Без умолку безумная девица
Кричала: «Ясно вижу Трою павшей в прах!»
Но ясновидцев – впрочем, как и очевидцев –
Во все века сжигали люди на кострах.
В. Высоцкий «Песнь о вещей Кассандре»
27 апреля 2018 года издание «Коммерсантъ» провело в Самаре конференцию «Цифровизация промышленных предприятий: переход к Индустрии 4.0».
Википедия пишет, что эта самая Индустрия 4.0 является компонентом четвёртой промышленной революции (англ. The Fourth Industrial Revolution) которая в свою очередь всего лишь прогнозируемое событие, включающее кроме массового внедрения киберфизических систем в производство также качественно новое обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг.
Быть ясновидцем, как мы знаем, дело неблагодарное, поэтому я для начала расскажу о том, как начиналась цифровизация наших предприятий, благо я был тому свидетелем. Конечно, это были большие залы с огромными шкафами, которые все вместе по производительности были меньше современного смартфона. Например, СМ-1420, кстати, цельнотянутая с PDP-11 американской компании DEC, имела штатную оперативную память 248 килобайт, в том время как нынешнее смартфоны имеют по нескольку гигабайт оперативки, то есть в десятки тысяч раз больше. Но главное не в этом: их дисководы были со сменными пакетами «блинов» (вроде как нынешние оптические приводы) объёмом десятки мегабайт и самое важное – на этих машинах решались задачи.
У меня был большой соблазн рассказать, что такое задача на реальном производственном примере, но я вовремя понял – если я начну объяснять значения терминов, то в этих объяснениях мы все и утонем. Поэтому пример будет предельно понятным, а дальше пусть каждый проецирует его на область, в которой он работает.
Итак, задача: открытками поздравлять сотрудников с именинами. Создаётся массив данных, в которых есть имя сотрудника, необходимое для выборки к именинам, и идентифицирующая его информация (чтобы было понятно кому доставить).
Имя |
Идентификатор |
Фёдор |
Капустин Фёдор Константинович, цех №2, таб. №2205 |
Начальству понравилось, появляется следующая задача: поздравлять с днём рождения. Пишется другой текст открытки, и под эту задачу тоже создаётся массив данных.
День рождения |
Идентификатор |
22.04 |
цех №2, участок 5, таб. №2205, Капустин Фёдор Константинович |
Обратите внимание: поскольку разработчик второй задачи не связан с разработчиком первой, идентификатор он построил иначе. А поскольку про ветеранов задача не ставилась, он не стал указывать год рождения – только день и месяц.
Ободрённые успехами, руководители ставят задачи поздравления с женщин с 8 марта, мужчин с 23 февраля, ветеранов предприятия с днём основания завода, и под каждую задачу каждый раз создаётся массив данных.
Дальше начинаются сложности в обслуживании. Например, женщины имеют свойство менять фамилии, и это изменение надо проводить во всех массивах…
Что принципиально изменилось к настоящему времени? Разумеется, производительность систем и объёмы хранения данных. Теперь ко всем массивам данных имеется оперативный доступ, а интеллектуальные способности компьютеров позволяют вычленять фамилии из поля «Идентификатор». А программисты решают новую задачу: конвертацию данных между массивами. Если в одном массиве поменяли фамилию, зачатки искусственного интеллекта пробегутся по массивам, найдут её в каждом из них и поменяют. Смотрите, какое количество задач решено!
Совершенно ненужных задач. Потому что, если бы изначально не выполнялась задача, спущенная начальством, а строилась канонически верная структура базы данных, приведённая к нормальным формам по Кодду. Как часто бывает, наука лишь формулирует то, что нам подсказывает здравый смысл.
