Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Именно так называлось мероприятие, организованное Клубом IT&Digital Директоров «я-ИТ-ы» на самарском заводе «Продмаш» 27 мая 2022 года.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

И после того, как я осмыслил всё увиденное и услышанное, мне стало понятно, что лучшего заголовка для статьи мне не придумать. Да и вообще стало понятно многое из того, что я вроде бы должен был понять значительно раньше, но то ли недопонимал, то ли не смог сформулировать. Как говорится – пазл сложился.

Ведь как нас учили в технических вузах, а потом мы сами постигали на заводском опыте. Что главное – это само изделие, независимо от его сложности. Что от ракеты нам требуется, чтобы она доставила космонавтов на Луну, а потом живыми вернула на Землю, а от ручки – чтобы она хорошо писала, и ей было удобно пользоваться. Для тех, кому пример про ручку кажется надуманным, скажу, что нас учили писать перьевыми ручками с перьями 11-го номера, и это были не авторучки, чернильницы-непроливашки (а на самом деле от резких движений чернила выливались) мы носили с собой в портфеле (ранцев тоже не было) в специальном мешочке. Не буду здесь углубляться в воспоминания, надеюсь, уже понятно, что даже самые простые вещи, которые нас сегодня окружают, появились в течение жизни одного поколения усилиями инженеров, и что без этих инженеров (исследователей, изобретателей, конструкторов) всё остальное (организация производства, маркетинг, бухгалтерия предприятия) просто не могло бы существовать.

Соответственно, всё то, что раньше было бумажным документооборотом, а сегодня является информационной системой, строится так:

  1. Конструкторская документация, которая однозначно определяет изделие с его структурой, материалами и формой деталей, допусками на изготовление и всеми остальными требованиями.
  2. Технологическая документация, которая говорит о том, как добиться исполнения конструкторского замысла.
  3. Производственная документация – на каких именно экземплярах оборудования, и в какие сроки должны быть произведены технологические операции.
  4. Бухгалтерия, кадры, безопасность, закупка и содержание оборудования – всё то, что обеспечивает выпуск разработанных конструкторами изделий в соответствии с технологией и производственным планом.

Не хочу умалять роль маркетологов, юристов, рекламщиков и всех остальных – только ведь и их деятельность будет крутиться возле того, что придумал конструктор. И если конструктор придумал то, что в принципе не работает (например, ёмобиль), то это не исправить никакой анимацией на сайте.

Иная ситуация в строительстве. Честно скажу, не знаю, как в остальном мире, но у нас основным строительным документом является смета. То есть по сравнению с машиностроением сделано всё наоборот.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Кстати, здесь отличным примером будут та самая «дорожная мебель», которую изготавливает «Продмаш». Если инженер-машиностроитель будет рассуждать в парадигме конструкция –> технология сборки и установки, то инженер-строитель (а тем более сметчик) в парадигме выполнения работ с использованием ресурсов, одним из которых является монтируемое изделие. Но это так, для справки – мы же здесь про промышленность собрались поговорить, а не про строительство.

Так вот, так система, которую я придумал в середине 80-х и которую мы с коллегами начали успешно реализовывать в начале 90-х, строилась в полном соответствии инженерной теорией и практикой.

В первую очередь конструктор вводил в систему структурированные составы изделий – что куда входит. И, разумеется, для каждой составляющей всю конструкторскую информацию. Для сборочной единицы, комплекта и комплекса (по классификации ГОСТ 2.101 «дорожная мебель» является комплексом) это свои составы изделия (следующего уровня), сборочные чертежи (кроме комплектов), текстовые документы. Для деталей – чертежи с техническими требованиями.

Второе – технология с маршрутами (цеха заготовительный, механический, термический, опять механический, гальванический…) и указанием операций с выбранными режимами.

Третье – планирование и диспетчирование производства.

Четвёртое – отображение процессов в бухгалтерском учёте с разбивкой по его регистрам.

Отдельная история с цепочками поставок, которым в современной глобальной экономике уделяется не меньше внимания, чем собственному производству, но их я опускаю, скажу только, что они точно так же подчиняются конструкторскому замыслу, как и то, что производится на месте.

Всё логично и понятно? Мне, как и любому инженеру – да, но тут на сцену выходят 1С-ники. Точнее, тут надо рассказать об истории цифровизации в нашей стране, или, если ещё точнее, о её гримасах.

Как цифровизовались те, которых «мы» никогда не любили, а сейчас не любим ещё больше? К примеру, французская компания Dassault. Сначала её инженеры с помощью программистов (или сами, постигая искусство программирования) создали программу аэродинамических и прочностных расчётов (это в моём списке было бы нулевым пунктом – НИОКР, который я здесь не рассматриваю), потом связанное с ними авточерчение, и наконец, систему CATIA. Хотя руководитель разработки CATIA Френсис Бернар говорит «создав CATIA, мы произвели полную перестройку всего производственного и бизнес процесса, предоставив интеграцию проектирования, анализа, моделирования и производства на основе единой базы данных», я уверен, что процесс шёл с двух сторон, и вторая сторона – это автоматизация перестроенных процессов.

