Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Очередное заседание Клуба ProCisco состоялось 24 июня 2008 года и было посвящено новой стратегии Cisco в области хранения данных Cisco Data Center 3.0. Сама цифра говорит о серьёзных изменениях: это не выпуск версии 13 взамен версии 12. Поэтому ехать было просто необходимо.

Поездка началась, как и следовало, с доставки билетов. Однако на этот раз мне не звонили из DHL с вопросом, когда мне удобно встретить их курьера: билет пришёл по электронной почте. Собственно, никакого билета для распечатки там не было, письмо содержало сообщение о том, что я могу лететь на выбранном мной рейсе. Были ещё и ссылки на сайт www.virtuallythere.com, где можно убедиться, что дата и рейс соответствуют тем, что я заказал, но это просто справочная информация. Вот она, реальная экономия от внедрения высоких технологий! А заодно борьба с вредными выбросами, пробками на дорогах и т.д. Не так уж часто нам приходится наблюдать это в столь наглядном виде. На всякий случай я распечатал всё, что лежало по ссылке – ехать в аэропорт без единой бумажки было как-то боязно. Подал в кассу распечатку с паспортом – и кассирша сказала, что ей ничего не нужно, а мне следует просто идти на регистрацию. Всё оказалось ещё лучше, чем я думал: на проверке следовало только назвать номер рейса и предъявить паспорт, а на регистрации исключительно по паспорту получить посадочный талон. Вот с этого места виртуализация заканчивалась, и всё было по-старому: при входе в зону посадки проверялось наличие талона, а на трапе отрывался корешок.

Билет я заказал на рейс, который садится в Шереметьево, поскольку из радионовостей узнал, что теперь оттуда вместо маршрутки, вечно стоящей в пробках, ходит прямая электричка до Савёловского вокзала по имени «аэроэкспресс». К сожалению, это оказалась неправдой, точнее, не совсем правдой: аэроэкспресс ходил только от международного Шереметьево-2. О том, что есть ещё пассажиры, летающие по России, московские новостные агентства просто забыли. Однако запас по времени у меня был, поэтому сей факт меня скорее позабавил, чем сильно расстроил.

По прибытии в город на станции метро я увидел длиннющую очередь в кассу. Это был пример, что могут натворить с высокими технологиями люди, которые не дружат с головой. В старое советское время, когда проезд стоил стабильных 5 копеек, в кассах просто меняли «серебро» на пятаки и очередь продвигалась едва не бегом (были и разменные автоматы). Потом на замену пятакам пришли жетоны по «некруглой» цене, это замедлило ход очереди, но незначительно. А вот как это выглядит теперь: у кассирши есть неактивированные магнитные карточки, машина для активации и кассовый аппарат. Взяв деньги и выслушав, на сколько поездок нужна карточка, кассирша активирует карточку, выбивает чек и вместе со сдачей отдаёт это клиенту. В результате очередь в кассу в утренние часы стабильно держится в несколько сот человек, к тому же не бежит, а ползёт. Свято место пусто не бывает, и рядом с очередью вертятся спекулянты, которые продают карточки несколько дороже «госцены». То есть жизнь показала, что «тщательно продуманная» система, когда карточка активируется в момент продажи пассажиру, а пассажир получает свою карточку только вместе с чеком, легко продавливается заинтересованными лицами. Разумеется, «круглая» цена и отсутствие фискальных формальностей делают труд спекулянта в несколько раз более эффективным, чем труд кассира. При сравнении мелькающих карточек/денег в руках «вольных продавцов» и неспешной работы официальных кассиров, создаётся впечатление, что большинство карточек продаётся рациональным способом. Похоже, только спекулянты, да фирмы, реализовавшие столь дорогостоящий и корявый проект и получили экономический эффект от внедрения высоких технологий на общественном транспорте Москвы. Только не воспринимайте этот абзац как осуждение спекуляции: без этих людей очереди в кассу выросли бы многократно. Возможно, понимание этого факта правоохранителями (ну, ещё, наверное, небольшая «отстёжка») и делают спекулянтов невидимыми для милиции.

Так что не стоит за наши неудобства ругать технологии: они лишь орудие в руках людей. А люди могут по-разному распорядиться своими орудиями.

