Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Именно так называлось мероприятие, организованное Клубом IT&Digital Директоров «я-ИТ-ы» на самарском заводе «Продмаш» 27 мая 2022 года.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

И после того, как я осмыслил всё увиденное и услышанное, мне стало понятно, что лучшего заголовка для статьи мне не придумать. Да и вообще стало понятно многое из того, что я вроде бы должен был понять значительно раньше, но то ли недопонимал, то ли не смог сформулировать. Как говорится – пазл сложился.

Ведь как нас учили в технических вузах, а потом мы сами постигали на заводском опыте. Что главное – это само изделие, независимо от его сложности. Что от ракеты нам требуется, чтобы она доставила космонавтов на Луну, а потом живыми вернула на Землю, а от ручки – чтобы она хорошо писала, и ей было удобно пользоваться. Для тех, кому пример про ручку кажется надуманным, скажу, что нас учили писать перьевыми ручками с перьями 11-го номера, и это были не авторучки, чернильницы-непроливашки (а на самом деле от резких движений чернила выливались) мы носили с собой в портфеле (ранцев тоже не было) в специальном мешочке. Не буду здесь углубляться в воспоминания, надеюсь, уже понятно, что даже самые простые вещи, которые нас сегодня окружают, появились в течение жизни одного поколения усилиями инженеров, и что без этих инженеров (исследователей, изобретателей, конструкторов) всё остальное (организация производства, маркетинг, бухгалтерия предприятия) просто не могло бы существовать.

Соответственно, всё то, что раньше было бумажным документооборотом, а сегодня является информационной системой, строится так:

  1. Конструкторская документация, которая однозначно определяет изделие с его структурой, материалами и формой деталей, допусками на изготовление и всеми остальными требованиями.
  2. Технологическая документация, которая говорит о том, как добиться исполнения конструкторского замысла.
  3. Производственная документация – на каких именно экземплярах оборудования, и в какие сроки должны быть произведены технологические операции.
  4. Бухгалтерия, кадры, безопасность, закупка и содержание оборудования – всё то, что обеспечивает выпуск разработанных конструкторами изделий в соответствии с технологией и производственным планом.

Не хочу умалять роль маркетологов, юристов, рекламщиков и всех остальных – только ведь и их деятельность будет крутиться возле того, что придумал конструктор. И если конструктор придумал то, что в принципе не работает (например, ёмобиль), то это не исправить никакой анимацией на сайте.

Иная ситуация в строительстве. Честно скажу, не знаю, как в остальном мире, но у нас основным строительным документом является смета. То есть по сравнению с машиностроением сделано всё наоборот.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Кстати, здесь отличным примером будут та самая «дорожная мебель», которую изготавливает «Продмаш». Если инженер-машиностроитель будет рассуждать в парадигме конструкция –> технология сборки и установки, то инженер-строитель (а тем более сметчик) в парадигме выполнения работ с использованием ресурсов, одним из которых является монтируемое изделие. Но это так, для справки – мы же здесь про промышленность собрались поговорить, а не про строительство.

Так вот, так система, которую я придумал в середине 80-х и которую мы с коллегами начали успешно реализовывать в начале 90-х, строилась в полном соответствии инженерной теорией и практикой.

В первую очередь конструктор вводил в систему структурированные составы изделий – что куда входит. И, разумеется, для каждой составляющей всю конструкторскую информацию. Для сборочной единицы, комплекта и комплекса (по классификации ГОСТ 2.101 «дорожная мебель» является комплексом) это свои составы изделия (следующего уровня), сборочные чертежи (кроме комплектов), текстовые документы. Для деталей – чертежи с техническими требованиями.

Второе – технология с маршрутами (цеха заготовительный, механический, термический, опять механический, гальванический…) и указанием операций с выбранными режимами.

Третье – планирование и диспетчирование производства.

Четвёртое – отображение процессов в бухгалтерском учёте с разбивкой по его регистрам.

Отдельная история с цепочками поставок, которым в современной глобальной экономике уделяется не меньше внимания, чем собственному производству, но их я опускаю, скажу только, что они точно так же подчиняются конструкторскому замыслу, как и то, что производится на месте.

Всё логично и понятно? Мне, как и любому инженеру – да, но тут на сцену выходят 1С-ники. Точнее, тут надо рассказать об истории цифровизации в нашей стране, или, если ещё точнее, о её гримасах.

Как цифровизовались те, которых «мы» никогда не любили, а сейчас не любим ещё больше? К примеру, французская компания Dassault. Сначала её инженеры с помощью программистов (или сами, постигая искусство программирования) создали программу аэродинамических и прочностных расчётов (это в моём списке было бы нулевым пунктом – НИОКР, который я здесь не рассматриваю), потом связанное с ними авточерчение, и наконец, систему CATIA. Хотя руководитель разработки CATIA Френсис Бернар говорит «создав CATIA, мы произвели полную перестройку всего производственного и бизнес процесса, предоставив интеграцию проектирования, анализа, моделирования и производства на основе единой базы данных», я уверен, что процесс шёл с двух сторон, и вторая сторона – это автоматизация перестроенных процессов.

