Вот как бывает: всё маленький, маленький, а в какой-то момент приглядишься – а он вон как вымахал!
Если бы несколько лет назад меня спросили о компании Acer, я бы ответил так: продаёт подозрительно дешёвые ноутбуки. Но иногда люди просят что-нибудь подешевле, и вообще говорят, что работа у них простая, требований никаких и главное – низкая цена. В этом случае возникает опасение, что если я посоветую им испытанный бренд, а они пойдут в магазин и увидят более дешёвый Acer, отношения у меня с ними могут испортиться. Вот как-то раз я и решил рискнуть и посоветовал Acer, потом подыскивал повод позвонить, узнать нет ли каких проблем. И вроде ничего, все довольны. Потом ещё и ещё – всё опять ровно. Настоящий перелом в моём сознании произошёл, когда соседка, работавшая в нефтяной структуре, заказала ноутбук крутого бренда, славящегося качеством изображения, а один из партнёров попросил что-нибудь «без наворотов», что для меня уже было тождественно ноутбуку Acer. И оказалось, что картинка у Acer`а даже понаряднее, хотя и стоил он чуть не вдвое дешевле. Насчёт платформы сомневаться не надо: Intel, создав бренд Centrino, значительно упростил задачу выбора ноутбука даже людям, не отягощённым знаниями информационных технологий.
Картина складывалась любопытная и несколько необычная: на довольно плотном рынке фирма без большого шума шаг за шагом отвоёвывает себе территорию. Но, может быть, я чего-то не заметил?
|
Доклад президента компании Acer Inc. Джанфранко Лянчи (Gianfranco Lanci), сделанный им на пресс-конференции, состоявшейся в Москве 20 мая 2008 года только подтвердил мои ощущения: вот эта тёмно-зелёная пологая линия на графике и есть Acer. Видно как постепенно, один за другим оказывались позади конкуренты. «Ползёт» вроде нехорошее слово, но ведь и рывком назвать этот процесс нельзя. И если Acer до первого места именно доползёт, то что же в этом плохого? Надо отметить, что на графике доля мирового рынка, а у нас в России Acer держит лидерство. К сожалению, похожего графика для России представлено не было, будем довольствоваться столбчатой диаграммой. То ли менталитет у нас такой, то ли представители так работают, но приведённые данные очень даже совпадают с собственными ощущениями – по ним Acer действительно впереди. Интересный слайд по доле брендов в производстве компьютеров привёл г-н Лянчи: виден рост с 76% в 2003 году до 98% в 2008. При этом он заметил, что на рынке сейчас вряд ли найдётся место более, чем для трёх-четырёх серьёзных игроков. Однако, понятие «игроки» не совпадает с понятием «бренды». Acer купил компании, в недалёком прошлом значительно более известные, чем он сам – это Packard Bell и Gateway. Действует идея рекламного слогана «Вкус, знакомый с детства» – американцы больше расположены покупать компьютеры под родными торговыми марками, чем какую-то тайваньскую продукцию J. С российским рынком иная ситуация: сюда Acer кроме компьютеров под собственным брендом собирается поставлять компьютеры eMachines: эта марка дешёвых компьютеров была куплена в свое время фирмой Gateway и вместе с ней досталась Acer`у.
В проектировании ноутбуков инициатива модульности и взаимозаменяемости компонентов, которую пытался продвигать Intel, не нашла поддержки среди крупнейших производителей. Здесь, кроме коммерческих и политических (куда же без них!) мне видится и чисто техническая составляющая: очень сложно унифицировать и обеспечивать лёгкость сборки там, где важны вес, габариты, да и чтобы «в руке» устройство лежало удобно. А без рынка взаимозаменяемых компонентов не-брендам выживать трудно, и в последние годы мы наблюдали уход с рынка как производителей федерального масштаба, типа iRU, так и наших, самарских. Мелькнул на горизонте «ПрагмаБук» и исчез. Однако в производстве десктопов, где рынок компонентов прекрасно развит, сборщики местного масштаба чувствуют себя очень уверенно.
