15 мая 2012 года в лектории Политехнического музея, г. Москва, при генеральном партнёрстве компании Cisco состоялся международный форум «Инновации в образовании» - YEES 2012(Your Education Enables Success), в рамках которого была устроена пресс-конференция, посвящённая Институту предпринимательства Cisco.
Открыл её глава пресс-службы Cisco в России/СНГ Александр Палладин. В пресс-конференции участвовали руководитель всемирной программы Института предпринимательства Вероника Тостадо-Спан, руководитель бизнеса Cisco в странах СНГ Павел Бетсис, руководитель программы Института предпринимательства в России и Украине Анна Петрова и проректор Московского технологического института Евгений Плужник. Также г-н Плужник возглавляет Moscow Business School, с которой у Cisco с прошлого года реализуется проект удалённого обучения студентов с помощью технологии TelePresence.
Г-н Бетсис напомнил, что два года назад президент РФ Медведев приезжал в штаб-квартиру Cisco в Сан-Хосе (США, Калифорния), где встречался с главным исполнительным директором Джоном Чемберсом. На этой встрече было подписано соглашение по проекту Сколково, который на тот момент только задумывался. На этой же встрече было объявлено об инвестиции компании Cisco в развитие предпринимательства и инновационных технологий в Россию в размере 1 миллиард долларов за 10 лет. Большое место в этой стратегии занимают образовательные программы, в том числе и по распространению предпринимательских знаний. Сейчас эта программа, являющаяся интегральной частью всей стратегии, интенсивно расширяется.
Вероника Тостадо-Спан привела интересные и даже несколько неожиданные цифры. Средний возраст предпринимателей составляет 47 лет, то есть в основном это не рисковые юноши, а умудрённые опытом люди. При этом 90% бизнесов закрываются в первые 2 года: среди негативных факторов, как неверно выбранная стратегия или выводимый на рынок продукт, так и незнание предпринимательских приёмов. Поэтому очень важным является обучение предпринимателей, чтобы они знали на что идут, что их ждёт и как преодолевать возникающие проблемы. Процесс образования построен так, что в центре уже не учитель, а ученик, именно он становится главной фигурой. Образование стало более индивидуальным, однако это не означает, что к каждому ученику теперь будет приставлен свой учитель: гибкость и избирательность преподавательской деятельности призваны повысить информационно-коммуникационные технологии. Теперь преподаватель будет в большей степени направлять и контролировать учеников, а информацию они будут черпать из многочисленных интернет-ресурсов.
Анна Петрова рассказала, что Институт предпринимательства Cisco был создан в 2011 году на базе Московского технологического института. Программы Института дают студентам понимание того, как влияет ИКТ на развитие бизнеса в целом. Преимуществом обучения является наличие инновационного контента, все курсы находятся в онлайне, поэтому уже сам процесс обучения приобщает студентов к информационным технологиям, позволяет увидеть их применение.
Евгений Плужник рассказал об МТИ, сегодня это:
- Более 15 000 обучающихся в год на программах ВПО.
- Более 5 000 слушателей на дистанционных программах MBA с 2007 по 2012 год.
- Более 100 мультимедийных продуктов.
- Более 350 программ семинаров и тренингов по 27 направлениям бизнеса и различным отраслям, разработанных специалистами MТИ.
- Более 100 семинаров по информационным технологиям, электроэнергетике, строительству. Более 3000 слушателей прошли обучение по данным программам в 2011 году.
МТИ обладает самой большой сетью Cisco TelePresence среди образовательных учреждений СНГ.
В планах Cisco и МТИ:
- Открытие до 1 июля 2012 года офисов в 16 в России и 4 офиса в СНГ.
- Возможность пройти программу iExec всем студентам МТИ.
- Приглашение с докладами ведущих экспертов из США.
Ключевые плановые показатели:
- Более 3-х тысяч слушателей в 2012 году в год на программах ВПО.
- 40 лекций ведущих экспертов с использованием системы Telepresence.
- Трансляция 40 лекций экспертов на персональные устройства с использованием Cisco Webex.
- Проведение 20 мастер классов и тренингов в региональных офисах.
Павел Бетсис отметил, что развитость экономики и процент, занимаемый отраслью ИКТ хорошо коррелируют между собой. В США и Европе ИКТ занимает 6%-7% экономического оборота, в России – 1%-1,5%. Около половины прироста производительности труда по всем отраслям связана с ИКТ. В России остро не хватает ИКТ-специалистов, и образовательные инициативы Cisco призваны если не полностью решить проблему, то хотя бы по возможности уменьшить это многократное отставание. Александр Палладин добавил к этому, что за последнее время Россия не только увеличила отставание от наиболее развитых стран, но и отстаёт в 4-5 раз от восточноевропейских стран (бывшего социалистического лагеря), последовательно проводящих демократические преобразования и рыночные реформы. В качестве положительного примера г-н Палладин привёл использование технологии WebEx для преподавания в деревнях Уссурийского края. В каждой деревне живут всего по нескольку детей, открывать там школы столь же нереально, как и ездить детям на учёбу в более крупные поселения. При таком количестве учеников, приходящихся на каждого дистанционного педагога, получается настоящая интерактивность и эффект присутствия.
На мой вопрос о приоритете выводимого на рынок продукта над всем остальным г-н Бетсис ответил, что хороший продукт является необходимым, но недостаточным условием успешного бизнеса. Компания Cisco не ставит своей целью помочь инноватору в создании продукта, однако всегда готова поделиться опытом вывода продуктов на рынок: в этой части есть много универсальных приёмов, которые начинающий предприниматель, скорее всего не знает.
В определённом смысле предпринимательству научить нельзя, это как музыкальный слух – или он есть, или его нет. Но так же, как для одарённых людей существуют музыкальные школы, училища и консерватории, свои учебные заведения нужны и предпринимателям, поскольку никакой талант не заменит знаний.