Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

На специальной пресс-конференции для СМИ 17 ноября 2009 года о деятельности компании IBM в сфере здравоохранения рассказал Александр Котов, руководитель направления по работе с учреждениями здравоохранения IBM Восточная Европа/Азия. В разговоре также принял участие и Олег Симаков, директор Департамента информатизации Минздравсоцразвития.

Корпорация IBM разрабатывает концептуальные модели для различных индустрий, в том числе и для здравоохранения. Одна из основных задач, которая стоит перед системой здравоохранения – повышение ее эффективности. Это общемировая задача, решение которой упирается в понятные проблемы. Первая – постоянный рост затрат на поддержание системы здравоохранения, связанный со старением населения, с постоянным появлением новых лекарств и методов лечения. Вторая – это безопасность пациентов и врачебные ошибки. Третья – качество и доступность оказываемой медицинской помощи.

Олег Симаков, директор Департамента информатизации Минздравсоцразвития. Пресс-конференция о деятельности компании IBM в сфере здравоохранения. Москва. 17 ноября 2009 г. Фото: Александр Семёнов.

Г-н Симаков обратил внимание на то, что Министерство здравоохранения и социального развития имеет в качестве ориентиров для организации своей работы те же ключевые приоритеты, только расположены они в обратном порядке. Главное – это качество и доступность медицинской помощи, хотя в России очень остро стоит и вопрос финансирования здравоохранения: количество средств, выделяемых на медицинское обеспечение в России значительно ниже среднеевропейских стандартов.

Г-н Котов продолжил свой рассказ цифрами о количестве сотрудников IBM, занимающихся вопросами информатизации здравоохранения – их более 4 тысяч, что значительно больше, чем у любой другой ИТ-компании. Сотрудники IBM работают вместе с партнёрами над созданием специальных решений, а также оказывают консалтинговые услуги для учреждений здравоохранения. Порядка 60% в предложениях IBM для учреждений здравоохранения составляют услуги, и по 20% – ПО и оборудование. На данный момент у IBM более тысячи клиентов в сфере здравоохранения. Компания участвует во всевозможных медицинских ассоциациях. Работая с партнёрами, IBM помогает им создать действительно эффективные, масштабируемые и экономичные решения.

Важнейшим моментом в организации системы здравоохранения в наши дни является поддержание разумного баланса между расходами на лечение болезней и их профилактикой. К сожалению, большинство денег здесь расходуется именно на лечение, а на профилактику идёт лишь малая доля средств. 80% средств, выделяемых на медицинское обеспечение в системе здравоохранения тратится на лечение 20% людей с хроническими заболеваниями. По мнению экспертов IBM, намного разумней продлевать свою активную жизнь не лекарственными средствами, а здоровым образом жизни, профилактикой и предупреждением заболеваний. Людям необходимо объяснить, что они сами отвечают за свое здоровье. Для этого есть много простых и понятных рекомендаций.

Очень интересный комментарий сделал по этому поводу г-н Симаков. В Японии на поддержание здоровья каждого жителя тратится сумма эквивалентная 1800 долларам, а в развитых европейских странах эта сумма почти в два раза больше – 3500 евро. При этом средняя продолжительность жизни в Японии составляет 87-88 лет, а в Европе – на 8-9 лет меньше. За счёт чего же достигается такой эффект? Практически половина суммы в Японии идёт на профилактику заболеваний, а в Европе на эти цели выделяется лишь 30-40 евро. Результат налицо.

Что же делается в России в этом направлении? 1 декабря по всей стране открываются 502 центра здоровья, цель которых профилактика и выявление заболеваний на ранних стадиях (В Приволжском федеральном округе – 102 Центра. В Самарской области открываются 12 «Центров здоровья» в 6 муниципальных образованиях. – Прим. ред.). В этих центрах граждане смогут получить анализ состояния здоровья, который позволит оценить риски развития у них определённых заболеваний. Эти центры будут оснащены необходимым набором вычислительной техники и программным комплексом для оценки рисков развития того или другого заболевания. В 2010 году будет открыто ещё 500 подобных центров и 160 центров для детей и подростков. Пока они открываются на базе уже существующих лечебных учреждений. Есть надежда, что эти центры помогут предотвратить значительное количество заболеваний.

На сегодня в России активное лечение требуется 420 тысячам людей, а возможность оказания профильной медицинской помощи существует только для 290 тысяч. Для оптимального предоставления медицинских услуг бюджет медицинской отрасли в России необходимо увеличить в полтора раза. Альтернатива – профилактика заболеваний. Здоровье людей и увеличение продолжительности их жизни сегодня становится государственной задачей, потому что население России сокращается и повышать ВВП будет всё сложнее.

Александр Котов, руководитель направления по работе с учреждениями здравоохранения IBM Восточная Европа / Азия. Пресс-конференция о деятельности компании IBM в сфере здравоохранения. Москва. 17 ноября 2009 г. Фото: Александр Семёнов.