Менеджер по развитию партнёрской сети серверов и настольных ПК фирмы Acer Иван Пудонин надеется, что его фирме удастся сломать эту ситуацию. Пока я не вижу способов это сделать, да и результаты конкурса на лучший домашний компьютер, проведённого в Самаре в 2006 году с участием брендов, показали результаты не в их пользу. Однако Иван на это ответил, что Acer имеет стратегическую программу, которая должна и здесь привести к успеху. Что ж, будем наблюдать. Если рост объёмов продаж десктопов Acer будет продолжаться с такой же скоростью (а в 2007 году он составил 155,9% при общем росте рынка всего на 3,1%), то чем чёрт не шутит. Но вот только нам постоянно говорят о снижении объёмов «самосбора», всячески унижают местные компьютерные фирмы, а они живут себе и здравствуют. И пока за всю свою практику в эксплуатации мне пришлось наблюдать единственный экземпляр десктопа Acer. С медиацентрами попроще: здесь важен внешний вид, недостижимый при самосборе. Как это ни странно, медиацентр в плане бизнес-модели значительно больше похож на ноутбук, чем на десктоп. Беда лишь в том, что медиацентры как класс никак не пробьют себе дорогу на рынок. Однако, возможно, что именно сейчас, когда массы осваивают быстрый интернет, самое время проявлять здесь активность.
На российском рынке мониторов Acer держит второе место, впереди с незначительным отрывом только Samsung. Достойный результат, особенно с учётом объёмов рекламы одного и другого.
Глеб Мишин упомянул также серверы Acer Altos и системы хранения данных, но как-то вскользь. Этот рынок корпоративный, со своей спецификой, он совсем не похож на те области, где фирма уже добилась успехов. И если с телевизорами всё более-менее понятно (отчего бы человеку, который удовлетворён монитором Acer, не купить телевизор Acer?), то здесь надо будет сильно побороться. Ожидается обычная для фирмы Acer планомерная осторожная политика, освоение рынка шаг за шагом. Сначала тяжёлые машины придут в Западную Европу.
Каковы же причины успехов? По мнению Джанфранко Лянчи теперь важны не столько технические характеристики, сколько наглядные потребительские качества: дизайн, форм-фактор, соответствие имиджу. Однако, я бы не сказал, что здесь Acer чем-то выделяется, а вот традиционно лучшее соотношение цена/характеристики при максимально оперативном отслеживании всех технических новшеств – это да. Несколько раз в докладе президента упоминались UMPC (ультра-мобильные персональные компьютеры), сказано было, что в ближайшие годы они должны приносить компании не менее 10% доходов. Меня больше всего интересовал вопрос о разновидности ультра-мобильных девайсах под названием MID (Mobile Internet Device), концепты которых не так давно были презентованы фирмой Intel. Здесь меня ждало разочарование: г-н Лянчи ответил, что ультра-мобильные устройства как класс – это дело завтрашнего, а не сегодняшнего дня, и главная проблема – время автономной работы. По его мнению, коммуникатор, UMPC или MID, работающие от аккумуляторов меньше 12 часов, не могут быть рыночным продуктом. Дальше были слова о том, что работы ведутся, фирма E-Ten для того была и куплена, а вскоре ожидается презентация нетбуков Acer, надо потерпеть. Что ж, позиция понятна, тенденция – тоже, а что завтра у нас не будет волшебного устройства – так это жизнь.
Было сказано и о том, что процент отказа у компьютеров фирмы Acer в 2-3 раза меньше, чем у других производителей. Не упомянуть этого я не могу, подтвердить – тоже, здесь, что называется. «за что купил…». Но вот к тому, что среднее время ремонта компьютеров Acer на Тайване составляем 59 минут я отношусь с меньшим скепсисом. Это прекрасный результат, уже за одно это можно выбрать их ноутбук. Правда, скорость ремонта в России несколько отстаёт от рекордной, но и у нас всё неплохо: Acer открыл в нашей стране 162 сервисных центра, сроки таможенного оформления сокращены до 7 дней, создан буферный склад в размере 40% ежемесячной потребности сервис-центров. В результате большинство ремонтов производится за 10 рабочих дней.
