Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Единица – вздор, единица – ноль!
Один (даже если очень важный)
Не подымет простое пятивершковое бревно,
А тем более дом пятиэтажный.
В.В. Маяковский

Человек – существо коллективное. Нагляднее всего это проявляется на военных парадах, в примитивной работе, поклонениях мифическим или реальным персонажам. Но есть ещё и разного рода интеллектуальный труд, который по природе своей индивидуален, зачастую уникален. Однако если блоху подковать может и один человек, то создать процессор или смартфон, да ещё запустить их в производство, в одиночку никак не получится. Тут на помощь нам приходят разного рода стандарты и регламенты, организационная структура, технические и оперативные совещания. Приёмов множество, и они, как правило, непросто поддаются автоматизации.

В этом месте, как мне кажется, нужен небольшой экскурс в историю вопроса. Во времена больших машин, типа IBM System/360 или цельнотянутой с неё серии ЕС ЭВМ обычные работники (конструкторы, бухгалтеры, кладовщики) не имели прямого доступа к машинам, по крайней мере, в нашей стране. В 1987 году, когда я был начальником бюро, мне удалось установить терминал (единственный) прямо на рабочем месте конструктора, все остальные стояли в машинном зале, доступном только работникам АСУПа. Когда появились персональные компьютеры, это были, как правило, автономные машины. «Обычные» (то есть не ИТ-шные) продвинутые люди стали осваивать Word, Excel, и даже AutoCAD с КОМПАСом, но всё это в индивидуальном порядке. Попытки создания единого информационного пространства предприятия, объединяющего все его службы, воспринимались как стремление поймать журавля в небе. Этому противились все – и «продвинутые юзеры», которые уже привыкли к своим собственным приёмам работы с информацией, и, как это ни странно, ИТ-шники, для которых функционирование предприятия было загадкой и которые сразу начинали «плавать» в предметных вопросах.

Надо честно признать, что Lotus не сразу стал продуктом для коллективной работы. Начиналось всё с разработки Митчеллом Кэпором в начале 80-х годов электронной таблицы Lotus 1-2-3. Кэпор не изобрёл электронные таблицы – к тому времени уже существовал VisiCalc. Просто ему удалось сделать лучшую программу электронных таблиц на тот момент и продавать её по огромной по сегодняшним меркам цене: 495 долларов за штуку! Впрочем, и сами компьютеры были тогда не так дёшевы, как сейчас.

Но для IBM эти самые IBM-совместимые персоналки не были самоцелью, фирма всегда мыслила в иных масштабах – суперкомпьютеры, серверы, системы хранения данных. Но что делать серверам без огромного количества рабочих станций, решающих одну большую задачу? И вот в 1996 году компания IBM покупает фирму Lotus, продавшую к тому времени уже почти 10 миллионов лицензий на свой продукт Lotus Notes, предназначенного для коллективной работы над проектами, документами и даже проблемами. С тех пор продукт успешно развивается, но девиз его неизменен: cделать ежедневную работу большего количества людей более продуктивной, более разнообразной…

Статуя Свободы Львов.

Хочу поколебать уверенность в том, что статуя Свободы – это чисто нью-йоркская достопримечательность. Меньшие по размеру статуи установлены в Париже и во Львове, правда, в Париже с неё сняли терновый венец, а во Львове посадили.

Если в известную цепочку ассоциаций «поэт – Пушкин, фрукт - яблоко» добавить «американский памятник», то ответом, конечно, будет «памятник Свободы». В соответствии с этой главной американской ценностью IBM трактует и понятие работы, куда уже и не обязательно ходить, потому что «Работа – это не конкретное место, это – серия активностей, которые выполняются в различных местах». И такая трактовка поддержана многими работодателями. Крупнейшими пользователями Lotus являются:

  • 42 компании из списка Fortune 50 и 78 из списка Fortune 100
  • 100% американских финансовых центров
  • 18 из 20 крупнейших фармацевтических компаний
  • 90% из крупнейших мировых страховых компаний
  • 11 из 12 крупнейших производителей автомобилей
  • 80% консалтинговых фирм