Г-н Котов продолжил рассказывать об идеи «разумного здравоохранения». Очень важно, чтобы у человека всегда был выбор – как организовывать свою жизнь, какого врача и в каком случае посещать. Три составные части «разумного здравоохранения»:

  1. техническое оснащение, то есть медицинское оборудование и правильно построенные процессы;
  2. взаимосвязь ИТ-процессов, позволяющая связать между собой все информационные потоки и системы;
  3. интеллектуальные системы для поддержки диагностики и анализа заболеваний.

Например, в Дании компания IBM участвовала в создании специального медицинского портала, объединяющего все клиники страны между собой. Пациент может обращаться в любую клинику в любом городе, поскольку любой врач имеет доступ к его электронной медицинской карте. Результаты приёма также сохраняются в электронной медицинской карте. С помощью интеллектуальных информационных систем можно выявлять различные заболевания на их ранней стадии, пользуясь обширной базой данных аналогичных случаев.

Г-н Симаков отметил, что численность населения Дании (7-8 миллионов человек) – это всего-навсего один небольшой регион России. По его мнению, создание региональных хранилищ медицинской информации как раз и будет происходить по субъектам федерации, и каждая региональная система должна охватывать 4-5 миллионов человек. В остальном всё будет строиться по «датскому варианту». Важно, что информация в российских хранилищах будет находится в неперсонифицированном виде. В каждом субъекте Российской Федерации планируется создать ещё и порталы для взаимодействия клиентов с клиниками.

Кроме того, сейчас активно разрабатываются общие требования к стандартной информационной системе лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ). Таких систем на данный момент существует около 800, но тиражируемых – не более 50. Пока нет сведений даже о том, в скольких ЛПУ из 10 тысяч в России установлены информационные системы. Сбор простых анкет на эту тему идёт уже более 8 месяцев. Главное звено сопротивления – средний управленческий персонал, которому прозрачность совершенно не нужна.

Кстати, данные исследования показывают, что в российском ЛПУ в среднем 37 компьютеров и по экспертным оценкам департамента ИТ Минздавсоцразвития это число надо удвоить для оптимального уровня автоматизации. В 95% ЛПУ есть системы ввода информации о больных в компьютер. 88% имеют бухгалтерские системы. 45% имеют кадровые системы. 17% имеют медицинские информационные системы.

По уровню автоматизации в сфере здравоохранения Российская Федерация находится примерно на одном уровне с большинством европейских стран. Испания, Дания, Голландия ушли вперёд. США, Германия, Великобритания – на уровне России. В США внедрение электронных медицинских карт идёт с тем же сопротивлением, что и повсюду. Каждому врачу платят дополнительно по две тысячи долларов в год за то, что он заполняет электронные карты. В США планируется с 2011 года штрафовать на эквивалентную сумму тех врачей, кто не будет заполнять такие электронные карты больных.

Г-н Котов, в свою очередь, подчеркнул, что система разумного здравоохранения должна обеспечивать кооперацию процессов, ориентированных на здоровье человека. Её важнейший элемент – координация социальных программ государства и действий самих людей по сохранению собственного здоровья. В связи с этим большое значение приобретают программы пропаганды здорового образа жизни. Людей надо убедить в том, что их здоровье – это огромная ценность и для них и для государства.

Суть разумного подхода компании IBM к системе здравоохранения заключается по большей части не в применении результатов очередного прорыва в медицинских исследованиях, а в системе организации медицинской помощи. Рассмотрим, например, модель «медицинского дома» (Medical Home). Врачи первичной медицинской помощи выступают в роли наставников, возглавляя группу профильных специалистов, которые обслуживают пациента. Таким образом, врач уделяет больше времени каждому пациенту, даёт консультации по электронной почте и телефону, принимает в удобное пациенту время и координирует работу всех специалистов, которые оказывают медицинскую помощь этому человеку. Медицинская помощь должна быть в первую очередь ориентирована на человека. Все шире должно распространяться медицинское обслуживание в привычных для человека домашних условиях.

Г-н Котов рассказал о том, как IBM соблюдает баланс между работой и отдыхом своих сотрудников.

Г-н Котов подчеркнул, что в разумно организованной системе здравоохранения идёт постоянный обмен информацией так, что любой врач может получить доступ к полной актуальной истории болезни пациента и назначить оптимальный курс лечения. Сегодня в России компания IBM активно создаёт базу для разумной системы здравоохранения. У IBM есть решения, связанные с виртуализацией, с построением безопасных сетей, с управлением серверами. Решения IBM могут повысить эффективность использования информации в самых различных бизнес-процессах, они могут использоваться как в отдельных больницах, так на региональном, и на федеральном уровне.

----

Информационная гигиена в эпоху интернета

Информационная гигиена в эпоху интернета. Статья Владислава Боярова. 12.08.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША»

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША». Статья Владислава Боярова. 08.04.2024 г.

Pantum в Самаре: business as usual

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.