Там, за облаками, там за облаками,
Там, там-та-рам, там-та-рам.
Маркетинговый комитет совместно с ИТ комитетом Клуба Директоров Самарской области приступил к реализации проекта, направленного на осведомленность собственников и руководителей компаний, членов Клуба Директоров, в использовании новейших ИТ технологий для развития и управления бизнесом в современных условиях.
Первое мероприятие этой серии состоялось 20 октября 2021 года в 1-м корпусе… мне очень хочется написать КуАИ, который я окончил, но сейчас он называется иначе, хотя если в поисковом запросе набрать КуАИ, поисковик выдаст именно то, что нужно.
С приветственным словом выступил директор Высшей школы международного бизнеса Самарского Государственного экономического университета Владимир Егоров – импозантный джентльмен «с усами до ушей», а потому и запоминающийся с первого взгляда. Вёл мероприятие руководитель проектного офиса команды MONT Александр Ковязин.
Первый доклад делал не менее колоритный мужчина с мимикой Луи де Фюнеса – офицер (!) безопасности MONT Игорь Собецкий.
В основном это были страшилки типа тех, что рассказывали ночью дети в пионерлагерях (самого туда ни разу не отправляли, но много слышал и читал).
Как одна девочка не послушалась папу… здесь это был владелец предприятия, пренебрёгший требованиями, но результат примерно тот же.
Давались определения, критерии классификации, хотя на самом деле для подавляющего большинства компаний ущерб может быть всего двух видов: когда владелец теряет доступ к своей информации, и когда к ней получает доступ тот, кому она не предназначена. При этом если с первым видом мне за многодесятилетнюю практику случалось сталкиваться очень (я бы сказал слишком) часто, и я даже написал по этому поводу статью, которую считаю до сих пор актуальной, то о втором виде ущерба приходилось только слышать, да и то не из первых рук.
Упомянутый докладчиком случай гибели пациентов при всей его экзотичности, как выяснилось, тоже имел причиной отсутствие доступа врачей к необходимой для лечения информации. Хотя, честно говоря, это не вызывает у меня доверия. Дело в том, что я с одной стороны знаю, как обстоят дела с информатизацией в медицине (только сейчас позвонил упоминаемый в статье доктор и попросил установить ему на этот древний компьютер драйвера для не менее древнего принтера), с другой – если данные хранятся на сервере, добежать до другой клиентской машины не такая уж задержка. Так что если в романе «Перегрузка» гибель пациента от обесточивания оборудования выглядит правдоподобно, то здесь она скорее притянута за уши.
А уж как может мне повредить утечка данных о том, что я переболел ковидом – этого я вообще не представляю. Да, я переболел, и, надеюсь, иммунитет не пропал.
Отдельный вид опасности потери данных – арест компьютеров представителями правоохранительных органов, и среди моих знакомых есть пострадавшие. Но тут уже вообще нет никаких способов уберечься – даже отсутствие обвинительного приговора не даёт гарантий возврата техники.
Директор по развитию ООО «АйЭсТи» (IST) Алексей Аршинов в своём докладе «Пять стадий принятия управленческого решения по информационной безопасности» остроумно, хотя и несколько цинично обыграл модель Кюблер-Росс. Начиная от отрицания опасности и заканчивая принятием решения о заключении договора на обслуживание с вышеупомянутой компанией. Не отрицая полезности проводимой компанией работы, всё же повторю, что самым важным остаётся понимание работы ИТ системы со стороны администрации предприятия. Наверное, это можно сравнить с работой медицины (прививками, осмотрами, лечением), и заботой о собственном здоровье. И если без таблеток среднему человеку жить можно, то без зарядки, закаливания, прогулок, чистки зубов здоровья точно не будет.
Неожиданным (хотя для меня вполне ожидаемым) поворотом стал доклад архитектора облачных решений и DevOps компании MONT Александра Новикова «Управляемая и безопасная гибридная инфраструктура».
Для начала мне хотелось бы своими словами сказать о том, откуда взялось это название и почему я считаю его таким удачным. Дело в том, что традиционно мы всегда знали, где физически хранится наша информация: на дискете, оптическим диске, на винчестере внутри компьютера. Даже когда мы в начале нулевых создавали наш сайт, то загрузили его на диск компьютера, а компьютер я своими руками поставил в помещение провайдера. А сейчас я даже не знаю где сайт территориально хостится (находится на физическом носителе) – в нашей стране или на другом краю планеты. Есть адрес, по которому я получаю к нему доступ на редактирование, есть доверие к компании, которая предоставляет мне услуги хостинга, и мне этого вполне достаточно. Тем более что для любого облачного провайдера самое главное – его репутация, поскольку реально оценить уровень надёжности пользователь всё равно не в состоянии, настолько сложно всё там устроено. И поэтому хочу я или нет… Если мы доверяем свою жизнь пилоту, машинисту, доктору, почему же мы не можем доверить свои данные специализированной фирме и снять с себя всю ответственность?
Вот этот момент и вызвал самые горячие дискуссии, даже возмущение, от которого ведущему пришлось отбиваться.
Но на самом деле это как раз говорит о том, что участники мероприятия поняли о чём идёт речь и готовы это обсуждать.
Надо только уточнить, что облака – это не только хранение данных и размещение сайтов. Существует огромное количество сервисов, предоставляемых в облаках, и число их постоянно растёт.
Разумеется, облака не решение всех вопросов и не панацея. Надо просто понимать достоинства и недостатки каждой информационной технологии и использовать их оптимальным образом во благо себе и своим партнёрам.
***
Поймал себя на мысли, что, обсуждая проблемы ИТ, в том числе и безопасность, мы подсознательно начинаем воспринимать сами информационные технологии как проблему. А на самом деле всё наоборот, ИТ приносят нам, пользу, радость, роскошь человеческого общения. Вот и на этот раз, проходя по коридору 1-го корпуса КуАИ, я увидел на фотографии лицо человека, которого здесь увидеть никак не ожидал – профессора МГИМО Ивашковского. Казалось бы, где я и где кафедра экономической теории МГИМО. Но дело в том, что Станислав Николаевич, как и я, родился и провёл детство во Львове, а всех львовян объединяет любовь к родному городу. Потому в какой-то момент мы нашли друг друга в Фейсбуке (вот они, ИТ!) и поддерживаем связь. А в Самаре он, как выяснилось (я ему тут же написал, а он ответил), бывает регулярно с лекциями. Так что есть большая вероятность увидеться, а уж что показать гостю Самары я хорошо знаю.