Таб. № |
Фамилия |
Имя |
Отчество |
пол |
Дата рождения |
Цех |
Участок |
Профессия |
Разряд (категория) |
Дата приёма на работу |
…. |
2205 |
Капустин |
Фёдор |
Константинович |
м |
22.04.1972 |
2 |
5 |
токарь |
5 |
03.25.2002 |
|
Но вот вопрос: для задачи поздравления именинников какое решение экономически более эффективно: с первой таблицей или с последней? Разумеется, с первой: там надо набивать меньше данных, а значит, на их набивку уйдёт меньше человеко-часов. А какое решение Вы бы одобрили с учётом моих «подсказок» о развитии событий?
Если кто-то наивно полагает, что каждый ИТ-специалист разбирается в структурах баз данных, то опять огорчу – это далеко не так. И далеко не каждый программист разбирается, потому что разработка структур баз и написание кода программы – это совсем разные специализации. А данные – это тот фундамент, на котором строятся все задачи, и от того, как они структурированы, будет зависеть и то, что на нём получится построить: фавелы с бидонвилями или небоскрёбы. Насколько я знаю, сегодня ни одно самарское предприятие не может похвастать наличием единой корпоративной базой данных: для каждого круга задач она своя.
А теперь о самом мероприятии.
Олег Волков, в конце марта этого года возглавивший министерство промышленности и технологий Самарской области говорил о необходимости рывка, о том, что нашей стране необходимо быть лидером мировой экономики. Однако, обогнать нынешних лидеров, догоняя, находясь у них в кильватере, не получится, поэтому надо придумать какой-нибудь хитрый манёвр для того, чтобы внезапно оказаться у них перед носом. Проблема здесь, на мой взгляд, только в том, что озарений по приказу или по заказу не бывает, для них нужна некая среда вроде Кремниевой долины, а с этим у нас туго. А по приказу сверху получается то чуридер,то Ё-мобиль, а то и вообще Гравицапа: оригинальности и желание всех обскакать хоть отбавляй, а толку нет.
Секретарь секции «ИТ для промышленности» научно-технического совета Министерства промышленности и технологий Самарской области, генеральный директор «АСКОН-Самара» Павел Самойлов, модерировавший конференцию. Прозвучали слова о государственной поддержке предприятий, которые докажут свою приверженность такой цифровизации, какую видит государство, и о проводимых дважды в год заседаниях секции научно-технического совета по инновациям в машиностроительном комплексе «ИТ для промышленности». Последнее такое заседание прошло 21 марта 2018 года.
По скайпу принял участие в конференции начальник управления информационных технологий ОАО РКЦ «Прогресс» Александр Филатов. На вопрос о том, какому поколению индустрии соответствует сегодня представляемое им предприятие, и по каким критериям это можно определить, г-н Филатов ответил, что принятая руководством РФ концепция задаёт неплохой вектор развития, что ИТ – вещь ресурсоёмкая, требующая зрелости, и что 4.0 является решением отраслевого уровня. 4.0 требует участия всех членов коллектива предприятия, а не только ИТ-службы, и никто никогда не сможет сказать, что он достиг 4.0. В то же время ресурсы для такого перехода у РКЦ «Прогресс» имеются, и предприятие готово к такому переходу.
Важное значение имеет управление инженерными данными, имитационное моделирование, использование системы АСКОН-вертикаль. Использование ИТ позволило сократить сроки проектирования изделий с 3-5 лет до 1 года, при этом за счёт уменьшения ошибок количество извещений об изменениях снизилось в 10 раз.
По поводу импортозамещения г-н Филатов ответил довольно резко: что сам вопрос ему непонятен. Есть постановления правительства, которые выполняются, и если предприятие работает в правовом поле, то и проблем не возникает.
Посетовав на усилившуюся в последние годы внешнюю враждебную активность, товарищ заверил аудиторию в том, что враг не сможет прорвать информационную защиту предприятия.
На вопрос о методах продвижения ИТ в массы, ответом было – административный ресурс. Грубо говоря, кнут и пряник, ничего другого этот народ не понимает.
