Разделение целого на части иногда бывает очень болезненным. Особенно, если какие-нибудь из этих частей испытывают фантомные боли, продолжают ощущать себя этим целым и считать, что остальные части продолжают им принадлежать. Это приводит к очень плохим результатам, собственно, как и любое неадекватное восприятие действительности.
Однако даже при полном осознании разделение всё равно иногда бывает таким, что части увядают и, если не пропадают с рынка, то теряют свои доли на нём.
С разделением компании HP на HP inc и HPE такого не произошло. Наоборот, ощущение такое, что каждая из этих частей только и ждала самостоятельности, чтобы идти к новым победам.
Мероприятие состоялось 29 марта 2018 года в гостинице «Ренессанс».
В предварительной секции для партнёров территориальный менеджер в ПФО в России (здесь и далее имеется в виду Hewlett Packard Enterprise) Станислав Овсянников рассказал о трансформации процессов на предприятии. С точки зрения оборудования для малого бизнеса HPE предлагает сервер с предварительно настроенными сервисами, для среднего – гиперконвергентные системы. У крупного бизнеса сейчас наблюдается как перевод «вычислений» в облака, так и возвращение из арендуемых облаков на собственное оборудование. Согласно статистике в 2017 году 34% заказчиков перенесли свои приложения из арендуемого облака обратно в свои ЦОДы, для сравнения в 2015 таких был всего 21%. При этом 68% заказчиков планируют в последующие два года использовать мултиоблачную струткуру. Здесь HPE ничего не навязывает, но старается сделать сам переезд как можно более безболезненным и предлагает способы поиска оптимального сочетания того и другого.
В выступлении также прозвучали слова о том, что проводная IP-телефония – это уже каменный век. Во-первых, потому, что сами по себе клиентские проводные устройства стали анахронизмом: люди уже привыкли к тому, что, общаясь, они могут перемещаться и не быть привязанным к одному месту. Во-вторых, потому что на смену телефонии пришли унифицированные коммуникации. И, наконец, в-третьих, потому что специализированные корпоративные клиентские устройства не имеют никакого смысла при наличии универсальных смартфонов, которыми уже пользуются все сотрудники. Всё что нужно сегодня – это сеть Wi-Fi, речь о которой пойдёт ниже.
Директор по работе с партнёрами в России Григорий Попов назвал свой доклад «ИТ-инфраструктура 2018-2020: направления эволюции, технологии, приоритеты HPE». В начале доклада он обратил внимание на изменение модели потребления: люди стали принимать решения скорее психологически, чем математически, эмоции пришли на смену трезвому рассудку. Мне представляется, что здесь дело в непонимании характеристик приобретаемых товаров. Мне, например, до сих пор приходится отвечать на вопросы о времени автономной работы смартфонов. Когда в корпусе был заключён только телефон, у него было два состояния: звонок и ожидание звонка. Соответственно, в характеристиках указывалось два времени работы. А современные смартфоны представляют собой целый комплекс устройств, которые могут работать в самых разных сочетаниях и разных режимах. Например, навигационные программы могут работать с предварительно закачанными картами без учёта текущей обстановки, а могут в процессе работы подкачивать и карты и сведения о пробках. Разумеется, это скажется на расходе аккумулятора и на времени автономной работы. Но всё это слишком сложно для покупателя, поэтому он в первую очередь смотрит на отделку смартфона, которая бы соответствовала его вкусам. Отсюда – требования к персонификации товаров и услуг как конкурентного преимущества.
Важны и обратные связи: анализ использования продукции. Он даёт возможность управлять ожиданиями клиентов, совершенствовать именно то, что больше всего востребовано.
Это в свою очередь даёт предпосылки появления ИТ-инфраструктуры нового поколения, обладающей повышенной гибкостью: вся она виртуализирована, доставляется как сервис, а ЦОД в целом становится программно-определяемым. При этом инфраструктура предприятия должна преодолевать границы собственного ЦОДа чтобы:
- связаться с корпоративными сервисами (MS Office 365, Azure, OneDrive, Google и пр.);
- «одолжить» ресурсы в период пиковых нагрузок;
- синхронизировать личные и корпоративные данные;
- использовать социальные сети как канал продвижения продукции.
Было уже ставшим традиционным противопоставление традиционных ИТ новым ИТ – для экономики идей. Что это за экономика, пока, похоже, никто не знает, поскольку и традиционная экономика росла на идеях…
В 2016-2017 годах HPE приобрела компанию SGI, производившую решения для высокопроизводительных вычислений и больших данных, SimpliVity как разработчика программно-определяемой гиперконвергентной инфраструктуры, Nimble Storage – поставщика систем хранения на флеш-накопителях с ПО прогнозной аналитикой InfoSight, naira – производителя сетевого ПО для анализа сетевой активности, а свои подразделения в области корпоративных услуг и разработки ПО сочла непрофильными и выделила в отдельные компании – DXC Technology и MicroFocus.
