24 и 25 октября 2018 года компания OCS провела в казанском Иннополисе VII Всероссийский форум инновационных технологий Digital Innovstion Forum – DIF 2018. 24 октября был DIF FORUM DAY (бизнес-форум), 25 октября - DIF FACULTY DAY (образовательный проект). Для тех, кто не смог поехать в Казань, в самарской гостинице Холидей Инн
был организован филиал с телемостом, где желающие могли виртуально поучаствовать в работе форума.
Форум собрал более 1000 участников, более 300 IT-компаний из более 50 городов России, и всё это было на более 3000 квадратных метров площади.
Поначалу я не мог понять, что же мне напоминает аббревиатура DIF, где я видел подобное, и только сейчас выстрелило – IDF – Intel Development Forum, на котором мне повезло побывать в 2005, 2006, 2010 и 2011 годах. И в этой «преемственности» есть своя логика. Процессоры Intel являются теми кирпичиками, из которых построено почти всё здание информационных технологий. И долгое время почти всё внимание было обращено на них: о, появилось новое поколение, надо срочно делать апргейд, чтобы работа стала эффективнее. Однако со временем вычислительная производительность достигла такого уровня, что «обычного пользователя» стал удовлетворять «обычный процессор» («обычный компьютер»), и взоры обратились к решениям: программным, инфраструктурным, социальным. А с появлением облаков и облачных сервисов «железо» отдалилось от пользователя настолько, что он в принципе не может знать, на чём исполняются приложения, которые он использует – хотя бы те же «Одноклассники». Затем пришла очередь корпоративных пользователей: при аренде облака (по недоразумению называемые в русском языке «публичными» (Public Cloud)) ИТ-службе компании арендатора тоже совсем неважно знать, на каком железе арендодатель будет запускать сервисы, оговаривается только то, что на выходе, некая видимая часть айсберга.
Открывающий форум вице-президент OCS Алексей Рудым сказал, что их целью было объединить на мероприятии всех участников цепочки, от производителей до потребителей. И, как обычно, стал рассказывать истории из своей жизни. Например, о том, что не все вызовы надо принимать. Рассказывал он это на примере своего желания прыгнуть со скалы в воду – оказалось, что там есть только одно место с достаточной глубиной, всё остальное, верная гибель.
Знакомая ситуация. В 1968 году я был в Алжире, и там, где мы жили, тоже было только одно такое место, да и то после входа в воду надо было извернуться, чтобы не пропахать пузом по камню с морскими ежами. В общем, получилось, хотя несколько иголок всё же пришлось достать.
На нашей стороне участников приветствовала Ольга Кеклис,
которая дала слово представителю ГКУ СО «РЦУП» Кириллу Авдееву.
Кирилл рассказал о запуске ЦОДа в технопарке «Жигулёвская долина»: 6 машинных залов, вмещающих 326 стоек до 20 кВт каждая. Локальная сеть имеет пропускную способность 40 Гбит/с, подключение к внешним каналам до 60Гбит/с. Надёжность работы по TIER 3.
Олег Гоголев, эксперт по управлению ИТ-инфраструктурными проектами, коммерческий директор «Аксус-Интеграция», убеждал в целесообразности использования ИТ как сервиса. Подключение к арендуемым облакам, которые представляет его компания, избавляет заказчика от необходимости покупать оборудование, устанавливать на своей площадки и заниматься его обслуживанием. Достаточно подключить клиентские устройства (десктопы, ноутбуки, планшеты, смартфоны) к интернету, а все необходимые для работы ресурсы предоставит «Аксус-Интеграция». Важно и то, что подключаться к интернету можно из любого места: из офиса, из дома, из гостиничного номера – в любом случае ресурсы будут предоставлены.
После выступления Гоголева на экране из Казани появился вице-президент и глава российского отделения компании Cisco Джонатан Спарроу.
Он поддержал инициативу под названием «цифровизация» и дал ей определение как «использование данных для оптимизации существующих процессов». Я специально выделил слово существующих, чтобы подчернить, что никаких чудес от цифровизации ожидать не следует: если до цифровизации делали топоры, то и, цифровизовавшись, будете делать те же топоры. А для того, чтобы производить конкурентоспособную продукцию собственной разработки, нужно совсем другое.
Разумеется, цифровизация поможет принимать на основе реальных данных более правильные решения, обеспечит сотрудникам мобильность (о чём только что говорил Олег Гоголев), предоставит возможности совместной работы тем, кто находится далеко друг от друга, но главное, чтобы существовала сама деятельность, которую можно цифровизовать. А недавняя ликвидация в Самаре подшипникового производства и очень сложное положения авиастроительного завода никак не вызывают оптимизма.
