наверняка подвигнут к творчеству, но часть из этих людей вполне удовлетворит возможность достать карточку из фотоаппарата, распечатать подряд все кадры, а карточку тут же отформатировать. Не весть, какое творчество создать папку на диске и скопировать снимки туда, но не всем захочется это делать. Здесь уже надо ставить вопрос не только о компьютере для творчества, но и о компьютере для отдыха. Весь развлекательный контент придётся каталогизировать, и это уже какая-то работа, а если на полке стоит три взятых напрокат видеокассеты (ну, пусть DVD) и больше ничего не надо? Здесь или должны появиться цифровые технологии, требующие ещё меньшего напряжения от хозяина (хотя куда уж меньше), или надо сразу признать, что цифровой дом – это не для всех. Хотя реализация концепции, пробуждающей людей к творчеству и едва ли не вынуждающей их творить – это подвиг, достойный Прометея. Как знать, может, стараниями таких людей, как разработчики цифрового дома, мы все станем немного лучше?

Третья проблема существует в правах на контент. Сейчас эти права намертво связаны с носителем. То есть если человек купил когда-то музыкальный альбом на честном виниловом диске и заплатил за носитель и за контент, то, покупая этот же альбом на CD, по закону он обязан заплатить за контент ещё раз. И так при каждой смене носителя (или экземпляра, если поцарапал). Это как-то неправильно, но пока контент не был отделён от носителя, об этом мало кто задумывался. Печатать виниловые диски в единичном экземпляре абсурдно, а тиражировать в большом количестве – преступно. Это было всем ясно и вопросов не вызывало (устройства для чтения книг в электронном виде пока не получили большого распространения. С их массовым появлением такая же проблема возникнет и в книгоиздательской деятельности. Известно, что Пушкин был первым русским писателем, жившим литературным трудом. Будет ли последний?). С появлением цифровых библиотек, когда носитель покупается отдельно, вопрос оплаты конкретно за контент встаёт со всей остротой. Причём, всякие ухищрения, типа невозможности копирования или невозможности проигрывания на другом устройстве подрывают замечательную концепцию Intel «наслаждаться цифровыми записями из любых источниках на любых устройствах и отправлять на любые другие устройства как внутри дома, так и вне его».

Все эти непростые вопросы говорят не о слабости концепции цифрового дома, а об огромных изменениях в нашей жизни, которые несёт эта концепция. В целом мы наверняка выиграем, но как всегда будут и проигравшие и недовольные. Цифрового рая не случится, будет значительно лучше: нас ожидает полная приключений, опасностей и побед цифровая жизнь. Всё только начинается!

----

«Альфа Конфа» в Самаре

«Альфа Конфа» в Самаре. Статья Владислава Боярова. 05.03.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть третья, объединительная

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.