Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

For want of a nail the shoe was lost,
For want of a shoe the horse was lost,
For want of a horse the rider was lost,
For want of a rider the battle was lost,
For want of a battle the kingdom was lost,
And all for the want of horseshoe nail.

Символично, что мероприятие 18 декабря 2018 года, связанное с импортозамещением, проводилось в ресторане на воде «Скрябин»,

Импортозамещение пишем – импортонезависимость в уме? Статья Владислава Боярова.

Импортозамещение пишем – импортонезависимость в уме? Статья Владислава Боярова.

названного так не непосредственно по имени композитора, а по имени парохода, названного именем композитора в романе «Двенадцать стульев».

Импортозамещение пишем – импортонезависимость в уме? Статья Владислава Боярова.

Потому что через весь роман проходила тема сегрегации, отделения одних от других.

Импортозамещение пишем – импортонезависимость в уме? Статья Владислава Боярова.

«Пиво только членам профсоюза» (правда, это из другой книги дилогии) - это только одно из многочисленных высказываний на эту тему. Возможно, тогда это казалось авторам пережитком царизма, который делил людей на сословия, однако много лет спустя эта же тема обыгрывалась в фильме «Кин-дза-дза», что наводит на мысль о неразрешимости этой проблемы в нашей стране, как бы она не называлась, какая бы идеология ни была государственной, и на каком уровне технического развития мы бы ни находились. Характерная черта всех этих дифференциаций-сегрегаций – искусственность, которая очень хорошо передана в другом эпизоде этого же фильма.

Кстати, в этот же день о дифференциации советских людей на номенклатуру и остальных рассказала в своей передаче «Статус» Екатерина Шульман, подчеркнув крайнюю искусственность и неопределённость этой дифференциации: «если у вас есть эта трудно определяемая элита, которая при этом не является, скажем, финансовой верхушкой, промышленными воротилами и вообще, какой-то элитой, скажем, финансово-экономической, а которая является… то есть если у вас есть некий список людей, куда нельзя попасть, не будучи согласованным где-то там, то это вот, собственно говоря, и есть номенклатура».

По сути всё это нынешнее импортозамещение с его критериями отечественности из этой же серии.

Мы же всегда знали, что на самом деле произведено у нас и что нет. Более того, никто давно уже не скрывает, какая часть работы по созданию и/или тиражированию продукта выполнена в РФ и какая за её пределами. А приход глобализации и открытие границ привнесли массу новых ситуаций. Например, когда продукт разрабатывается гражданами РФ на территории РФ, но в рамках работы на иностранную компанию, а потому и принадлежит иностранной компании. При этом те же специалисты могут преподавать в российском вузе и передавать свои знания и опыт, приобретённые в иностранной компании, подрастающему поколению россиян. Впрочем, и иностранным студентам тоже.

Всё это ничем не скованное разнообразие, которое процветало у нас многие годы, теперь решено подвергнуть сегрегации и отделить отечественные продукты от иностранных. При этом всем известно, что в РФ не существует собственных компаний, которые бы создавали процессоры с чипсетами, оперативную память и энергонезависимые устройства хранения информации: HDD, SSD, флешки различных форм-факторов. Однако, поскольку отказаться выполнять задания руководства государства нельзя, пришлось придумать такие правила, при выполнении которых продукт, созданный на иностранной платформе (прежде всего, конечно, на платформе Intel), всё равно считался бы отечественным. Приводить эти правила и условия я здесь не буду, хочу только порассуждать об общих целях этих инициатив.

В принципе таких целей может быть две: экономическая эффективность и независимость от внешних поставок. С учётом политического контекста, в котором принимались решения (как я ни пытался увернуться, но пришлось об этом сказать) и сопровождающей эти решения риторики, первую цель придётся отмести. Но вторая цель, в отличие от первой, может быть выполнена только при стопроцентном переходе на отечественные продукты (компоненты, материалы, технологии – до последнего гвоздя), при этом подразумевается, что все они (или хотя бы главные из них) должны быть не хуже и не дороже, чем у мировых лидеров. Конечно, было бы здорово вот так взять и оказаться во всём впереди планеты всей, и тогда можно было бы вообще ни на кого не обращать внимания и диктовать миру свою волю… но сначала, наверное, надо всё это сделать, а потом уже и смысла не будет в этих законах и постановлениях – кто же будет покупать за границей то, что можно купить у нас дешевле и выше качеством? Отсюда следует, что вся эта затея с импортозамещением (а фактически с импортонезависимостью) в ИТ обречена на провал, и всё, что мы видим – это создание правил, позволяющих некоторым способом представлять импортный продукт как отечественный. То есть, к примеру, обычный самосборный компьютер будет продуктом импортным, а он же, но оформленный по новым правилам (косметические доработки относятся к ним же) – лёгким движением руки превращается в отечественный. На заре компьютеризации мы это видели сплошь и рядом, когда какой-нибудь текстовый редактор Multi-Edit компании American Cybernetics внезапно превращался в отечественный Фотон, а Philishave в Харкiв, но тогда это списывалось на советские традиции.

Нынче же это требование сверху. И, как следствие, появились компании, которые преуспевают в деле выполнения этих правил и занимаются поставками такого условно российского оборудования, формально соответствующего предъявляемым государством требованиям. Осуждать их за это – всё равно, что осуждать персонажей «Золотого телёнка», объявляющих себя членами профсоюза, или пришельца-прораба с грузином из фильма «Кин-дза-дза», за то, что они надели цаки и делают «Ку!». Как сказано в том же фильме, «Плюк – чатланская планета, поэтому мы, пацаки, должны цаки носить».