Потом в Иннополисе состоялась панельная дискуссия, в которой планировалось участие и самарской площадки, но наши движения отображались на мониторах в Казани примерно через минуту, что не позволяло вести диалог между городами.
Конечно, если бы использовались решения Cisco, обеспечивающие эффект присутствия, такого бы не случилось, но похоже, их решили импортозаместить.
http://www.sptc.ru/images/articles/cisco_files/2007062306.jpg
На дискуссии в Казани обсуждалось цифровое государство. Что само это понятие размыто, и надо бы его уточнить.
И как проводить цифровизацию: снизу или сверху. Мне очень хотелось сказать, что в этом плане цифровизация имеет сходство с автомобилизацией. Снизу – это покупка гражданами автомобилей, обучение водителей, сервис и всё то, что под силу отдельным гражданам или фирмам. А вот дорожная сеть – это только сверху, тут граждане могут только способствовать смене власти, которая не справляется со своими задачами, да и то, если у граждан есть такая реальная возможность. Следует вспомнить, что компьютеризация, привыкание граждан к мысли о желательности и даже необходимости иметь компьютер (а нынешние смартфоны в этом смысле, разумеется, тоже являются компьютерами), организация производства (сборки) десктопом, обучение и сервис – всё это проходило без заметных действий со стороны государства. Когда в 2006 году Министерство информационных технологий и связи РФ совместно с Почтой России объявили программу «Компьютер в каждый дом», это было больше всего похоже на создание преференций определённым производителям, но даже этого не случилось – так силён был тогда свободный рынок. И интернет в каждом доме тоже появился благодаря стараниям бизнеса: сначала у нас был коммутируемый доступ от самарской фирмы «Крафт-С», потом выделенка от «Дом.ру». Некоторое время между ними у нас был ADSL от «Ростелекома» («Волгателекома») – это когда частных провайдеров не пускали на АТС, а тянуть оптику было ещё рано (не набиралось абонентов), но этот период с фактической монополией «Ростелекома» был не очень длинным.
А от государства я ожидал совсем другого, и частично эти ожидания воплотились в Госуслугах. Но очень частично.
Собственно, эту же мысль, только другими словами высказали представители Эстонии, которая намного дальше России продвинулась в этом направлении. У них только две вещи нельзя сделать без личного участия (не за компьютером): вступить в брак и оформить сделки с недвижимостью. И, похоже, здесь проблемы не в отсутствии технических решений .
Было сказано и об имеющемся у каждого гражданина Эстонии идентификатора (не налогового или пенсионного, а единого – именно идентификатора гражданина), рассказали, что у государства есть уникальная функция, которой больше не обладает ни один участник цифровизации – это выработка правил.
От российских участников прозвучала мысль, что для построения цифрового (с электронным, похоже, покончено, хотя в чём разница я не понял) государства различные госструктуры должны договариваться между собой, но мне представляется, что это тупик: налоговая с пенсионным будут вечно выяснять какой идентификатор главнее: ИНН или СНИЛС. Мой опыт работы на большом предприятии говорит, что так дела не делаются. Руководитель, конечно, собирает совещания (техсоветы и пр.), но в финале сам принимает решение, которые службы обязаны выполнять. Думаю, что как только в государстве появится такой руководитель, так дело и пойдёт.
И опять эстонцы меня заочно поддержали: главное, говорят, это политическая воля государства. И тогда уже нет нужды договариваться, надо просто выполнять требования.
Постоянно приходится слышать об успешных стартапах вроде Uber или Gett, которые сумели стать большими благодаря использованию цифровых технологий, вот и на этот раз Алексей Рудым посетовал, что нет таких в России. На самом деле в России множество служб такси работают точно по таким же технологиям, а наши ижевские товарищи написали прекрасный софт Лайм.Такси, который эти службы используют. А что много маленьких, а не одна большая – так разве это проблема?
На нашей площадке слово вновь взял Кирилл Авдеев, уже в рамках дискуссии: «цифровое государство – это умение работать с данными». Тут уже я не выдержал и сказал, что дело государства – строить структуры данных, а не просто уметь работать.