На вопрос о замене компьютеров игровыми приставками, г-н Лянчи ответил так: «У приставок своя ниша, это дети 7-9 лет. Игроки постарше начинают разбираться в железе и конфигурируют свои машины. Разумеется, это десктопы, по-настоящему игровых ноутбуков нет и не может быть: мощный компьютер требует усиленного питания, и проблему энергопотребления не обойти. К тому же время реакции ноутбучного дисплея не бывает ниже 8 миллисекунд (у игровых десктопных – 2 мс), что устраивает в офисных приложениях и даже в фильмах, но слишком много для геймеров».
По поводу дифференциации спроса на различные модели по регионам было сказано, что отсутствуют не только региональные отличия внутри России, но и разница в спросе на различные модели с развитыми странами. Получается интересная картина: с популярностью брендов разница есть, а вот с популярностью по техническим характеристикам – нет. Всё-таки сложная жизнь у производителей!
Мерой взросления и роста авторитета фирмы является и увеличение доли дорогих изделий. Возможно, это даже главный критерий уважения к бренду (возьмём хотя бы автомобильный рынок). И представители фирмы с гордостью заявили, что доля продаж ноутбуков с ценой более $1500 в последнее время значительно возросла.
Тут оно и случилось: девушка совсем не тайваньской национальности вынесла на сцену ноутбук Acer Aspire 8920G. Я потом смотрел на него вблизи и даже управлял с сенсорной панели. Вот с панели бы я и начал: действительно удобно, логично, эргономично и интуитивно понятно. Например, ведёшь пальцем по регулятору громкости, а за пальцем загораются (или гаснут) рисочки: сразу видно, что произошло. Ну, и, разумеется, слышно: как сказано в описании «Технический дизайн Aspire Gemstone new включает технологию второго поколения Dolby Home Theater с впечатляющими функциями воспроизведения звука – CineSurround, усилителем звука Tuba CineBass и True5.1, устанавливающим новый стандарт воспроизведения звука с портативного компьютера». Я бы сказал неправду, если бы заявил, что качество сравнимо со стационарными акустическими системами, но вот для ноутбука очень даже неплохо, по крайней мере раньше мне такого качества слышать не приходилось. Дисплей диагонали 18.4” с разрешением 1920*1080 (Full HD!) также на ноутбуках не встречался, в частности, знаменитый MacBook Pro выдаёт «всего» 1680*1050. Надо сказать, что разрешение 1920*1080 надо ещё очень поискать на стационарных мониторах. Видеокарта под стать монитору: NVIDIA GeForce 9650M GS с использованием до 1280 Мб TurboCache (512 Мб выделенной видеопамяти GDDR3). Конечно, топовые видеокарты для десктопов покруче будут, но вот «обычную» стационарную игровую видеокарту, она, похоже, поборет. В пресс-релизе указана предельная ёмкость дискового пространства 640 Гб (2*320Гб), но жёсткий диск – штука легко заменяемая, и можно ожидать, что в реальности эта величина легко достигает терабайта, поскольку 500-гигабайтные ноутбучные диски уже анонсированы. А вот сама платформа здесь, можно сказать, традиционная – это Santa Rosa, представленная фирмой Intel более года назад. Винить Acer тут не в чем: все вопросы к Intel`у, который, конечно, за прошедший год сделал немало (переход на 45нм, платформа Atom – это лишь самые крупные вехи), но вот новой ноутбучной платформой пока не разродился. Так что новый ноутбук от Acer не только вобрал в себя всё лучшее, что есть, но и поднял качество звука и изображения на новую, доселе невиданную высоту. Чего нельзя сказать о цене: price.ru даёт по запросу что-то около $2000 – я ожидал увидеть цифру вдвое больше.
На этой высокой ноте и хотелось бы закончить материал, но нельзя не сказать об отеле Ararat Park Hayatt, где проходило мероприятие. Великолепный футуристический интерьер. Как конструктор могу сказать, что вот так показать все элементы устройства лифта – это как же надо спроектировать, чтобы не стыдно было. Если доведётся туда попасть, обязательно попробуйте сыры. Таких больше нигде нет, подаются с вареньем из грецких орехов и груш, плюс булочки, которые уже невозможно описать. Похоже, в памяти останутся две вещи: вкус армянского сыра и ноутбук Acer с монитором Full HD.