А у нас автоматизация (цифровизация) началась с 1С-бухгалтерии, которая изначально разрабатывалась для торговли. Только, ради бога, не ругайте «лихие 90-е», инженеры у нас всегда были опущены ниже плинтуса. «Товаровед обувного отдела - как простой инженер!» - это, на минуточку, 1969 год, я ещё только школу оканчивал. И получилось так, что дом начали строить с крыши, и теперь, как говорят те, которых «мы» уж совсем не любим, «маємо те, що маємо», то есть, систему, поставленную с ног на голову. В частности, у инженеров-машиностроителей есть основной конструкторский документ под названием «спецификация», у инженеров-строителей – «ресурсная смета», и то и другое гостировано, имеет чёткие определения и правила оформления. 1С-ники это всё решили совместить и придумали новую сущность под названием «ресурсная спецификация», смысл которой в лучшем случае известен им одним. Главный ужас здесь в том, что не программисты автоматизировали задачи, решаемые инженерами, а инженерам предлагается забыть всё, чему их учили и с чем они работали, попытаться понять, что имели в виду люди, никогда не работавшие на производстве, а затем как-то адаптировать это к тем сущностям (документам), с которыми они привыкли иметь дело.

Что с этим делать, я даже не представляю: дело в том, что сегодня ИТ-шник возвышается над «простым инженером» не хуже, чем тогда товаровед, а потому ожидать от инженеров каких-то бунтов и революций не приходится. Но и от усовершенствования перевёрнутой системы тоже ожидать ничего хорошего нельзя. Сегодня к тому же ситуация усугубляется тем, что от «правильных» систем нас с одной стороны отрезают государства, где эти системы созданы, с другой – наше собственное государство настаивает на прекращении их использования, видимо, собираясь и дальше усиливать конфронтацию со всем внешним миром.

Теперь, собственно, о том, что запомнилось в выступлениях докладчиков.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Руководитель управления ИТ АО «Авиаагрегат» Илья Прилепский рассказал о Клубе – что теперь его география от Камчатки до Калининграда, что он насчитывает более тысячи членов, и всё располагает к тому, что будет расти как состав, так и активность организации.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Директор по персоналу завода «Продмаш» Юлия Васильева поделилась историей предприятия – от постройки мастерской в 1874 году через выпуск продукции для Минпромторга СССР с 1917 до 2000 годов (так было на слайде – надо не забыть рассказать ей о том, что в СССР не было Минпромторга, а после 1991 года не было СССР) к нашим дням. Но главным в этой истории была, конечно, реконструкция завода, проводившаяся с 2001 по 2004 год и успешное перепрофилирование его на выпуск «дорожной мебели» (барьерные ограждения, фронтальные ограждения (демпферы), облегченные осевые ограждения для разделения транспортных потоков, рамные опоры, перильные ограждения, остановочные павильоны, опоры и мачты освещения, дорожные знаки и стойки под них). Мне с моим авиадвигательным образованием и практикой создания высокоточных станков технология производства показалась не очень сложной: резка и гибка металлопроката, сварка, горячее цинкование. Одновременно впечатлила ритмичность, непрерывность работы: видно было, что завод живой, хорошо управляемый и не испытывающий трудности с заказами. В общем, порадовался за родной город.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Лазерная резка листа

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Профилирование полосы

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Ванны для очистки поверхностей

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Самая интересная операция – горячее цинкование. В ванну с расплавленным цинком опускаются полностью готовые элементы конструкций…

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Через некоторое время (оно зависит от марки стали и ещё некоторых параметров), это элементы достают из ванны, и, после остывания, упаковывают. На монотонных операциях используются роботы.