Поступившись принципами и сэкономив на стоянии в очереди, я смог выйти пораньше, у Белорусского вокзала, и прогуляться по Москве. Оказывается, я прибыл в знаменательный день: 63 годовщина парада Победы. Честно говоря, стоял у перетяга несколько озадаченным: если насчёт отмечания самой Победы сомнений быть не может, то вот отмечание отмечания выглядит как-то неоднозначно. Тем более, что парадов победы в 1945 году было целых 4: первый парад советских войск состоялся 4 мая в Берлине на площади у Бранденбургских ворот и Рейхстага, второй – тот самый в Москве 24 июня, третий 7 сентября опять в Берлине (иногда именно его называют главным, поскольку это был парад всех стран победительниц), наконец, 16 сентября в китайском Харбине был проведён парад советских войск в честь победы над Японией.

Спустившись по Тверской, я увидел изумительно выполненную стилизацию: за памятником Маяковскому что-то вроде макета сталинской высотки.

«Романов Двор», где было назначено заседание Клуба, находится в Романовом переулке (бывшая улица Грановского). По дороге к «двору» я не мог не остановиться перед домом №3, сплошь увешанному мемориальными досками: Хрущёв, Вышинский, Ворошилов, Будённый, Косыгин, Жуков – вся история страны на фасаде. Сам Романов двор представлял собой ультрасовременное сооружение, ловко спрятанное в московской старине – я даже не сразу его нашёл.

Александр Палладин, глава пресс-службы ООО «Сиско системс». 24 июня 2008 года. Фото: Владислав Бояров. Вениамин Иванов, менеджер по развитию бизнеса в области ЦОД. 24 июня 2008 года. Фото: Владислав Бояров.

Заседание традиционно открыл глава пресс-службы ООО «Сиско системс» (так написано в пресс-релизах) Александр Палладин, предоставивший слово менеджеру по развитию бизнеса в области центров обработки данных (ЦОД) Вениамину Иванову. Доклад о концепции Cisco в области ЦОД Data Center 3.0 и был центральным (простите за тавтологию) событием этого заседания. Прежде всего надо объяснить, что же собственно представляет собой это третье поколение. Первое – это большие машины, называемые мейнфреймами. В нашей стране первое поколение было представлено ЭВМ серии ЕС (в девичестве IBM-360) и СМ (PDP-11). Data Center 2.0 – это уже клиент-серверная архитектура и распределённые вычисления, то, что мы имеем сейчас. Однако клиент-серверная архитектура всё же подразумевает главным образом локальные сети, ограниченный обмен данными между приложениями и относительно простую среду передачи данных. Третье поколение центров обработки данных предполагает коллаборативную архитектуру сети, ориентированную на сервисы (Web 2.0), расширенный обмен данными между приложениями, интерактивную среду с богатыми графическими возможностями. В определённом смысле, случилось движение по спирали: от ЦОДа вокруг сервера до ЦОДа вокруг сервиса. Разумеется, Data Center 3.0 не может быть создан с помощью какого-то одного устройства или даже набора устройств, переход к сети как к платформе требует многих решений. И одно из них было представлено в рамках этого заседания – это коммутатор Cisco Nexus 5000. На мой взгляд, название «коммутатор» не совсем верно отражает суть этих устройств – обычные коммутаторы связывают несколько компьютеров в локальную сеть, а то, что позволяет выходить в интернет называется уже роутером. Здесь же мы имеем не просто коммутатор или роутер, а много-многофункциональное устройство, оснащённое многоядерными процессорами, большим объёмом оперативной памяти, жёсткими дисками, развитой операционной системой NX-OS. Cisco обычно скупится на информацию об аппаратной конфигурации своих устройств, ограничиваясь данными о функциональных возможностях, но потребляемая мощность входит в число обязательно указываемых характеристик. Так вот, у Nexus 5000 это 750W, что соответствует уровню небольшого сервера.