Количество установленных рабочих мест:

  • 350000+
    • IBM
    • General Motors
  • 100000+
    • Philips
  • 50,000-99,000
    • Arthur Andersen
    • Ernst & Young
    • Mobil
    • Proctor & Gamble
    • Rockwell
    • Philips
  • 25,000 - 49,999
    • ABB
    • American Express
    • Coca Cola
    • Coopers & Lybrand
    • NYNEX
    • Price Waterhouse
    • State of Missouri Courts

Понятно, что не все эти десятки или сотни тысяч сотрудников одновременно решают одну проблему, но система предоставляет всем им такую возможность. Список крупных пользователей России и ближнего зарубежья тоже впечатляет. Вот некоторые из них:

  • МИД РФ
  • Министерство по налогам и сборам
  • Пенсионный Фонд РФ
  • МВД РФ
  • Госдума РФ
  • Госстандарт
  • Правительства и администрации Москвы, Иваново, Костромы, Новгорода, Свердловска, Томска, Северодвинска,...
  • Управление обслуживания дипломатического корпуса
  • Администрация Президента Республики Беларусь
  • Фонд Сороса ("Институт открытое общество")
  • Российский гумманитарный научный фонд
  • Политическая ассоциация "Отечество"
  • Общество "Мемориал"
  • Альфа-банк
  • Внешэкономбанк
  • Международный московский банк
  • Райфайзен банк
  • ЛукОйл
  • Норильский Никель
  • Североникель
  • Уренгойгазпром
  • Севергазпром
  • Роснефть
  • Мобильные телесистемы
  • Вымпелком
  • Казахтелеком
  • Ростелеком
  • Связьинвест
  • Транстелеком
  • Россйискй государственный гумманитарный университет, МЭСИ, МФТИ, МГТУ им.Баумана, МИЭМ, Новгородский университет им.Я.Мудрого и многие другие

Стратегия совместной работы IBM Lotus подразумевает работу на всех устройствах, под любыми операционными системами, в локальной или глобальной сети. Система включает в себя:

  • Средства электронной почты
  • Средства календарного планирования
  • Документоориентированная база данных
  • Средства разработки приложений
  • Средства интеграции
  • Система репликации и off-line работы
  • Средства защиты информации
  • Internet/intranet, web – технологии

Всё это может быть поставлено как готовое модульное решение, разработано на заказ партнёрами IBM, а может быть сделано и собственными силами, поскольку средства разработки, входящие в состав системы, позволяют реализовать практически любой функционал.

В зависимости от размера и потребностей фирмы система может поставляться в различных вариантах, причём, при количестве рабочих мест до 1000, серверная часть (Lotus Domino) поставляется бесплатно. Для больших фирм размер оплаты серверной части связан также с условным «весом» процессора, на который будет устанавливаться продукт. Наверное, это справедливо, но появляются новые сложности. Например, я не получил ответа на вопрос о том, как рассчитывать «вес» виртуальных процессоров, который к тому же может постоянно изменяться, адаптируясь к общей нагрузке.

Список поддерживаемых сервером и клиентом платформ обширен, кроме операционок семейства Windows и Linux там присутствуют и достаточно экзотические IBM AIX и Sun Solaris. Что касается поддерживаемых браузеров, то здесь, похоже, презентации просто не поспевают за случившимся взрывом: Chrome и Safary в списке отсутствуют как класс.

Предусмотрено централизованное обновление версий Smart Upgrades с развитой системой администрирования этого процесса, интеграция с СУБД DB2 и возможность разработки «базовских» приложений с применением SQL-запросов.

В Lotus 8 изменен интерфейс почтового клиента и календаря. Здесь, конечно, сказалось влияние MS-Office, и дело даже не в том, что интерфейс от Microsoft лучше – он привычнее. А нет ничего труднее, чем ломать привычки.