Через некоторое время (оно зависит от марки стали и ещё некоторых параметров), это элементы достают из ванны, и, после остывания, упаковывают. На монотонных операциях используются роботы.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Руководитель ИТ-службы завода Евгений Титов рассказал бОльшую часть того, что я описал своими словами в начале статьи: что интеграция производства с конструкторским отделом пока выглядит «грустно» (это его определение), что конструкторы сами выбирают, какой софт им использовать, а ИТ-служба только его инсталлирует, что о бесшовной интеграции пока можно только мечтать. И что за основу всего взята 1С ERP, с которой работают 2/3 его команды.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Руководитель представительства СберКорус в Поволжье Наталья Черкашина рассказала как разработать свою карту импортозамещения. Касательно «железа» речь шла, по сути, о тех же x86-х машинах на платформе Intel или AMD, но получивших статус отечественных по причине включения их в единый реестр радиоэлектроники Минпромторга. В перспективе, конечно, обещан переход и на отечественную элементную базу, но у этих перспектив нет даже общих контуров, а слова «через год всё изменится» я столько раз слышал в своей жизни, что они уже не внушают оптимизма. Что касается базового софта, то здесь импортозамещающим аналогом Windows от компании Microsoft со штаб-квартирой в США выступает Linux от The Linux Foundation, штаб-квартира которого находится также в США. Конечно, в The Linux Foundation анархии побольше, и приказать им что-то делать сложнее, и международная площадка открытого ПО GitHub заявила, что пока не планирует блокировать разработчиков из России, но здесь я бы обратил внимание на слово «пока». Конечно, имеются реально российские приложения, которыми худо-бедно можно заменить продукты лидеров мировой ИТ-индустрии, только ведь всем понятно, что особого смысла в таком импортозамещении нет, поскольку без аппаратно-программной платформы эти приложения всё равно работать не смогут.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Начальник ОИТ ООО «Роспромстрой» Александр Красавцев удивил повествованием об оптимизации раскроя листового материала.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Дело в том, что о решении этой задачи я слышал лет сорок назад и был уверен, что сегодня это такое же общее место как умножение в столбик или преобразование числа в «сумму прописью» (почему именно сумма вам никто не скажет). А вот, поди ж – кто-то ещё только осваивает это с помощью 1С.

Не меньше удивил заместитель главного инженера по развитию АСУП ООО «Пегас-Агро» Сергей Соколов историей перехода с Excel на Access.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Хотя, наверное, всё моё удивление от того, что в 80-е мне повезло с коллегами, которые объяснили принципы построения реляционных баз данных и посоветовали литературу про них. После получения таких знаний наступает понимание того, что электронные таблицы – это сделать что-то прямо сейчас «на коленке», а для серьёзной работы нужна СУБД и умение приводить таблицы к нормальным формам по Кодду.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

И вполне ожидаемый зоопарк, в котором присутствуют как специализированные приложения, так и базовые продукты, с помощью которых подобные приложения можно создавать. А самое главное – отсутствие основы из тех самых составов изделий, на которых можно строить всю систему. Вместо них в основу положено планирование производства, которое, как я упоминал в начале, в лучшем случае является третьим этажом здания информационной системы предприятия.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

По сути всё сводится к тому, что на языке АСУП называлось задачами. Разумеется, совсем на другом уровне – с удобным интерфейсом и даже со штрих-кодированием, но это только форма, содержание же осталось то самое.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Однако больше всех удивил, но уже совсем в другом смысле, заместитель ИТ-директора по инфраструктуре и сервисам компании Hoff Максим Бобылев. Его доклад был посвящён теории поколений и тому, чего от представителя каждого поколения можно ожидать.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

По его версии миллениалы – поколение героев, которому первому пришлось перейти к массовому офисному и интеллектуальному труду вместо заводов и пашен. Ну что тут сказать: мои родители окончили Львовский политехнический институт и были распределены в Куйбышев, папа в НИИ, мама в трест, оба защитили диссертации, вокруг меня с детства были те самые работники офисного (хотя тогда этот термин не употреблялся) интеллектуального труда. Сам я, хотя работал и на заводе, но в конструкторском бюро – сначала инженером-исследователем, потом инженером-конструктором, а массовые драки «люберов», о которых упоминает Максим, происходили в другом, не моём мире. И вообще СССР был большим, весьма неоднородным государством, и я уже неоднократно писал, какая пропасть разделяет жестокую Самару (Куйбышев) и мягкий интеллигентный толерантный Львов. Кстати, Википедия определяет зумеров как поколение родившихся с 1997 по 2012, так что и здесь есть какие-то разночтения. Из всех рассуждений Максима я могу согласиться только с одним: люди, которые завели страну в тупик, не смогут вывести её из тупика, для этого нужны другие люди. Но именно другие «экземпляры», а не другие поколения.

Тем не менее, сама попытка осмыслить происходящее и найти закономерности – дело хорошее, было интересно и слушать и дискутировать.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Завершала «доклАдную» часть мероприятия презентация представителя Сбера Юрия Пантелеева «Цифровая трансформация как сервис».

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Венчал мероприятие управленческий поединок, проводимый титулованной Оксаной Зибаревой, который я намеревался выиграть нокаутом, но, поскольку не получилось выбрать тему, выиграл всего лишь по очкам. У миллениала.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

----

Галопом по вычислительным Европам. Часть 2. Пути повышения IPC.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 3. Оптимизация.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 3. Оптимизация. Статья Ильи Вайцмана. 20.01.2023 г.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 4. Как накормить процессор.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 4. Как накормить процессор. Статья Ильи Вайцмана. 25.01.2023 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть третья, объединительная

Про верных русланов и их потомков

Про верных русланов и их потомков. Статья Владислава Боярова. 11.05.2022 г..