А у нас автоматизация (цифровизация) началась с 1С-бухгалтерии, которая изначально разрабатывалась для торговли. Только, ради бога, не ругайте «лихие 90-е», инженеры у нас всегда были опущены ниже плинтуса. «Товаровед обувного отдела - как простой инженер!» - это, на минуточку, 1969 год, я ещё только школу оканчивал. И получилось так, что дом начали строить с крыши, и теперь, как говорят те, которых «мы» уж совсем не любим, «маємо те, що маємо», то есть, систему, поставленную с ног на голову. В частности, у инженеров-машиностроителей есть основной конструкторский документ под названием «спецификация», у инженеров-строителей – «ресурсная смета», и то и другое гостировано, имеет чёткие определения и правила оформления. 1С-ники это всё решили совместить и придумали новую сущность под названием «ресурсная спецификация», смысл которой в лучшем случае известен им одним. Главный ужас здесь в том, что не программисты автоматизировали задачи, решаемые инженерами, а инженерам предлагается забыть всё, чему их учили и с чем они работали, попытаться понять, что имели в виду люди, никогда не работавшие на производстве, а затем как-то адаптировать это к тем сущностям (документам), с которыми они привыкли иметь дело.

Что с этим делать, я даже не представляю: дело в том, что сегодня ИТ-шник возвышается над «простым инженером» не хуже, чем тогда товаровед, а потому ожидать от инженеров каких-то бунтов и революций не приходится. Но и от усовершенствования перевёрнутой системы тоже ожидать ничего хорошего нельзя. Сегодня к тому же ситуация усугубляется тем, что от «правильных» систем нас с одной стороны отрезают государства, где эти системы созданы, с другой – наше собственное государство настаивает на прекращении их использования, видимо, собираясь и дальше усиливать конфронтацию со всем внешним миром.

Теперь, собственно, о том, что запомнилось в выступлениях докладчиков.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Руководитель управления ИТ АО «Авиаагрегат» Илья Прилепский рассказал о Клубе – что теперь его география от Камчатки до Калининграда, что он насчитывает более тысячи членов, и всё располагает к тому, что будет расти как состав, так и активность организации.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Директор по персоналу завода «Продмаш» Юлия Васильева поделилась историей предприятия – от постройки мастерской в 1874 году через выпуск продукции для Минпромторга СССР с 1917 до 2000 годов (так было на слайде – надо не забыть рассказать ей о том, что в СССР не было Минпромторга, а после 1991 года не было СССР) к нашим дням. Но главным в этой истории была, конечно, реконструкция завода, проводившаяся с 2001 по 2004 год и успешное перепрофилирование его на выпуск «дорожной мебели» (барьерные ограждения, фронтальные ограждения (демпферы), облегченные осевые ограждения для разделения транспортных потоков, рамные опоры, перильные ограждения, остановочные павильоны, опоры и мачты освещения, дорожные знаки и стойки под них). Мне с моим авиадвигательным образованием и практикой создания высокоточных станков технология производства показалась не очень сложной: резка и гибка металлопроката, сварка, горячее цинкование. Одновременно впечатлила ритмичность, непрерывность работы: видно было, что завод живой, хорошо управляемый и не испытывающий трудности с заказами. В общем, порадовался за родной город.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Лазерная резка листа

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Профилирование полосы

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Ванны для очистки поверхностей

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Самая интересная операция – горячее цинкование. В ванну с расплавленным цинком опускаются полностью готовые элементы конструкций…

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Через некоторое время (оно зависит от марки стали и ещё некоторых параметров), это элементы достают из ванны, и, после остывания, упаковывают. На монотонных операциях используются роботы.

