Единица – вздор, единица – ноль!
Один (даже если очень важный)
Не подымет простое пятивершковое бревно,
А тем более дом пятиэтажный.
В.В. Маяковский
Человек – существо коллективное. Нагляднее всего это проявляется на военных парадах, в примитивной работе, поклонениях мифическим или реальным персонажам. Но есть ещё и разного рода интеллектуальный труд, который по природе своей индивидуален, зачастую уникален. Однако если блоху подковать может и один человек, то создать процессор или смартфон, да ещё запустить их в производство, в одиночку никак не получится. Тут на помощь нам приходят разного рода стандарты и регламенты, организационная структура, технические и оперативные совещания. Приёмов множество, и они, как правило, непросто поддаются автоматизации.
В этом месте, как мне кажется, нужен небольшой экскурс в историю вопроса. Во времена больших машин, типа IBM System/360 или цельнотянутой с неё серии ЕС ЭВМ обычные работники (конструкторы, бухгалтеры, кладовщики) не имели прямого доступа к машинам, по крайней мере, в нашей стране. В 1987 году, когда я был начальником бюро, мне удалось установить терминал (единственный) прямо на рабочем месте конструктора, все остальные стояли в машинном зале, доступном только работникам АСУПа. Когда появились персональные компьютеры, это были, как правило, автономные машины. «Обычные» (то есть не ИТ-шные) продвинутые люди стали осваивать Word, Excel, и даже AutoCAD с КОМПАСом, но всё это в индивидуальном порядке. Попытки создания единого информационного пространства предприятия, объединяющего все его службы, воспринимались как стремление поймать журавля в небе. Этому противились все – и «продвинутые юзеры», которые уже привыкли к своим собственным приёмам работы с информацией, и, как это ни странно, ИТ-шники, для которых функционирование предприятия было загадкой и которые сразу начинали «плавать» в предметных вопросах.
Надо честно признать, что Lotus не сразу стал продуктом для коллективной работы. Начиналось всё с разработки Митчеллом Кэпором в начале 80-х годов электронной таблицы Lotus 1-2-3. Кэпор не изобрёл электронные таблицы – к тому времени уже существовал VisiCalc. Просто ему удалось сделать лучшую программу электронных таблиц на тот момент и продавать её по огромной по сегодняшним меркам цене: 495 долларов за штуку! Впрочем, и сами компьютеры были тогда не так дёшевы, как сейчас. |
Но для IBM эти самые IBM-совместимые персоналки не были самоцелью, фирма всегда мыслила в иных масштабах – суперкомпьютеры, серверы, системы хранения данных. Но что делать серверам без огромного количества рабочих станций, решающих одну большую задачу? И вот в 1996 году компания IBM покупает фирму Lotus, продавшую к тому времени уже почти 10 миллионов лицензий на свой продукт Lotus Notes, предназначенного для коллективной работы над проектами, документами и даже проблемами. С тех пор продукт успешно развивается, но девиз его неизменен: cделать ежедневную работу большего количества людей более продуктивной, более разнообразной…
Хочу поколебать уверенность в том, что статуя Свободы – это чисто нью-йоркская достопримечательность. Меньшие по размеру статуи установлены в Париже и во Львове, правда, в Париже с неё сняли терновый венец, а во Львове посадили.
Если в известную цепочку ассоциаций «поэт – Пушкин, фрукт - яблоко» добавить «американский памятник», то ответом, конечно, будет «памятник Свободы». В соответствии с этой главной американской ценностью IBM трактует и понятие работы, куда уже и не обязательно ходить, потому что «Работа – это не конкретное место, это – серия активностей, которые выполняются в различных местах». И такая трактовка поддержана многими работодателями. Крупнейшими пользователями Lotus являются:
- 42 компании из списка Fortune 50 и 78 из списка Fortune 100
- 100% американских финансовых центров
- 18 из 20 крупнейших фармацевтических компаний
- 90% из крупнейших мировых страховых компаний
- 11 из 12 крупнейших производителей автомобилей
- 80% консалтинговых фирм
Количество установленных рабочих мест:
- 350000+
- IBM
- General Motors
- 100000+
- Philips
- 50,000-99,000
- Arthur Andersen
- Ernst & Young
- Mobil
- Proctor & Gamble
- Rockwell
- Philips
- 25,000 - 49,999
- ABB
- American Express
- Coca Cola
- Coopers & Lybrand
- NYNEX
- Price Waterhouse
- State of Missouri Courts
Понятно, что не все эти десятки или сотни тысяч сотрудников одновременно решают одну проблему, но система предоставляет всем им такую возможность. Список крупных пользователей России и ближнего зарубежья тоже впечатляет. Вот некоторые из них:
- МИД РФ
- Министерство по налогам и сборам
- Пенсионный Фонд РФ
- МВД РФ
- Госдума РФ
- Госстандарт
- Правительства и администрации Москвы, Иваново, Костромы, Новгорода, Свердловска, Томска, Северодвинска,...