Стратегии HPE:
- инновационное обновление семейства серверов ProLiant Gen10;
- расширение семейства дисковых массивов 3PAR, повышение эффективности работы с SSD, увеличение гарантии на «диски» до 7 лет;
- развитие компонуемой корпоративной платформы Synergy для гибкого распределения ресурсов и перехода к концепции «Платформа как код»;
- разработка крупнейшего централизованно-координируемого проекта в истории компании - The Machine, платформы, отвечающей потребностям пользователей в 20-летней перспективе.
Интересно было заявление г-на Попова о том, что в центре – не процессорные мощности, а память (как оперативная, так и дисковая), которую процессоры используют. Даже и не знаю, зачем так HPE про своего главного партнёра…
Но эта неловкость провисела в воздухе совсем недолго, ибо следующее выступление старшего технического консультанта в России Евгения Глазкова называлось «Технологические особенности нового поколения серверов HPE ProLiant Gen10 с процессорами Intel Xeon Scalable».
Об этих процессорах я уже подробно писал летом 2017 года, здесь хочу только напомнить, что в виртуальных средах они показывают почти четырёхкратное преимущество перед предыдущим поколением. Старшая группа Platinum содержит до 28 ядер и предназначена для использования в платформах до 8 сокетов.
Процессоры Intel кроме серверов используются также в хранилищах и сетевом оборудовании HPE.
Только в серверах HPE 10-го поколения применяется разработанная совместно с Intel функция Core Boosting. Она похожа на ставшую классической технологию Turbo Boost, однако лишена её недостатков при работе в виртуальных средах, а потому обеспечивает более высокую производительность активных ядер. Это ни в коем случае не оверклокинг: Intel не снимает такие процессоры с гарантии и обещает стабильность работы.
Ещё одна функция Jitter Smoothing уменьшает количество переключений на разные частоты работы процессора, если такие переключения происходят слишком часто, и задержка в работе при переключениях превышает эффект от оптимизации частоты.
Гибридно-энергонезависимая память NVDIMM (Non-Volatile Dual Inline Memory Module) пока вызывает больше вопросов. Каждый модуль такой памяти включает в себя оперативный и «дисковый» (флешовый) компонент, которые связаны между собой и подключены к ионистору, энергии которого хватает для осуществления перекачки данных из оперативной в дисковую часть NVDIMM при отключении питания. Когда питание восстановится, данные возвращаются в оперативную часть, и компьютер продолжает работать с того места, где его застигло обесточивание. Спорным же мне это решение представляется потому, что я нахожу маловероятным потерю питания на отдельной планке или на отдельном сервере – а ЦОД и так обеспечен бесперебойным питанием. А что эта память работает в два раза быстрее SSD, так я бы сказал – всего в два раза, и это точно говорит в пользу SSD, на которые при необходимости и можно быстро слить содержимое оперативной памяти для последующего восстановления процесса.
Кстати, такая технология тоже существует и называется HPE Scalable Persistent Memory.
Имеется целый портфель решений, разработанных специально для высокопроизводительных вычислений: HPE для HPC. Он включает Superdome Flex, объединяющий в себе отказоустойчивость Superdome X и технологию масштабирования с глобальной памятью от SGI. Кстати, надёжность суперкомпьютеров важна не менее чем компьютеров, обслуживающих процессы реального времени (биржи, банки, аэропорты), хотя и по другой причине. Задачи, решаемые на суперкомьютерах, выполняются очень долго (выполнялись бы быстро – чего огород городить), и поэтому любой сбой приводит к повторному запуску задачи. Сам суперкомпьютер состоит из множества узлов, и сбой каждого узла означает сбой всего компьютера.
Сегодня же перед суперкомпьютерами стоит поистине суперзадача: превращение критически важных данных в бизнес-информацию в режиме реального времени.
Менеджер по решениям в области информационных систем в России Николай Кычанов свой обзор систем хранения HPE начал с замечания о консолидации рынка в этой области.
Dell поглотил EMC, HPE – Nimble Storage и Simplivity, NetApp – SoldFire. Самостоятельными остались только молодые компании Pure Storage и Nutanix (обе основаны в 2009 году).
В настоящее время HPE занимает самую правую и самую верхнюю позицию в магическом квадранте Гартнера, что означает и технологическое превосходство, и занятую долю рынка. Решения 3PAR, купленные вместе с компанией в 2010 году, эволюционно развиваются.
