Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
ещё
одно заседание…»
В.В. Маяковский
Заседание открыл глава пресс-службы ООО «Сиско системс» и инициатор создания клуба Александр Александрович Палладин.
Здесь необходимо небольшое отступление, поскольку Cisco сильно отличается от многих компаний ИТ-индустрии. Мы знаем, что Intel – это процессоры, Microsoft – операционные системы, Seagate – винчестеры, а что производит Cisco? Если это сетевое оборудование, то его производит множество фирм и выделится на их фоне крайне сложно. Даже если принять во внимание качество их «железок», то это никоим образом не объясняет особый статус компании. Собственно, до прихода в компанию Александра Александровича, в России Cisco была известна в узких кругах специалистов, да и то в основном как производитель этих самых «железок». И только изучая каждый день по нескольку пресс-релизов, генерируемых в российском подразделении Cisco, начинаешь понимать истинный смысл её деятельности. Это огромный комплекс задач, решая которые компания в значительной мере формирует коммуникационную среду нашей планеты. В число этих задач входит разработка стандартов, организация сетей, создание систем безопасности, обучение в сетевых академиях, ну и, конечно, производство оборудования. Только производство не как итог научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а как часть общей стратегии по развитию коммуникаций.
Доклад директора по развитию бизнеса Cisco в странах СНГ Михаила Кристева был в значительной мере обзорным. Чувствовалось, что технология TelePresence не оставила равнодушными и самих сотрудников Cisco: в самой компании уже развёрнуто более двухсот систем и этот процесс продолжается – в скором времени такая система будет установлена и в московском офисе компании. Действительно, в отличие от многих технологий, увидеть которые пользователь не в состоянии – он ощущает только результат, TelePresence воспринимается любым человеком с любым уровнем технической подготовки на эмоциональном уровне. TelePresence также служит ориентиром для развития стационарных способов дистанционного общения. Собственно, именно так поставил эту задачу глава Cisco Джон Чемберс: чтобы включалось нажатием одной кнопки, и была понятна любому неподготовленному человеку. Надо признать, не часто такие сложные технологии бывают столь простыми в использовании, и в этом отношении TelePresence вообще уникальна. Основываясь на уже заключённых контрактах, Михаил Кристев предрекает настоящий бум TelePresence в следующем году, а Джон Чемберс считает, что через 5-7 лет TelePresence начнёт активно внедряться в частные домовладения. По своим собственным ощущениям могу добавить, что любой увидевший эту технологию вживую не может не стать её пропагандистом. Глава компании Cisco Джон Чемберс стал первым лауреатом премии Клинтона «Гражданин мира» за охрану окружающей среды не в последнюю очередь благодаря созданию этой технологии. В общем, по совокупности причин TelePresence как нельзя лучше подходит на роль визитной карточки корпорации.
Важно и то, что такая экзотическая вещь, как TelePresence входит в систему унифицированных коммуникаций Cisco, которая является, пожалуй, наиболее приоритетным направлением деятельности компании. Корпорация Cisco многое сделала как для реализации систем унифицированных коммуникаций, так и для пропаганды самой этой идеи. На самом деле, всё достаточно просто и логично. Чтобы понять, о чём идёт речь, вспомним, как совсем недавно обстояли дела с воспроизведением музыки. Музыка, как и любой другой звук, были намертво привязаны к носителю: виниловому диску, магнитофонной ленте или CD-Audio. Казалось бы, магнитофоны для того и были созданы, чтобы музыка могла свободно мигрировать с носителя на носитель, однако это было не стопроцентным копированием, а воспроизведением с последующей записью, сопровождаемые потерей качества. И только с появлением MP3-файлов ситуация резко изменилась: свойства носителя никак не влияют на качество музыки. Другими словами, контент полностью оторвался от носителя. Нечто подобное предлагается и в сфере коммуникаций. IP-телефония, IP-TV и другие технологии имеют одно общее свойство: по сетям передаются пакеты данных и «перевозчик» должен только доставить их адресату. При этом используется любой доступный физический транспорт: медные провода, оптический кабель, радиоволны, инфракрасное излучение. В результате получается, что абоненту нужен только один физический канал достаточной «толщины», через который и будут передаваться все данные. При этом конечный потребитель услуг связи не стеснён в выборе устройств ввода-вывода информации: от телефонных трубок до комнаты TelePresence. Это теория, а на практике в этом году в Cisco разработаны новые средства развёртывания систем унифицированных коммуникаций, позволяющие системным администраторам делать это максимально просто и максимально быстро. Михаил отметил ещё одну тенденцию: часто новые функции сначала включаются в состав приложений, потом переходят на уровень системного ПО и, наконец, «зашиваются в железо». Разумеется, не всем решениям удаётся пройти весь путь. И требования здесь не только технические. Новые сущности, которыми в частности, являются унифицированные коммуникации, требуют и новых средств отображения. Однако с ними предстоит работать людям, которым не хочется переучиваться при каждой смене поколений техники. Поэтому очень важным является создание адекватных интерфейсов, которые совмещали бы в себе некоторую привычность и интуитивное понимание с революционными возможностями новых технологий. И это, пожалуй, самая большая трудность на пути замены традиционных разрозненных средств общения унифицированными коммуникациями.