- Управление обслуживания дипломатического корпуса
- Администрация Президента Республики Беларусь
- Фонд Сороса ("Институт открытое общество")
- Российский гумманитарный научный фонд
- Политическая ассоциация "Отечество"
- Общество "Мемориал"
- Альфа-банк
- Внешэкономбанк
- Международный московский банк
- Райфайзен банк
- ЛукОйл
- Норильский Никель
- Североникель
- Уренгойгазпром
- Севергазпром
- Роснефть
- Мобильные телесистемы
- Вымпелком
- Казахтелеком
- Ростелеком
- Связьинвест
- Транстелеком
- Россйискй государственный гумманитарный университет, МЭСИ, МФТИ, МГТУ им.Баумана, МИЭМ, Новгородский университет им.Я.Мудрого и многие другие
Стратегия совместной работы IBM Lotus подразумевает работу на всех устройствах, под любыми операционными системами, в локальной или глобальной сети. Система включает в себя:
- Средства электронной почты
- Средства календарного планирования
- Документоориентированная база данных
- Средства разработки приложений
- Средства интеграции
- Система репликации и off-line работы
- Средства защиты информации
- Internet/intranet, web – технологии
Всё это может быть поставлено как готовое модульное решение, разработано на заказ партнёрами IBM, а может быть сделано и собственными силами, поскольку средства разработки, входящие в состав системы, позволяют реализовать практически любой функционал.
В зависимости от размера и потребностей фирмы система может поставляться в различных вариантах, причём, при количестве рабочих мест до 1000, серверная часть (Lotus Domino) поставляется бесплатно. Для больших фирм размер оплаты серверной части связан также с условным «весом» процессора, на который будет устанавливаться продукт. Наверное, это справедливо, но появляются новые сложности. Например, я не получил ответа на вопрос о том, как рассчитывать «вес» виртуальных процессоров, который к тому же может постоянно изменяться, адаптируясь к общей нагрузке.
Список поддерживаемых сервером и клиентом платформ обширен, кроме операционок семейства Windows и Linux там присутствуют и достаточно экзотические IBM AIX и Sun Solaris. Что касается поддерживаемых браузеров, то здесь, похоже, презентации просто не поспевают за случившимся взрывом: Chrome и Safary в списке отсутствуют как класс.
Предусмотрено централизованное обновление версий Smart Upgrades с развитой системой администрирования этого процесса, интеграция с СУБД DB2 и возможность разработки «базовских» приложений с применением SQL-запросов.
В Lotus 8 изменен интерфейс почтового клиента и календаря. Здесь, конечно, сказалось влияние MS-Office, и дело даже не в том, что интерфейс от Microsoft лучше – он привычнее. А нет ничего труднее, чем ломать привычки.
Авторство следующего новшества установить сложнее: виджеты появились как-то сразу и везде. Реализована эта концепция в Lotus 8, так что теперь каждый может видеть или настраивать (это уж зависит от прав) в одном окне множество нужных ему фрагментов. Также поддерживается ещё одна Web 2.0 технология под названием AJAX.
Что касается доступа к базам SAP, то здесь интеграция выполнена настолько полно, что даже не требуется установки SAP-клиента. Что, правда, не отменяет лицензии на клиентское место SAP.
Отдельный разговор был о мобильных клиентах. Lotus EasySync Pro:
- Синхронизирует электронную почту, календарь, список дел, контактную информацию и журнал IBM Lotus Notes с вашим PDA
- Позволяет выбрать информацию, выгружаемую на настольный ПК с Lotus Notes и загружаемую в ваш PDA
- Позволяет выбрать двустороннюю синхронизацию, синхронизацию только при выгрузке или только при загрузке для любой категории информации
- Определяет текущие настройки положения Lotus Notes, что позволяет автоматически синхронизировать его с почтовой базой данных на вашем настольном ПК или с ее репликой на почтовом сервере IBM Lotus Domino
- Позволяет читать электронную почту, отвечать на сообщения и управлять ими без доступа к вашему компьютеру путем синхронизации папки Входящие Lotus Notes с почтовой прикладной программой на вашем PDA
что окончательно разрывает связь между работой в смысле серией активностей и работой как местом, куда ходят. Передача данных осуществляется с помощью специального решения Lotus Notes Traveler, поставляемого в составе Domino 8.0.1 и поддерживающего Microsoft Windows Mobile 5 и 6 (Professional и Smartphone). Lotus iNotes, как следует из названия, поддерживает iPhone, кроме этого партнёрами IBM являются BlackBerry, Nokia, Motorola.
В продукте семейства Lotus под названием Sametime присутствует и такая модная ныне вещь, как поддержка унифицированных коммуникаций, пропагандируемых в первую очередь компанией Cisco.
Lotus Quickr: самообслуживаемые виртуальные рабочие пространства дают возможность членам рабочей группы (вне зависимости от их расположения или часового пояса) отслеживать других людей, контент и проекты.
И много-много других возможностей, которые нужны в каждом большом коллективе, уже реализованных и предлагаемых в «съедобном» виде.
Однако есть ещё одна область, в которой преуспело софтверное подразделение компании IBM – это сервисно-ориентированная архитектура (SOA, service-oriented architecture). Реализована это в продукте WebSphere. Вместо локальных приложений в WebSphere используются портлеты, исполняемые в окне браузера. Получается ещё динамичнее, оперативнее, гибче.
Обо всём этом на семинаре нам рассказал руководитель направления по продуктам IBM компании Softline Дмитрий Новиков.
О других аспектах деятельности компании мы услышали от Олеси Глотовой, которая руководит самарским учебным центром Softline. Кроме продажи продуктов и обучения, компания помогает своим клиентам в выборе оптимальной системы лицензирования ПО. И, что, на мой взгляд, является очень важным – компания Softline оказывает юридическую помощь по специфическим вопросам, связанным с информационными технологиями. Если к вам нагрянула проверка и предъявила нарушения, прежде чем предпринимать какие-то шаги, наверное, стоит выяснить, так ли уж велики (и существуют ли) нарушения и на сколько они «потянут». По крайней мере, в дискуссиях с гаишниками знание законов очень сильно выручает – проверено собственным опытом.