На бизнес-завтраке, состоявшемся в упомянутом ресторане «Скрябин», рассказывалось о таком импортозамещении, проводимом НПП МАЯК. Мне и ранее приходилось встречать подобную информацию, но если тогда она подавалась с большим знаком вопроса, то теперь стало ясно: всё задуманное НПП МАЯК сумело реализовать, отечественное происхождение продуктов, реализуемых компанией, подтверждено сертификатом.

Импортозамещение пишем – импортонезависимость в уме? Статья Владислава Боярова.

И что здесь важно (а я специально спросил об этом генерального директора НПП МАЯК Александра Кукуджанова) иностранные производители вовсе не возражают против таких метаморфоз с их оборудованием.

Импортозамещение пишем – импортонезависимость в уме? Статья Владислава Боярова.

То есть для них, конечно, лучше бы работать на цивилизованном рынке, понимать проблемы конечных пользователей и реагировать на них, но сейчас выбор у них невелик: либо так, либо никак. При этом следует отметить, что такая схема может работать только в том случае, если условные запреты вводятся со стороны РФ. Если же такие запреты (уже не условные, а настоящие) будут введены с той стороны (т.е. появится что-то вроде прекратившей своё действие на волне Перестройки поправки Джексона-Вэника), все эти ухищрения не будут иметь ровно никакого значения и весь этот импорт (какая им разница как он оформляется на российской стороне, им эти все наши игры в импортозамещение сами понимаете где), проходящий сегодня под видом импортозамещения, будет перекрыт. Начиная с процессоров, без которых всё остальное станет грудой железа.

Но это если вникать в суть вещей. В практическом же плане НПП МАЯК предлагает тем, кому предписано покупать только отечественное, очень широкую линейку оборудования: уже упомянутые (точнее, на которые была дана ссылка) серверы ОКА (в девичестве), в том числе, и в топологии «суперкуб».

Импортозамещение пишем – импортонезависимость в уме? Статья Владислава Боярова.

Системы хранения данных для суперкомпьютеров ОКА-ПАРАСТОР обеспечивают объёмы хранения уровня экзабайтов.

Магистральные и пограничные маршрутизаторы третьего уровня для СПД, выпускаемые под брендом БАЙКАЛ (в девичестве Juniper и не имеющие никакого отношения к отечественным процессорам Байкал на ядрах от Imagination Technologies), имеют максимальную производительность до 10 Тбит/с.

Для ЦОД предлагаются агрегирующие коммутаторы АМУР с поддержкой PoE.

Теперь об инфраструктурных решениях, которые уж точно являются творением отечественных инженеров, 20 лет проработавших в западных вендорских компаниях и набравшихся там опыта, который из них уже не выбьют никакие санкции и антисанкции.

Импортозамещение пишем – импортонезависимость в уме? Статья Владислава Боярова.

НПП МАЯК предлагает помощь в разработке проектов, логистику и склады готовой продукции, стандартную и расширенную гарантию (и не страшно, если даже порвётся цепочка, связывающая потребителя с реальным вендором – МАЯК берёт все риски на себя), SLA-договоры, корпоративное обучение, демо-стенды и пилотные испытания. Об этом рассказала Елена Северина - директор по развитию бизнеса НПП МАЯК.

Импортозамещение пишем – импортонезависимость в уме? Статья Владислава Боярова.

Далее Александр Кулиджанов показал один из таких проектов: виртуализированную инженерную систему «МАЯК БМС» (BMS - building management system, система управления зданием). В этом проекте предлагается объединение традиционных разрозненных подсистем (противопожарной, контроль доступа, контроль управления электропитанием, освещение, лифты и пр.) объединить в интеллектуальное здание. Это тот самый интернет вещей, про который сейчас много говорят, но когда доходит до дела, зачастую всё сводится к датчикам, выведенным в интернет.

Импортозамещение пишем – импортонезависимость в уме? Статья Владислава Боярова.

Если говорить даже об одной только безопасности, то такая система сначала не позволит злоумышленнику войти в здание. Если пройдёт (как мы знаем, не бывает серебряной пули), то лифт не повезёт его на нужный ему этаж. Повезёт – значит, он не сможет войти в офис. Войдёт – не сможет включить компьютер, поскольку на него не подано питание. И так далее.

Экономия на ресурсах (электричество, вода и пр.) при повышении уровня комфорта работы сотрудников – это само собой.

Важно, что НПП МАЯК не просто декларирует добрые намерения, и не только имеет квалифицированных специалистов для реализации таких систем, но в его широчайшей номенклатуре присутствуют компоненты на все случаи жизни, например, для медицинских учреждений.

Импортозамещение пишем – импортонезависимость в уме? Статья Владислава Боярова.

Директор по развитию бизнеса RRC Михаил Назаров рассказал о российской системе хранения данных (СХД) Aerodisk.

Импортозамещение пишем – импортонезависимость в уме? Статья Владислава Боярова.

Остаётся только сказать огромное спасибо директору компании «Ком.бридж» Дмитрию Чеканову за прекрасно организованное мероприятие и пожелать нам всем, чтобы ни в наступающем 2019, и в последующих за ним годах настоящие санкции нас бы не накрыли. Очень жаль будет потерять все отечественные наработки, да и многих специалистов мы тогда не досчитаемся.

Импортозамещение пишем – импортонезависимость в уме? Статья Владислава Боярова.

----

Информационная гигиена в эпоху интернета

Информационная гигиена в эпоху интернета. Статья Владислава Боярова. 12.08.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША»

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША». Статья Владислава Боярова. 08.04.2024 г.

Pantum в Самаре: business as usual

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.