А что-то главное пропало.
Булат Окуджава
25 сентября 2008 года, накануне Дня машиностроителя компания АСКОН провела традиционную встречу-семинар. Более двухсот специалистов собрались в зале самарской гостиницы «Ренессанс».
Вступительное и поздравительное слово произнёс региональный представитель фирмы Аскон в поволжском регионе Александр Керженков.
Затем прямо в зале было развёрнуто машиностроительное предприятие. Виртуальное, естественно, но функционирующее. Звучали слова о комплексе, едином информационном пространстве, сетях. Честно говоря, писать об этом мне и просто, и сложно, поскольку я хорошо знаю историю (скорее даже предысторию) этого проекта.
Первым этапом было объёмное моделирование в 10-й версии КОМПАС-3D. Жгучая белая зависть к конструкторам, имеющим сегодня такой инструмент. Всё наглядно, понятно. Лёгким движением руки крутим и режем деталь как хотим. Для корректировки формы не надо отрисовывать все виды и разрезы, достаточно произвести изменения в одном месте – на объёмной модели. Тронуло ещё и то, что вместе с проектируемой деталью видна обстановка, то есть соседние детали узла. Конструктор надёжно защищён от грубых ошибок: деталь никак не сможет пересечься с соседями. Более того, задав кинематическую схему узла, мы можем проверить его в работе на соударения деталей.
Однако за годы моей инженерной практики у меня не сложилось впечатления, что конструктор в основном чертит. Возможно, это покажется странным, но в КБ всегда присутствует некая стратегия. Если сравнивать проектную деятельность с занятиями словесностью, то конструктор ближе к журналисту, чем к свободному писателю. Жёсткие сроки, ограничения применяемости стандартных деталей и элементов, парк оборудования, традиции и множество других вещей зажимают конструктора в достаточно узкие рамки. И, как правило, конструктор всё же проектирует не с нуля, в архиве существуют аналоги. Да и вопросы унификации стоят не на последнем месте. Всё это никак не было отражено в презентации, и то, что мы видели, было частью не виртуального предприятия, а виртуального учебного процесса, где студент учится чертить.
Кстати, в очередной раз резануло ухо слово «заимствование», упоминаемое как некая рационализация проектирования. В практике заимствование детали из чужого проекта может иметь крайне негативные последствия, ведь «хозяин» позаимствованной детали может захотеть её изменить. Разумеется, он сделает это вместе с адекватными изменениями соседних деталей, например, изменив диаметр вала, он изменит и диаметр ответного отверстия. Хорошо, если позаимствовавшего вовремя оповестят (именно оповестят, поскольку согласовывать с ним «хозяин» не обязан), а если нестыковка обнаружится только в сборочном цехе? Что же, для каждого проекта разрабатывать одинаковые детали под разными обозначениями? Конечно нет, и эта проблема уже давно решена и решение называется «унификация». Унифицированные детали и узлы заранее оторваны от конкретных моделей и даже обозначены «обезличенно», без привязки к обозначениям изделий, где их планируется использовать. В пределе все компоненты обозначаются обезличенно в соответствии с классификатором ЕСКД, разработанным ещё в советское время коллективом под руководством С.Л. Таллера.
Смущает ещё один момент: для нового проекта на презентации была создана новая папка в файловой системе. Проблема здесь вот в чём: файловые системы имеют иерархическую структуру, а составы изделий – вид двунаправленных деревьев. Каждое составное изделие (сборочная единица, комплекс, комплект) состоит из нескольких компонентов и входит в одно или несколько составных изделий более высокого уровня. Вот эту множественную, к тому же многоуровневую входимость (куда входит) мы с коллегами назвали в своё время «деревом вверх», наряду с «деревом вниз», отображающим состав изделия (что входит). Так что если мы собираемся разрабатывать поршневую группу, входящую в состав нескольких двигателей с разным количеством цилиндров, входящих затем в состав нескольких автомобилей, мы не получим адекватной модели нашей ситуации.
Но вот деталь спроектирована и записана в базу. Похоже, конструкторская и технологическая база теперь объединены, это уже шаг вперёд, поскольку длительное время технологическая часть жила своей жизнью. Самой большой неприятностью здесь бывает несовпадение уровней входимостей, структуры составных изделий, что не позволяет корректно автоматизировать дальнейшие этапы подготовки производства. Интересно решена и программная часть: в процессе проектирования данные сохраняются на локальном диске, а по завершению происходит синхронизация с сервером. Правда, происходит некоторая путаница со спецификациями «Компаса» и «Лоцмана»: они являются копиями, и при некоторых условиях возможны разночтения. Это же касается и согласования деталей с возможностью «замечаний на полях»: для этой цели организуются не слои на единственном оригинале, а опять копии.
Далее следует разработка маршрутной и операционной технологии, экспорт данных в модуль объёмного планирования Preactor, потом в 1С.
Похоже, именно в таком состоянии и предстоит существовать производственной автоматизации: множество синхронизирующихся баз, в которых дублируется производственная информация. Ведущий специалист фирмы Аскон Алексей Бухарцев рассказывал, например, как происходит отслеживание соответствия материалов в конструкторско-технологической и бухгалтерской базах. Это всё проблемы, созданные именно несколькими экземплярами одних и тех же данных, существующих в едином информационном пространстве. Вот и получается, что не такое уж оно и единое.
Отдельная тема – это внедрение. Предпроектное обследование, разработка ТЗ, конфигурирование и развёртывание, обучение, ввод в эксплуатацию: серьёзная технология, отработанная представительством Аскона в нашем регионе. Особое внимание здесь уделяется тщательному документированию всех этапов внедрения: заказчик должен хорошо представлять всё, что происходит, принимать во внедрении активное участие и нести ответственность за происходящее. Появился даже такой термин как «Устав проекта», определяющий границы проекта, функции и полномочия его участников. Это говорит о зрелости технологии внедрения и о количестве набитых шишек.
Завершились доклады выступлением Андрея Черепашкова, отвечающего за подготовку и сертификацию специалистов по продуктам Аскона в СамГТУ (бывшем Политехе). На факультете машиностроения СамГТУ открыта специализация «Компьютерное моделирование», используется исключительно лицензионное ПО и компьютеры, способные выполнять любые задачи проектирования. Однако особое внимание г-н Черепашков уделил не знаниям отдельных программ, а приобретению навыков работы в интегрированной информационной среде персонала всех уровней, понимания каждым из участников методов и принципов функционирования всего комплекса автоматизации, слаженной коллективной работы. Такой подход ещё раз говорит о том, что сегодня мы перешли на качественно новый уровень понимания места информационных технологий в работе промышленных предприятий, и во многом это случилось благодаря компании Аскон.