Посещение выставки «Промышленный салон-2025», проходившей с 24 по 26 сентября 2025 года в Самаре на площадке ВЦ «Экспо-Волга», было самым коротким за всю историю этих мероприятий. Хотя, честно говоря, до поры до времени она меня не то чтобы не интересовала – просто на неё не хватало времени.
После того, как в 1985 году, будучи инженером-конструктором, впервые сел за компьютер, это направление захватило меня, и к 1990 году я уже перестал сидеть на двух стульях, полностью отдав себя информационным технологиям. А когда в 2003 году меня попросили про ИТ писать – то и писал. Тем более, что это направление развивалось на порядки быстрее, чем традиционная промышленность, да и развитие традиционной промышленности шло главным образом благодаря тем же ИТ. Не просто станки, а станки с ЧПУ, где числовое управление капитально изменило конструкцию станков. Не просто ЧПУ, а CAD/CAM, где созданные «в цифре» объёмные образы деталей автоматически превращаются в программы для ЧПУ.
Взрывной рост информационных технологий сопровождался не менее стремительной интеграцией нашей страны в мировое пространство, и вместе это породило удивительный эффект, когда всё, что только появлялось или готово было появиться, предлагалось нам, и не как просто покупателям, а как коллегам, а как соучастникам этого процесса. И мы, российские инженеры, прямо скажу, не ударили лицом в грязь, с помощью самых передовых информационных технологий цифровизуя и нашу промышленность, и наш быт.
Первое упоминание о «Промышленном салоне» мне удалось найти на сайте Средневолжского станкозавода за 2008 год. Эта была уже 7-я по счёту выставка, в которой приняли участие 174 компании из различных регионов России и зарубежных стран (Болгария, Великобритания, Германия, Польша, Украина, Финляндия, Швейцария). Далее на сайте Союза машиностроителей России за 2013 год нашлась информация о том, что в 12-м «Промышленном салоне» приняли участие более 120 компаний из России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
В 2014 году лидеры информационных технологий ещё не побежали с российского рынка, хлопая дверью, возможно, надеясь на то, что случилось недоразумение, которое может быть разрешено без особого кровопролития. Но медийную активность изрядно поубавили, новые технологии в РФ столь же активно, как до этого, продвигать перестали. И в 2015 году я уже нашёл время для посещения Салона, тем более, что всегда приятно вспомнить о своей старой (а может и главной) специальности.
Тогда я написал: Говорили про сложную политическую обстановку, с чем невозможно не согласиться: я такой обстановки даже и не припомню. И далее: С одной стороны выражают удовлетворение по поводу «прорыва» санкций, поскольку всё действительно современное оборудование в Салоне было представлено компаниями Mazak, Sandvik Coromant и другими представителями «западной» (включая Японию и прочие дальневосточные страны) цивилизации. С другой стороны, эти же люди славят бога за то, что случились санкции, и называют передовые технологии наркотиком, которые навязывает нам «запад».
Представитель ОАО «Кузнецов» говорил о замене устаревшего оборудования на современное, производства США, Германии, Швеции и Швейцарии.
Смотрелось всё это так, что все хотят держать нос по ветру, только не очень понимают куда ветер дует и тем более, куда подует завтра. Упоминался указ Путина, предписывающий экономике расти на 6% в год, а продукции выйти на мировой уровень по своим характеристикам.
Первое, что вспоминается на мероприятии 2018 года – это обрабатывающий центр DMG MORI с ЧПУ от Siemens и гордой надписью «Полностью признан российским производителем».

Ассортимент станков был пожиже, чем в 2015 году, но определённо был, а мой коллега по КСПО презентовал поворотные столы самарского производства.
В 2019 году признанный «российским производителем» станок DMG MORI с ЧПУ от Siemens опять присутствовал, ассортимент стал ещё жиже, однако проявился уклон в сторону импортной элементной базы, которая, в отличие от готового оборудования, продолжала быть доступной – мол, берите и делайте станки.
Выставка второго года Спецоперации разительно отличалась от всего, что было ранее. DMG MORI с Siemens покинули нас, а вместе с ними и станки с надписью «Полностью признан российским производителем». В этот раз в приветственном слове заместитель министра промышленности и торговли Самарской области Сергей Тишин пожелал участникам форума выйти на новые горизонты технологического суверенитета. Видимо, более чем полностью.
Выставлено было более полусотни единиц техники, в основном китайской. Посетители выставки могли убедиться, что укомплектованы китайские станки системами ЧПУ японских фирм FANUC и Mitsubishi, немецкой Siemens, в крайнем случае тайваньский Syntec.
В отчёте за 2024 год мне пришлось давать такую же ретроспективу, как и сейчас, поскольку смотреть было уже нечего. Однако, как в том анекдоте, оказалось, что это была белая полоса, ибо на этой выставке был всего 1 (один станок). Разумеется, китайский.

Разумеется, одним станком выставка не ограничивалась.
Была модная сегодня 3D-печать (аддитивные технологии),

была сварка ультразвуком,

были автомобили,

был катер с огромным подвесным мотором,

и был даже робот художник, рисующий портреты в режиме старых графопостроителей,

но вот того, что всегда составляло основу промышленности и с чего начинались эти мероприятия – увы. Даже по сравнению с прошлым годом.