Через некоторое время (оно зависит от марки стали и ещё некоторых параметров), это элементы достают из ванны, и, после остывания, упаковывают. На монотонных операциях используются роботы.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Руководитель ИТ-службы завода Евгений Титов рассказал бОльшую часть того, что я описал своими словами в начале статьи: что интеграция производства с конструкторским отделом пока выглядит «грустно» (это его определение), что конструкторы сами выбирают, какой софт им использовать, а ИТ-служба только его инсталлирует, что о бесшовной интеграции пока можно только мечтать. И что за основу всего взята 1С ERP, с которой работают 2/3 его команды.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Руководитель представительства СберКорус в Поволжье Наталья Черкашина рассказала как разработать свою карту импортозамещения. Касательно «железа» речь шла, по сути, о тех же x86-х машинах на платформе Intel или AMD, но получивших статус отечественных по причине включения их в единый реестр радиоэлектроники Минпромторга. В перспективе, конечно, обещан переход и на отечественную элементную базу, но у этих перспектив нет даже общих контуров, а слова «через год всё изменится» я столько раз слышал в своей жизни, что они уже не внушают оптимизма. Что касается базового софта, то здесь импортозамещающим аналогом Windows от компании Microsoft со штаб-квартирой в США выступает Linux от The Linux Foundation, штаб-квартира которого находится также в США. Конечно, в The Linux Foundation анархии побольше, и приказать им что-то делать сложнее, и международная площадка открытого ПО GitHub заявила, что пока не планирует блокировать разработчиков из России, но здесь я бы обратил внимание на слово «пока». Конечно, имеются реально российские приложения, которыми худо-бедно можно заменить продукты лидеров мировой ИТ-индустрии, только ведь всем понятно, что особого смысла в таком импортозамещении нет, поскольку без аппаратно-программной платформы эти приложения всё равно работать не смогут.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Начальник ОИТ ООО «Роспромстрой» Александр Красавцев удивил повествованием об оптимизации раскроя листового материала.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Дело в том, что о решении этой задачи я слышал лет сорок назад и был уверен, что сегодня это такое же общее место как умножение в столбик или преобразование числа в «сумму прописью» (почему именно сумма вам никто не скажет). А вот, поди ж – кто-то ещё только осваивает это с помощью 1С.

Не меньше удивил заместитель главного инженера по развитию АСУП ООО «Пегас-Агро» Сергей Соколов историей перехода с Excel на Access.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Хотя, наверное, всё моё удивление от того, что в 80-е мне повезло с коллегами, которые объяснили принципы построения реляционных баз данных и посоветовали литературу про них. После получения таких знаний наступает понимание того, что электронные таблицы – это сделать что-то прямо сейчас «на коленке», а для серьёзной работы нужна СУБД и умение приводить таблицы к нормальным формам по Кодду.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

И вполне ожидаемый зоопарк, в котором присутствуют как специализированные приложения, так и базовые продукты, с помощью которых подобные приложения можно создавать. А самое главное – отсутствие основы из тех самых составов изделий, на которых можно строить всю систему. Вместо них в основу положено планирование производства, которое, как я упоминал в начале, в лучшем случае является третьим этажом здания информационной системы предприятия.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

По сути всё сводится к тому, что на языке АСУП называлось задачами. Разумеется, совсем на другом уровне – с удобным интерфейсом и даже со штрих-кодированием, но это только форма, содержание же осталось то самое.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Однако больше всех удивил, но уже совсем в другом смысле, заместитель ИТ-директора по инфраструктуре и сервисам компании Hoff Максим Бобылев. Его доклад был посвящён теории поколений и тому, чего от представителя каждого поколения можно ожидать.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

По его версии миллениалы – поколение героев, которому первому пришлось перейти к массовому офисному и интеллектуальному труду вместо заводов и пашен. Ну что тут сказать: мои родители окончили Львовский политехнический институт и были распределены в Куйбышев, папа в НИИ, мама в трест, оба защитили диссертации, вокруг меня с детства были те самые работники офисного (хотя тогда этот термин не употреблялся) интеллектуального труда. Сам я, хотя работал и на заводе, но в конструкторском бюро – сначала инженером-исследователем, потом инженером-конструктором, а массовые драки «люберов», о которых упоминает Максим, происходили в другом, не моём мире. И вообще СССР был большим, весьма неоднородным государством, и я уже неоднократно писал, какая пропасть разделяет жестокую Самару (Куйбышев) и мягкий интеллигентный толерантный Львов. Кстати, Википедия определяет зумеров как поколение родившихся с 1997 по 2012, так что и здесь есть какие-то разночтения. Из всех рассуждений Максима я могу согласиться только с одним: люди, которые завели страну в тупик, не смогут вывести её из тупика, для этого нужны другие люди. Но именно другие «экземпляры», а не другие поколения.

Тем не менее, сама попытка осмыслить происходящее и найти закономерности – дело хорошее, было интересно и слушать и дискутировать.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Завершала «доклАдную» часть мероприятия презентация представителя Сбера Юрия Пантелеева «Цифровая трансформация как сервис».

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

Венчал мероприятие управленческий поединок, проводимый титулованной Оксаной Зибаревой, который я намеревался выиграть нокаутом, но, поскольку не получилось выбрать тему, выиграл всего лишь по очкам. У миллениала.

История и цифровизация. В паутине дорог. Статья Владислава Боярова. 09.06.2022 г.

----

Информационная гигиена в эпоху интернета

Информационная гигиена в эпоху интернета. Статья Владислава Боярова. 12.08.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША»

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША». Статья Владислава Боярова. 08.04.2024 г.

Pantum в Самаре: business as usual

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.