Интереснее с недавно приобретёнными решениями Nimble, главным отличием которых является подробнейшее отслеживание работы систем у заказчика. Робот InfoSight за 4 часа работы собирает со всех датчиков всех проданных устройств более 100 миллирадов записей – это больше, чем звёзд в нашей Галактике. Такое обилие телеметрической информации, встроенной в ПО и «железо», позволило полностью автоматизировать 1 и 2 уровень техподдержки: робот диагностирует проблему до того, как случилось что-то серьёзное и тут же сообщает о её решении администраторам заказчика. Конечно, идеально не работает ни одна система, поэтому вопросы у заказчика всё равно появляются, но настолько редко, что оказалось достаточно только одного наивысшего уровня техподдержки, куда попадает запрос. Как это будет работать в России – непонятно, но вообще наводит на нехорошие мысли. Если со временем все системы и устройства будут обслуживаться производителем именно таким образом, как быть нам?
Отдохнувший Евгений Глазков рассказал об интегрированной платформе HPE Synergy. Это программно-определяемая платформа, созданная в идеологии «Инфраструктура как код (IaaC)». С разработкой этой платформы совпал выход новых процессоров Intel с потребляемой мощностью до 205 Вт, что потребовало переделки блейд-системы. Новые «лезвия» получились более габаритными, что повлекло полную переработку всей системы.
В Россию поставлено уже более 100 систем, которые характеризует высокая производительность и лёгкость управления.
Пожалуй, самым эмоциональным был доклад Алексея Цемаркова о том, как правильно «приготовить» Wi-Fi – это про системы Aruba.
Соответствие самому последнему стандарту 802.11ac и гигабитные проводные порты – это само собой. Но дальше начинается интересное. Если точек несколько (а в корпоративной или общественной сети всегда так) они сами выбирают себе вожака, который ими всеми руководит. Анализирует спектр, разводит по каналам, регулирует мощность, переключает клиента с одной точки на другую. После определённого количества точек требуются уже специальные коммутаторы.
Была и теория: что максимальную скорость 3000 Мбит/с обеспечивают точки 802.11ac wave 2, работающие на полосе шириной 160 МГц, но эта скорость поддерживается только на расстоянии до 5 метров. К 30 метрам скорости всех вариантов находятся в диапазоне от 500 Мбит/с до 250 Мбит/с. Однако это касается только отдельного клиента, которому обычно этих скоростей и хватает, точка же рассчитана на обслуживание большого количества клиентских устройств.
HPE Aruba также занимает почётное место в магическом квадранте Гартнера: чуть ниже по объёмам продаж, но совершеннее в технологическом плане (правее), чем Cisco. Алексей сказал, что ранее все решения по сетевой инфраструктуре выглядели так: или это Cisco, или те, кто пытается сделать как Cisco, и при этом, естественно, отстаёт. Aruba нарушила эту традицию, и теперь уже Cisco пытается копировать её решения. Хочется отметить, что в 2016 году Cisco в квадранте была и правее и значительно выше, чем Aruba Networks.
Менеджер по развитию сервисных услуг (как же я не люблю это сочетание!) Михаил Парамонов сказал, что разделение-развод «большой» HP всё же создал некоторые трудности: пришлось оставить штаб-квартиру HP Inc, а самим искать новое жильё. Благо, деньги на покупку есть, и в начале 2019 года HPE съезжает из Пало-Альто и переезжает в Санта-Клару, поближе к Intel. Сам доклад был о финансовых схемах, которые предлагает использовать HPE при поставке своего оборудования и предоставлении услуг. Просто покупка, аренда, лизинг – множество вариантов и сочетаний, целесообразность которых зависит от бизнеса компании, её финансового состояния, прогнозов и пр. Особое место в услугах по ускорению цифровой трансформации HPE Pointnext занимает модель потребления ИТ GreenLake, позволяющая заказчику платить только за пользование ресурсами, будь то большие данные, резервное копирование, платформа баз данных, SAP HANA или вычисления на периферии. Все решения находятся на стыке технологий и финансов, и в HPE имеются такие универсальные специалисты, которые могут помочь в оптимизации сразу по обоим направлениям.
Продолжил этот блок выступлений менеджер по финансовым услугам в России Илья Зайцев докладом «Повышение эффективности ИТ-проектов с HPE Financial Services».
Завершил мероприятие доклад Николая Кычанова о гиперконвергенции и решениях SimpliVity. Главная идея – в создании такого комплекса серверного оборудования, который бы запускался и обслуживался с той же простотой, что ноутбук или смартфон.
Преимущество SimpliVity как интегрированного решения, например, в том, что данные на входе дедуплицируются и в процессе действий над ними никогда уже больше не «раздедуплицируются», то есть весь встроенный софт умеет понимать их и в таком виде. Это в том числе позволяет снизить трафик между площадками кластера.
Закончилось мероприятие традиционной сессией неформального общения, на которой Станислав Овсянников демонстрировал удаленные конвергентные системы HPE Edgeline, созданные для реализации идеи интернета вещей.
Надеюсь, мы ещё не раз о них услышим!