10 декабря 2019 года компания IBM совместно с RRC Group провели в Самаре «IBM Business Partners Interconnect 2019».
Поначалу я даже расстроился, поскольку мероприятие было не техническим, а откровенно маркетинговым: про цены, скидки, бонусы – к тому же меня предупредили, что многое из сказанного не подлежит публикации для неопределённого круга лиц, а является информацией исключительно для партнёров.
Однако всё оказалось не так скучно, а местами даже увлекательно.
Прежде всего, IBM решила серьёзно потеснить конкурентов на рынке СХД и предлагает такие цены, что когда те из партнёров, кто ими уже воспользовался, называли цифры тем, кто ещё не воспользовался, у последних на лице было написано желание сорваться прямо с мероприятия и успеть, пока цены ещё не подняли. А в том, что долго такие цены просуществовать не могут, это очевидно: рынок есть рынок, и чудес там не бывает. Не может продукция «голубого гиганта» постоянно продаваться дешевле, чем аналоги от HUAWEI или HITACHI, привлекли к себе внимание, подманили покупателей – а дальше надо нормально зарабатывать.
Но главное, о чём шёл разговор, это этика ведения бизнеса. Для компании такого размера и с такой историей репутация стоит на первом месте, и её представители откровенно говорили о том, как они эту репутацию поддерживают и укрепляют.
Прежде всего, это сотрудничество с клиентами в целях минимизации нормативно-правовых и иных рисков. В частности, IBM может продавать своё оборудование как под собственным брендом, так и «без знаков различия», в наше сложное время иногда это может вывести покупателя из-под удара.
Это же касается ПО IBM: в необходимых случаях компания передаёт российскому партнёру исходные тексты, которые тот правит, компилирует и превращает в законченный продукт. Что-то вроде давно забытого «Фотона» или «ОС РВ»… ну что поделать, если мы возвращаемся во времена, о которых новое поколение может узнать только из наших воспоминаний. Но здесь есть и разница: если тогдашние советские продукты были просто ворованными, то нынешние продукты являются результатом полного непротивления сторон.
Самый интересный, на мой взгляд, вопрос, который рассматривался на этом мероприятии, был о преференциях вендора своим партнёрам. О том, что каждый вендор даёт партнёрам скидки от прейскурантной цены, было известно всегда, но это обычно трактуется как некий формальный механизм: чем больше объёмы продаж, тем эти скидки больше.
На самом деле всё оказалось намного сложнее. Сложность комплексных решений, реализуемых на базе СХД корпоративного класса и другого «тяжёлого» оборудования такова, что результат сильно зависит от квалификации и опыта разрабатывающей и реализующей это решение ИТ-компании. В свою очередь этот результат сказывается на репутации вендора: смотрите, эта ИТ-компания использовала оборудование вендора А, и у них всё классно, а та – вендора Б, и всё намного хуже.
Поэтому в IBM существует глубоко продуманная и эффективная система поддержки тех партнёров, которые умеют извлекать максимум возможного из оборудования, понимая при этом требования заказчика и удовлетворяя их. Поэтому, хотя на первый взгляд кажется, что IBM «подсуживает» одному из участников тендера, позволяя заявить ему минимальную цену проекта, на самом деле в конечном счёте это забота о конечном пользователе, который получает за свои деньги именно то, что ему нужно.
Разумеется, кроме «судейской» работы компания IBM выступает ещё и как «тренер», проводя обучение своих партнёров, передавая оборудование на тестирование, а главное – стремится получить обратную связь от конечных пользователей оборудования, которая с одной стороны позволяет совершенствовать собственные решения, с другой – лучше оценивать качество их внедрения. И во всём этом ей помогает в качестве дистрибьютера RRC Group.
Конечно, во всём этом много закрытой информации, которая доступна только партнёрам IBM, но мне хотелось бы донести саму идею и, хотя бы частично, тот уровень сложности, на котором работает современный глобальный бизнес. Потому что сегодня требуется не просто создать хороший продукт и тиражировать его с должным качеством, но и обеспечить его эффективное использование, в том числе через работу с партнёрами, а сама эта работа должна быть не только эффективной, но и прозрачной, и безукоризненно честной.
Валерий Комов, IBM HW Channel Leader for Russia/CIS
Сергей Букин, IBM Systems Hardware Engineer
Максим Галкин, Systems HW Channel Management Central & Eastern Europe (CEE), IBM
Борис Кузьмин, IBM
Сергей Матросов, IBM
Александр Шустов, IBM
Дамир Гибадуллин, МСК Групп
Игорь Горбунов, Комбридж
Константин Хлобостов, руководитель самарского офиса компании «Комплит»