Авторство следующего новшества установить сложнее: виджеты появились как-то сразу и везде. Реализована эта концепция в Lotus 8, так что теперь каждый может видеть или настраивать (это уж зависит от прав) в одном окне множество нужных ему фрагментов. Также поддерживается ещё одна Web 2.0 технология под названием AJAX.

Что касается доступа к базам SAP, то здесь интеграция выполнена настолько полно, что даже не требуется установки SAP-клиента. Что, правда, не отменяет лицензии на клиентское место SAP.

Отдельный разговор был о мобильных клиентах. Lotus EasySync Pro:

  • Синхронизирует электронную почту, календарь, список дел, контактную информацию и журнал IBM Lotus Notes с вашим PDA
  • Позволяет выбрать информацию, выгружаемую на настольный ПК с Lotus Notes и загружаемую в ваш PDA
  • Позволяет выбрать двустороннюю синхронизацию, синхронизацию только при выгрузке или только при загрузке для любой категории информации
  • Определяет текущие настройки положения Lotus Notes, что позволяет автоматически синхронизировать его с почтовой базой данных на вашем настольном ПК или с ее репликой на почтовом сервере IBM Lotus Domino
  • Позволяет читать электронную почту, отвечать на сообщения и управлять ими без доступа к вашему компьютеру путем синхронизации папки Входящие Lotus Notes с почтовой прикладной программой на вашем PDA

что окончательно разрывает связь между работой в смысле серией активностей и работой как местом, куда ходят. Передача данных осуществляется с помощью специального решения Lotus Notes Traveler, поставляемого в составе Domino 8.0.1 и поддерживающего Microsoft Windows Mobile 5 и 6 (Professional и Smartphone). Lotus iNotes, как следует из названия, поддерживает iPhone, кроме этого партнёрами IBM являются BlackBerry, Nokia, Motorola.

В продукте семейства Lotus под названием Sametime присутствует и такая модная ныне вещь, как поддержка унифицированных коммуникаций, пропагандируемых в первую очередь компанией Cisco.

Lotus Quickr: самообслуживаемые виртуальные рабочие пространства дают возможность членам рабочей группы (вне зависимости от их расположения или часового пояса) отслеживать других людей, контент и проекты.

И много-много других возможностей, которые нужны в каждом большом коллективе, уже реализованных и предлагаемых в «съедобном» виде.

Однако есть ещё одна область, в которой преуспело софтверное подразделение компании IBM – это сервисно-ориентированная архитектура (SOA, service-oriented architecture). Реализована это в продукте WebSphere. Вместо локальных приложений в WebSphere используются портлеты, исполняемые в окне браузера. Получается ещё динамичнее, оперативнее, гибче.

Обо всём этом на семинаре нам рассказал руководитель направления по продуктам IBM компании Softline Дмитрий Новиков.

О других аспектах деятельности компании мы услышали от Олеси Глотовой, которая руководит самарским учебным центром Softline. Кроме продажи продуктов и обучения, компания помогает своим клиентам в выборе оптимальной системы лицензирования ПО. И, что, на мой взгляд, является очень важным – компания Softline оказывает юридическую помощь по специфическим вопросам, связанным с информационными технологиями. Если к вам нагрянула проверка и предъявила нарушения, прежде чем предпринимать какие-то шаги, наверное, стоит выяснить, так ли уж велики (и существуют ли) нарушения и на сколько они «потянут». По крайней мере, в дискуссиях с гаишниками знание законов очень сильно выручает – проверено собственным опытом.

----

Цифровизация 2023: что это такое

Цифровизация 2023: что это такое. Статья Владислава Боярова. 09.03.2023 г.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 6. Спецпроцессоры.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 6. Спецпроцессоры. Часть 5. Память. Статья Ильи Вайцмана. 15.03.2023 г.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть третья, объединительная

ИТ-Перестройка-2023 от OCS

ИТ-Перестройка-2023 от OCS. Статья Владислава Боярова. 10.03.2023 г.