В частности, назначать реквизиты. Например, в украинском «основном» паспорте дублируют фамилию и имя на латинице, а потом с паспорта эту латиницу копируют во все остальные документы. Потому что вместе со строчками в «бумажном» паспорте эти поля обязательно появляются и в структурах данных. В паспортах РФ таких строчек нет, поэтому в документах, где требуется латиница, каждая служба, выпускающая документ, транлитерирует фамилию и имя по-своему. Но если паспорт – дело федеральное, то название улиц – чисто самарское, а здесь тоже бардак: на одной табличке одно, на другой другое.
Неожиданно очень эмоционально выступил Дмитрий Лимов, спросив мнение представителей власти о тех законах, которые, по его (да и по моему, если честно) мнению вредны. В частности, это знаменитый 152-ФЗ «О персональных данных». Если раньше гражданин просто заполнял бланк, то теперь к этому бланку добавился второй, где гражданин даёт свой согласие на обработку персональных данных. Засада в том, что, не дав такого согласия, гражданин не получит и то, зачем пришёл: посылку на почте, медицинскую помощь в поликлинике и пр. Получается примерно то же, как если бы гражданам официально разрешили не иметь паспортов: дома ты сидеть без паспорта сможешь, только вот никаких действий как гражданин, произвести не в состоянии. Вопросы эти были, конечно, чисто риторическими: мы с Лимовым не надеялись получить ответы, и мы их не получили.
Поскольку компания OCS является дистрибутором, значит должны быть и вендоры.
Денис Моисеев рассказал о камерах, производимых компанией HikVision. Собственно, это не камеры в обычном понимании, которые фиксируют изображение, а интеллектуальные системы, которые определяют, когда человек упал, когда он праздно шатается по магазину вместо того, чтобы делать покупки, когда вошёл в некую зону и пр. Эти камеры могут подсчитать количество людей в очереди, распознать госномера на автомобиле, парковку в неположенном месте. Эти возможности определяются прошивкой, поэтому кроме аппаратного исполнения камеры (для установки внутри помещений или на улице, фиксированная или поворотная) при заказе следует уточнять, что именно от камеры требуется.
В системах HikVision используются малоизвестные широкой публике процессоры Intel Movidius.
Не сказать, что остальные процессоры Intel отстают в развитии, но сейчас принято называть искусственным интеллектом решения, связанные с компьютерным зрением, нейронными сетями, распознаванием образов и всем, что с этим связано. В принципе, все эти задачи решаются и на серверах стандартной (то есть тот же Intel) архитектуры, но если их нужно решать непосредственно на периферии, не загружать линии связи и мощные ЦОДы, тогда нужен именно Movidius.
Источники бесперебойного питания от Legrand, компании, которую мы знаем в первую очередь по кабель-каналам и прочим монтажным аксессуарам – это представитель компании в Самаре Антон Левин.
PFU является подразделение компании Fujitsu, но настолько обособленным, что на визитке её представителя Антона Фролова «Fujitsu» можно увидеть только в адресе – и никакого намёка на корпоративные цвета и оформление.
Страниц со сканерами на сайте Fujitsu две – одна с корпоративным оформлением,
другая со «своим».
Мы уже привыкли к тому, что сканеры стали частью МФУ, но эти сканеры особенные: серия fi - с автоматической подачей документов и производительностью до 260 изображений в минуту, обеспечивая объёмы сканирования до 100 000 страниц в день. Серия ScanSnap – для специфических условий работы. Протяжной сканер iX100 со встроенным аккумулятором позволит сканировать автономно и передавать изображение по беспроводным сетям,
проекционный SV600 – сканировать развороты книг, и другие объекты, которые не поместить в обычные аппараты.
Вместе с тем PFU, называясь дочерней компанией Fujitsu (хотя дочь, похоже, приёмная), позиционирует себя не как производитель сканеров, а как компания, специализирующаяся на решениях по управлению документооборотом. То есть к мощной аппаратной части прилагается софт и компетенции сотрудников, готовых помочь во внедрении соответствующих бизнес-процессов.
Руководитель компании «Аксус-Интеграция» Дмитрий Афонасьев дополнил доклад Олега Гоголева.
Он рассказал о смене модели потребления, когда компания отказывается от собственных серверов в пользу облачных, и ежемесячно платит только за те ресурсы, которые она фактически потребила. Названа была и цена стандартной модели: 3900 рублей в месяц за одно рабочее место.
Завершилось мероприятие докладом администратора сообщества «ИТ для инноваций» Сергеяя Тюльпина.
Честно говоря, я думал, что всё сведётся к коллективному просмотру того, что происходило в Казани. Однако оказалось, что компания OCS организовала в Самаре полноценное мероприятие с интересными докладами вендоров, отчётами наших властей и жаркими дискуссиями участников. Спасибо!