В отдельно взятый миг в отдельно взятой точке.
Иваси «Соловки»
25 сентября 2008 года в самарской гостинице «Holiday Inn» состоялась презентация услуг компании «Контент-Хаус» – первого общероссийского провайдера интерактивных сервисов «видео по запросу» для операторов телевизионных кабельных сетей (CTV) и провайдеров сетей широкополосного доступа (ШПД) в Интернет. Как утверждает Википедия «в России услуга видео по запросу только начинает распространяться, во многом в связи с дороговизной интернета». Вот и я тоже никак не мог понять, как это при наших самарских ценах на интернет и ценах на DVD кому-то может показаться привлекательной эта услуга. Ведь «видео по запросу» не предполагает записи фильма на свой носитель для последующих просмотров: захотелось ещё раз посмотреть – опять плати за трафик. Существуют, конечно, и безлимитные тарифы. Например, широко рекламируемый у нас «новый безлимитный тариф «Молодёжный»» на самом деле предусматривает достаточно жёсткий лимит – всего 3 Гб трафика, это и на один DVD не хватит.
Представленная на слайде схема тоже не добавила понимания, поскольку, на ней не было указано откуда же берётся фильм. К тому же там собрались в основном телевизионщики и разговор вёлся в телевизионных терминах, зачастую совершенно непонятных человеку, подошедшему к коммуникациям с компьютерной стороны. Поначалу у меня даже начало закрадываться впечатление, что это какой-то «развод». Я не выдержал, стал задавать, как мне казалось, неудобные вопросы, но реакция докладчиков была совершенно доброжелательной и картина начала проясняться. Вот что мне удалось понять.
Первое и главное: видео по запросу – это не интернет, а интранет, то есть локальная, а не глобальная сеть. Сервера с контентом подтащили поближе к пользователям, трафик идёт исключительно по магистралям, принадлежащим местному оператору, что позволяет ему самому избежать расходов и не обременять ими клиента. Оператору CTV или провайдеру ШПД (впрочем, теперь различия между ними стёрты, и уже можно называть их обоих «операторы») достаточно подключиться к серверу (или как они сами это называют «платформе»), оснастить клиентов оконечными устройствами и в партнёрстве с «Контент-хаусом» оказывать клиенту новый вид услуг. При этом в случае использования компьютера специализированные оконечные устройства даже и не нужны: достаточно установить программный плеер, который скачивается с сайта. Собственно, и оконечное устройство представляет собой специализированный компьютер: в качестве операционной системы (ОС) стоит обрезанный со всех сторон Linux, под его управлением работает тоже специально заточенный под это дело браузер Opera с предварительно зашитым адресом странички на сервере, эту страничку и видит клиент на экране своего телевизора. На фото видны три кабеля, присоединённые к устройству (Set-Top Box AmiNET110): питание, Ethernet со стандартным разъёмом RG-45 и выход на телевизор, состоящий из композитного видео и двух жил для стереозвука. После обычного компьютерного браузера с возможностью работы мышью и набора запросов с клавиатуры, этот интерфейс, рассчитанный только на «стрелочки» и «Enter» представляется убогим, но меня заверили, что даже законченный программист, усевшись на диван перед телевизором становится одного уровня с «блондинкой» и «стрелочек» будет достаточно. По крайней мере, один аргумент показался мне убедительным: система умеет (а чего бы не научить, если она программная?) отслеживать предпочтения и выдавать «наверх» те из новинок, что должны оказаться по вкусу клиенту. И зачем шарить в дебрях каталогов, когда тебе на блюдце всё преподнесли? Правда, и настроение может меняться на противоположное, и семья может состоять из людей с разными вкусами. В общем, в пультовом интерфейсе есть и плюсы и минусы. Но давайте примем во внимание, что «Контент-хаус» только выходит на этот рынок, а клиенты тоже только учатся пользоваться прелестями видео по запросу. И технически можно сделать сколько угодно страничек с различными интерфейсами доступа к контенту, создать специализированные пульты с алфавитно-цифровым блоком и тачпадом: всё это никак не повлияет на основы технологии и бизнес-модели.
Обо всём этом замечательно говорили директор проекта Евгений Николаев, генеральный директор Роман Кургузов, менеджер по работе с контентом Анна Верхолетова. Однако они рассказывали, что будет видеть клиент, как будет строиться взаимодействие оператора с «Контент-хаусом» и прочее вещи, не объясняющие того, как же это всё работает. И я уже отчаялся что-либо понять, но мне повезло: вместе с представителями «Контент-Хауса» в презентации участвовал директор по продажам компании Verimatrix Ираклий Накашидзе. Несмотря на коммерческую должность, г-н Накашидзе сумел доступным и технически грамотным языком донести суть работы видео по запросу в версии «Контент-хауса», тут стала понятной и организационно-коммерческая часть.
Теперь надо сказать о роли компании Verimatrix в этом проекте, а она достаточно велика. Всем известно, что отношение к контенту у нас очень лёгкое. Лотки с пиратскими дисками, торренты и прочие источники «бесплатного» контента стали привычны нашему зрителю. Если вдобавок к этому у него появится ещё одна возможность скачивать (копировать) фильмы, то проект «Контент-хаус» можно было вообще не запускать. Поэтому к сотрудничеству привлекли компанию Verimatrix, технологии которой обеспечивают защиту информации (подробно о защите можно прочитать в комментарии Ираклия Накашидзе к статье Юрия Ботова в журнале «Кабельщик»). Контент, находящийся на сервере, доступен только плееру, зашитому в специализированное устройство, либо установленному в виде программы на компьютер. В свою очередь, плеер может только воспроизводить контент, гарантированно не сохраняя его на диске. До массового прихода HDCP всё же сохраняется один канал утечки – это сигнал, идущий на телевизор или монитор/колонки. В принципе можно осуществить захват видео и звука, произвести оцифровку и копирование. Но это только теоретически, поскольку весь контент защищён «водяными знаками», невидимыми для зрителя. Пират, тиражирующий ворованный контент с их помощью может быть легко отловлен, а обычному зрителю дешевле ещё раз заплатить 30-50 рублей за просмотр фильма. Да, именно так, стоимость просмотра видео по запросу будет начинаться от 30 рублей – это как съездить на маршрутке в магазин за диском. Только там ещё надо будет заплатить за диск, да и время – деньги. Остаётся единственное опасение: а вдруг это счастье ненадолго, а диски, они всегда при себе. Конечно, как говорил Остап Бендер «полное спокойствие может дать человеку только страховой полис», однако план развития «Контент-хауса» на 10 лет вперёд тоже вселяет уверенность. И нет никаких сомнений в том, что стоимость коммуникационных услуг будет снижаться и дальше. А фактором риска здесь является запрет на контент: моё поколение помнит, что в СССР до перестройки не было напечатано ни одного альбома Высоцкого, Deep Purple, Ping Floyd, не издавались книги Солженицына и Алешковского. Однако это вполне можно сочетать: небольшое количество дорогих сердцу дисков и книг держать дома на полке, а основную часть потреблять через сети по запросу.
Возможно, не всё удалось изложить доступно и понятно, и у самарских телезрителей и пользователей интернета возникнет вопрос: а как же нам получить домой видео по запросу? Отвечаю: только через своего оператора кабельного телевидения или интернет-провайдера. Позвоните им, поинтересуйтесь – капля камень точит.