Главной «фичей» нового устройства является объединение в одном физическом канале Ethernet и Fibre Channel. Точнее, с появлением нового устройства появилась возможность инкапсуляции Fibre Channel, применяемого для передачи данных в/из сетей хранения (SAN) в обычный Ethernet. Проще говоря, там, где в сейчас используются два кабеля, остаётся один. Применение единого транспорта упрощает монтаж, обслуживание и управление ЦОД. Собственно, вот он, шаг в реализации идеи унифицированных коммуникаций. На вопрос о внедрениях Nexus 5000 в России, г-н Иванов ответил, что опытная эксплуатация этого коммутатора производилась в фирмах, с которыми Cisco имеет наиболее тесные связи, и российские компании пока не входят в их число. Однако неделю назад Cisco начала принимать заявки на поставку в нашу страну, и в скором времени можно будет узнать и о российских внедрениях. На вопрос о реальных сроках эксплуатации устройств Вениамин ответил, что время жизни платформ Cisco составляет 15-20 лет, что превышает обычные нормы по отрасли в 2-3 раза.

Следующим докладчиком был менеджер по развитию бизнеса Cisco Уолтер Дэй (Walter Day), проживающий и работающий в Швейцарии. Первое, о чём он сказал – это цены на электричество. Растут они в Швейцарии в геометрической прогрессии. Поэтому консолидация и виртуализация вычислений, обеспечивающие значительную экономию энергии, выходят на первый план. А для этого нужны сети с высокой пропускной способностью и такой же высокой гибкостью. Г-н Дэй напомнил, что Ethernet появился 35 лет назад и тогда он пропускал 10Мбит/сек. Сейчас мы добрались до 10Гбит, а к 2011 году ожидается 40Гбит на серверах и 100Гбит на коммутаторах. Особо он отметил технологию FCOE – Fibre Channel over Ethernet, о которой говорил и предыдущий докладчик. Сейчас новая технология делает только первые шаги, нет ещё дисковых подсистем с непосредственно поддержкой FCOE и поэтому перед дисковой подсистемой Fibre Channel надо специальными устройствами «высвобождать» из-под Ethernet. Однако сейчас многие производители работают над этим, так что вскоре всё для FCOE должно появиться.

Настала очередь партнёров. Консультант компании Emulex Марк Мейсон рассказал о поддержке FCOE с помощью адаптеров конвергентной сети CNA LP21000. Эти адаптеры обеспечивают подключение к локальной сети и SAN (Fibre Channel), используют единый набор драйверов и средств управления, что позволяет расширять SAN по обычной витой паре или ВОЛС – адаптеры выпускаются в исполнениях как для меди, так и для оптики.

Зажигательно выступил региональный менеджер компании Panduit Александр Брюзгин. Поддерживая Уолтера Дэя, Александр выразил убеждение, что мы сейчас подошли к стадии, когда любые интеллектуальные ресурсы, программное обеспечение и прочие атрибуты ИТ стали стоить намного дешевле нефти, воды, древесины и прочих природных ресурсов.

Мир перевернулся, и теперь создание ИТ-структур должно опираться на экономию этих ресурсов, в первую очередь – электроэнергии. Такого интереса к экономии мы наблюдали только во время перехода с мейнфреймов на сервера. Надо сказать, что тогда технологический скачок был покруче, но и парк машин был значительно меньше. Компания Panduit занимается физической инфраструктуры ЦОД: размещение, охлаждение, коммутация и прочие вещи, обеспечивающие функционирование систем. Специалисты компании Panduit знают особенности устройств всех ведущих производителей компьютерного и коммуникационного оборудования, в том числе, разумеется, и Cisco. Именно с учётом этих особенностей и проектируется физическая структура центров обработки данных. Александр не удержался от комплимента в адрес Cisco, сказав, что многие их решения появились благодаря выполнению проектов для этой фирмы. С другой стороны, Panduit позволяет компании Cisco сосредоточиться на аппаратно-программных проблемах ЦОД, не заботясь о надёжности соединений или тепловом режиме. В том числе и создавать решения для Data Center 3.0.

Не могу не отметить вкус организаторов клубных встреч. Ресторан «Романов Двор» порадовал нас розовым анжуйским (на фото перед Евгением Рудомётовым). Говорят, это любимое вино Жерара Депардье. Теперь и моё тоже.

----

Информационная гигиена в эпоху интернета

Информационная гигиена в эпоху интернета. Статья Владислава Боярова. 12.08.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША»

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША». Статья Владислава Боярова. 08.04.2024 г.

Pantum в Самаре: business as usual

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.