Отвечая на вопрос о месте WiMax в унифицированных коммуникациях, Михаил Кристев в первую очередь сказал о приобретении корпорацией Cisco лидера этих технологий компании Navini. Говоря о самой технологии мобильного WiMax`а, Михаил отметил, что для пользователя это тот же WiFi, только действующий на больших расстояниях. Поскольку определение, данное Cisco унифицированным коммуникациям, содержит слова «в любом месте», то WiMax естественным образом расширяет доступные до сих пор «места», обслуживаемые стандартным образом. Также Михаил выразил уверенность, что уже в ближайшие 12-18 месяцев мы увидим телефоны, которые наряду с WiFi будут работать и по WiMax. Очевидно, что интерфейс пользователя при этом не претерпит изменений. Конечно, в первое время устройства с поддержкой WiMax могут оказаться дороже аналогичных устройств с поддержкой WiFi, но при массовом выпуске их цена обязательно упадёт.
Много вопросов было связано с локализацией продуктов Cisco, единой ИТ- терминологией. Действительно, пока Cisco в своей деятельности ориентировалась на специалистов – операторов связи, системных администраторов, этот вопрос практически не поднимался, поскольку все ИТ-специалисты просто обязаны владеть английским. Освоение пользовательской аудитории непосредственно эксплуатирующей устройства унифицированных коммуникаций потребовало серьёзных усилий по локализации продуктов, что и было сделано. На вопрос о переводе интерфейсов на украинский язык, Михаил сказал, что таких пожеланий от партнёров не поступало – пользователи прекрасно разбираются и с русским интерфейсом. Однако, насколько мне известно, проблема языка там связана не с неудобствами пользователей, а с политикой руководства. Остаётся надеяться, что этап ускоренной национальной самоидентификации на Украине уже прошёл и пользователи не понесут дополнительных затрат, связанных с организацией украинского интерфейса. А со временем украинский интерфейс, безусловно, будет написан. В подтверждение этого, г-н Палладин сообщил, что украинская версия сайта Cisco уже существует.
Отвечая на вопрос о главных препятствиях внедрения унифицированных коммуникаций, Михаил назвал три причины. Главным препятствием является то, что современная сетевая инфраструктура пока не дошла до многих потенциальных пользователей, а на телефонной паре, даже при наличии ADSL много не сделаешь. Вторым препятствием является очень высокая стоимость доступа, не позволяющая использовать даже имеющуюся пропускную способность. (Недаром у нас в Самаре наибольшую популярность получили неограниченные тарифы со скоростями, искусственно обрезанными до 128 или 256Кбит/сек). Третьей причиной является естественное желание окупить уже вложенные в оборудование инвестиции, поскольку унифицированные коммуникации требуют смены парка оборудования.
Много говорилось и о развитии технологии TelePresence, но здесь мне бы хотелось выразить осторожный скептицизм. На моё взгляд, это решение выглядит настолько законченным и гармоничным, что очень трудно будет его модернизировать, не нарушив этой гармонии. По крайней мере, пока не увижу, не смогу себе этого представить.
Ещё одной темой для обсуждения был запрет на использование передачи голоса для нетелефонных операторов связи. И здесь нас ждал интереснейший доклад менеджера по развитию бизнеса Ильи Федорушкина о ENUM. tElephone NUmber Mapping, как определено в RFC 3761, является расширением DNS для преобразования нумерации ТСОП (е.164) в доменные имена и установления их соответствия Интернет адресам (uniform resource identifier или URI) с использованием DNS технологии (доменные имена ENUM располагаются в e164.arpa domain). Так как ENUM использует технологию DNS, он может стать универсальной системой нумерации между разнородными системами нумерации (телефоны, IP-phone, e-mail, ICQ, Skype, мобильные телефоны, и т.д.). Таким образом, отпадет необходимость запоминать все контакты абонента, которыми он пользуется (номер телефона, мобильный номер, мейл, ICQ, номер Skype и т.д.). Мы сможем связаться с ним любым способом, используя только один идентификатор – ENUM. Внедрение ENUM приведёт к единой нумерации всех терминальных устройств. Звучит фантастично, однако появление такого решения вместе с мобильным WiMax`ом может смести всю традиционную телефонию – от дисковых настольных аппаратов до различных поколений «G». Представьте: аппарат имеет уникальный номер, он же IP-адрес, и доступен во всех сетях. На улице соединение будет происходить по сети WiMax, а в зоне видимости точек доступа с возможностью зарегистрироваться (в офисе, дома, в аэропорту) – по WiFi. При желании аппарат даже можно подключить к компьютеру по USB – это ничего не изменит, пакеты будут ходить по оптимальному пути, а «телефонный номер» – оставаться неизменным. Это не фантазии: Илья Федорушкин является членом российской рабочей группы, созданной в рамках Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) по внедрению пилотной зоны ENUM в России. Работы поручены Министерством информатизации и связи РФ, и уже к весне 2008 года в России планируется создание пилотной зоны, полностью удовлетворяющей требованиям ENUM.
Похоже, что на следующем заседании Клуба ProCisco вопросов будет ещё больше.