На вопрос о том, почему снижается доля российских запусков ракет, ответ – потому что мир не стоит на месте. И это, правда: если раньше в мире было только две космических державы, то сегодня их число прибавилось.
Отмечу, что посещая РКЦ «Прогресс» в 2007 году, Сергей Иванов (лингвист по образованию), который тогда был вице-премьером правительства и курировал космическую отрасль, заявил: «Россия не должна превращаться в страну, которая оказывает только пусковые услуги - своего рода космического извозчика». Ну вот, теперь мы уже и не главный «извозчик». Сегодня курирует космическую отрасль Дмитрий Рогозин - выпускник университета марксизма-ленинизма, так что у неё есть все шансы на возвращение советских позиций.
Когда Сергей Бутяга сказал, что он является техническим директором американской компании PTC, по рядам прошёл ропот недовольства – зачем нам нужны американские компании. Поэтому ему пришлось начать с оправданий, что американское, не значит вредное, не значит вражеское. Это смотрелось удивительно: после стольких лет помощи американских компаний в цифровизации РФ такая реакция!
Похоже, большинство присутствующих были просто не в курсе того, что единое информационное пространство ОАО РКЦ «Прогресс» базируется как раз на продукте этой самой PTC (Parametric Technology Corporation) под названием Windchill, и ещё в 2014 году Александр Николаевич Филатов не стеснялся говорить об этом открытым текстом. Да и сейчас, похоже, импортозаместить этот продукт не получается, оттого и такая резкость в ответах. Кстати, создал компанию Parametric Technology Corporation (штаб-квартира в г. Нидхем, Массачусетс, США) в 1985 году профессор Ленинградского университета Семён (Самуил) Гейзберг, эмигрировавший в 1974 году в США и работавший там в области разработки CAD/CAM-систем.
Касательно технической части Сергей Бутяга делал акцент на подключённых изделиях и связанных операциях, но главной целью по-прежнему считает устранение «островных» схем автоматизации, то есть тех «задач», представление о которых я дал в начале статьи. Например, компания Airbus для выполнения сборочных операций не создаёт отдельную технологическую, а использует непосредственно конструкторскую информацию. Это значит, что конструктор, разрабатывая структуру спецификаций, должен хорошо представлять технологию производства и последовательность сборки, иначе по его документации собрать изделие будет просто невозможно. Здесь всё же придётся немного углубиться в специфику. На отечественных предприятиях никогда не принято было использовать структуру конструкторской документации (дерево спецификаций или входимостей) для разработки техпроцесса сборки изделий – вместо того, чтобы заставить конструкторов переработать документацию под реальную последовательность сборки, технологи просто строили своё дерево. Таким образом, если мы хотим сделать что-нибудь подобное Airbus, следует начинать не с абстрактной цифровизации, а с простых организационных вещей, с переработки конструкторской документации.
Ещё один аспект цифровизации: предоставление разработчикам и производителям изделия полной информации о его эксплуатации с тем, чтобы они могли превентивно устранить назревающие проблемы уже произведённых экземпляров и выпускать новые экземпляры с исправленными недостатками. А для этого нужно доверие между поставщиками изделий (станков, самолётов, серверов) и теми, кто их эксплуатирует. Как решать эту задачу в сегодняшней обстановке – непонятно. Например, те же самолёты АН, находящиеся в эксплуатации в РФ.
Об организационных аспектах цифровизации говорил и руководитель ГК АКСУС Максим Афонасьев. Он отметил, что полного понимания цифровой трансформации пока нет ни у кого, но есть твёрдая уверенность, что она не про «железки», а про людей, про их образование. Также он высказал, разумеется, не новую, мысль о том, что никакая трансформация невозможна без заинтересованного участия в ней первого лица. Если первое лицо не заинтересовано в ней, не понимает её сути, то пытаться проводить трансформацию не только бессмысленно, но даже и опасно.
Говоря это, Максим, видимо, имел в виду первое лицо предприятия. Хотя понять его слова можно и шире.