И твердь земную переспорив,
Достичь прибрежной полосы
И утопить в пучине моря
Свои японские часы!
Иваси, «Время»
Это, конечно, про часы нашего сегодняшнего героя, которые выпускались под торговыми марками Seiko и Orient, были мечтой любого советского человека, но для большинства так мечтой и оставались. На рынке у фарцовщиков цена доходила до 400 рублей (это когда билет на трамвай стоил 3 копейки), а в магазинах их, естественно, не было. Компания Seikosha, производившая эти часы, была основана в 1892 году, а производству принтеров обязана заказу официальных секундомеров для проводившейся в Токио олимпиады. Мне эта олимпиада запомнилась драматической борьбой за золотую медаль двух великих штангистов: Юрия Власова и Леонида Жаботинского. Поскольку оба они были не только из СССР, но и из Украины (УССР), то никакого политического контекста в этом соперничестве не было, чистый спорт, только ничем не омрачённое боление: сможет «новичок» свергнуть с пьедестала короля штанги или нет.
При чём здесь принтеры? Дело в том, что компания Suwa Seikosha (так она называлась в то время) решила удивить мир, оснастив свои секундомеры принтерами, которые бы «в реальном времени» распечатывали результаты.
Тут я опять вспоминаю нашу историю: мог ли советский часовой завод по собственной инициативе разработать принтер, а потом и вовсе сделать принтеры своей основной продукцией? Вопрос, конечно, риторический, но ответ на него даёт и более общий ответ о том состоянии, в котором пребывала промышленность СССР.
Собственно, с этого и началась работа компании с изображениями (твёрдыми копиями), которая сделала бренд Epson даже более известным, чем Seiko.
Так, идя от одного успеха к другому, к сегодняшнему дню компания Epson подошла уже со слоганом «EXEED YOUR VISION» – видеть больше.
К работе с «твёрдыми копиями» – принтерам и сканерам, добавились проекторы и видеоочки для дополненной и виртуальной реальности. Есть у компании Epson часы – но уже не простые, а со встроенным датчиком GPS, акселерометром и прочими компонентами, помогающими в занятиях спортом.
Много лет назад, после феноменально успешных матричных принтеров (кто же из ветеранов ИТ не работал на принтерах серий LX и FX), Epson поставил на струйную печать – и в последние годы стал лидером в этом сегменте.
Некоторое время считалось, что для монохромной печати больше подходят лазерные принтеры, а удел струйных – цвет, однако компания Epson сумела опрокинуть и этот стереотип, создав широчайшую линейку монохромных струйных принтеров и МФУ с различными интерфейсами.
Само собой, есть и цветные устройства.
Стабильное качество печати обеспечивает технология компенсации забитых дюз. Конечно, её возможности не безграничны и когда-то всё равно придётся обращаться в сервис, однако она позволяет оттянуть этот момент.
Стремление к удешевлению процесса печати потребовало контейнеров с чернилами больших объёмов: наиболее производительные устройства делают до 84 000 отпечатков с одного комплекта чернильниц.
Есть модели принтеров и с неподвижной головой во всю ширину листа – технология Epson PrecisionCore позволяет печатать со скоростью до 100 страниц в минуту.
Отдельный сегмент – широкоформатные устройства с шириной бумаги до 64” (1625 мм) для чертежей и баннеров.
Серия EPSON SURECOLOR – это точнейшая цветопередача, самое широкое покрытие палитры Pantone на рынке цифровых широкоформатных принтеров, обеспечиваемое чернилами 11 цветов.
Часть моделей этой серии идут со спектрофотометром в комплекте, для других он прилагается как опция.
И когда, казалось бы, идеал достигнут, в ход идёт ещё одна технология: нанесённые на бумагу разноцветные чернила, создающие неровную поверхность, покрываются слоем прозрачных сероватых чернил (light black), что не только делает поверхность ровнее, но и дополнительно проявляет детали.
У инженерных принтеров задачи другие: здесь не так важна цветопередача, как чёткость и производительность.
Картриджи объёмом до 0,7 литра обеспечивают низкую стоимость отпечатка.
И это не всё: есть специальные принтеры для фотолабораторий Epson SURELAB, есть системы долива чернил (так и захотелось написать «после отстоя»), есть сублимационные принтеры, позволяющие переносить изображение на любые материалы (одежду, посуду, декор). Есть принтеры, непосредственно печатающие на ткани. Наконец, в прошлом году появились принтеры, печатающие флуоресцентными чернилами.
Впечатляет широта охвата рынка и количество моделей – ощущение такое, что пожелай покупатель «такого же, но с перламутровыми пуговицами», и обязательно будет.
Не менее впечатляющих успехов компания Epson добилась на рынке проекторов.
Ещё одна важная цифра: 95% матриц для всех производимых в мире проекторов изготавливает Epson. Лампы и микросхемы, обеспечивающие работу проектора, у компании Epson тоже свои.
В 2019 году компания Epson прекратила выпуск проекторов с разрешением 800*600, и теперь минимальное разрешение 1024*768. Надо также помнить, что формирование изображения в проекторе больше напоминает таковое в ЭЛТ (имеется оптический тракт), чем на ЖК-панелях, поэтому и пропорции не так вытянуты, как у современных смартфонов или телевизоров. В последнее время в номенклатуре Epson появились проекторы Full HD с соотношением сторон 16:10, но, зная принцип действия любого проектора, понимаешь, что такая вытянутость, в отличие от экранов мониторов и смартфонов, даётся не «бесплатно».
При этом используется так же собственная, разработанная компанией Epson, технология 3LCD, дающая наиболее высокую цветовую яркость.
Как и с принтерами, здесь широкий модельный ряд: от мобильных до инсталляционных. На фото – проектор Epson, установленный в самарской гостинице Лотте.
Ультракороткофокусные проекторы, позиционируемы для использования в образовании, могут быть поставлены в составе готового решения с датчиком касаний, размещённом в одном блоке с проектором. Такой датчик делает любую поверхность интерактивной,
а «квадратность» пропорций изображения большинства проекторов легко исправляется установкой нескольких аппаратов.
Мне приходилось сталкиваться с проблемой передачи изображения из одного зала в другой. Проблему решили, но у Epson есть штатные компоненты, что сильно упрощает задачу.
Потрясающее количество опций у топовых моделей: сменные объективы, автоматическая калибровка, и даже встроенная камера для передачи изображения сервисной службе – чтобы заметить ухудшение раньше, чем заказчик.
Ещё одно направление – очки дополненной реальности. Моделей пока немного, поскольку не очень понятны области применения.
То есть, формально они заявлены, работы ведутся, и я неоднократно видел демонстрации, но оставалось ощущение, что задача решается и без них. С другой стороны, мы раньше и без компьютеров (принтеров, проекторов) жили, и тоже поначалу многим было непонятно к чему такое сложное и дорогое оборудование.
Мероприятие, которое компания Epson провела 11 марта 2020 года в Самаре, получилось интересным и познавательным.
Отдельная благодарность региональному менеджеру Epson по Приволжскому федеральному округу за профессионализм и контакт с залом.