Москва, 18 октября 2017 года. — Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров выступил на заседании Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации в рамках Правительственного часа по вопросу «Функционирование и совершенствование предоставления услуг почтовой связи в Российской Федерации».
Приводим полный текст его выступления.
«Добрый день, уважаемые коллеги!
Спасибо за приглашение выступить в рамках Правительственного часа и рассказать о том, как развиваются направления, которые курирует Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ну и, конечно же, сделать акцент на главной теме — развитии почтовой связи и работе нашего крупнейшего почтового оператора "Почта России".
Я хотел бы начать свое выступление с представления двух новых ключевых руководителей предприятий отрасли. Николай Радиевич Подгузов — генеральный директор "Почты России", и Михаил Эдуардович Осеевский — президент компании "Ростелеком". Такое же представление я делал вам в 2013 году. Это новая команда управленцев, которые должны продолжить весь тот комплекс реформ, которые проходили в предыдущие периоды, но уже с учетом наработанного опыта и новых стоящих перед нами задач.
Какие перед нами новые задачи поставил Президент, Правительство? Вне всякого сомнения, я хотел бы выделить приоритет — программу "Цифровая экономика". Хотел бы напомнить, что задачу формирования программы "Цифровая экономика" наш Президент поставил 1 декабря 2016 года в ходе ежегодного послания. Программа разработана с участием ключевых представителей индустрии, экспертов, утверждена Правительством, и уже начинается полномасштабное планирование дальнейшей работы.
Цифровая экономика в целом показывает впечатляющий рост. В качестве примера: с 2011 по 2015 годы ВВП России вырос на 7%, а объем цифровой экономики за тот же период увеличился на 59%. И таким образом, за эти пять лет на цифровую экономику пришлось 24% общего прироста ВВП.
В своем выступлении сегодня остановлюсь на основных инфраструктурных проектах, системных проектах, которые являлись основой, фундаментом для такого роста.
С точки зрения работы, с ФГУП "Почта России" мы продолжаем работу по модернизации почтовой связи, повышению качества услуг, доступности предоставляемых сервисов. Команде "Почты России" удалось переломить негативный тренд, с которым неизбежно связывалось название этого предприятия, запустить настоящий процесс трансформации.
Время было достаточно сложное. Мы видели огромный прирост количества посылок, в том числе международных посылок. Удалось запустить новые логистические центры, наладить доставку отправлений, в целом научиться соблюдать контрольные сроки, и значительные меры были предприняты именно в части повышения заработной платы.
Благодарен за значительное количество вопросов, которые поступили от депутатов в преддверии Правительственного часа. Мы представили детальные ответы на эти вопросы в письменном виде, но в целом основные моменты я хотел бы также озвучить в сегодняшнем выступлении.
Ко всем этим мерам, которые я перечислил, хотел бы добавить формирование собственного авиапарка, без него не может работать такая крупная логистическая компания. Хотел бы сказать и про почтовый банк, о котором мы говорили более десятка лет, но сегодня это реальность, он работает, он обслуживает миллионы наших граждан и занимает существенную лидирующую позицию в целом ряде банковских рейтингов. Все эти меры были предусмотрены стратегией развития предприятия до 2018 года, а документ этот мы утвердили в 2014 году.
Команда Николая Подгузова продолжает работать по этим направлениям, но уже готовит новую стратегию, новый набор мероприятий, как "Почте России" развиваться дальше.
Некоторые цифры. В первом полугодии 2017 года "Почта России" обработала 147 млн международных почтовых отправлений с товарным вложением. Прирост только к предыдущему году 50%. Только подумайте об этих цифрах. За весь 2017 год почтовых отправлений может быть более 330 млн, это почти на треть больше, чем в предыдущем году.
Работает и уже готовится к полноценному запуску новый логистический центр в Казани площадью 36 тысяч квадратных метров.
Напомню, что в 2013 году настоящим прорывом был запуск логистического центра рядом с аэропортом «Внуково». Если бы мы его не запустили, мы не смогли бы пройти тот первый пиковый новогодний период посылок.
Нам предстоит построить такие логистические центры в Хабаровске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Ростове и многих других городах. Это будет опорная логистическая система, которая позволит "Почте России" работать как современному предприятию.
Напомню, что с точки зрения развития авиапарка, и это очень приятно, почта ориентирована именно на российского производителя самолетов, и сегодня там эксплуатируются два российских Ту-204. Видим большой потенциал для развития подобного рода проектов. Но необходимо выработать правильные модели по их финансированию, правильно структурировать эту работу, потому что, напомню вам, что с 2014 года "Почта России" не получает ни рубля государственной поддержки. Это полностью самодостаточное предприятие, хотя оно находится в условиях выполнения серьезной социальной задачи.
Несколько цифр по почтовому банку. На конец первого полугодия 2017 года открыто 11 тысяч банковских окон в отделениях почтовой связи в более чем 70 регионах, до конца года доведем эту цифру почти до 14 тысяч.
Напомню, что "Почта Банк" платит "Почте России" так называемый инфраструктурный платеж. В этом году уже получили 1,3 млрд рублей, до конца года получим почти 3,5 млрд. Вот ради этого мы в каком-то смысле почтовый банк и создавали. Это новый способ получения дополнительного дохода при той существующей сети почтовых отделений. Значительная часть этих средств как раз идет на повышение заработной платы.
В 2012 году средняя заработная плата составляла 15,5 тысяч рублей. В первом полугодии 2017 года — 22 тысячи рублей. Нам удалось осуществить серьезное движение вперед. Практически каждый год заработная плата росла темпами, превышающими темпы роста выручки. Иными словами, "Почта России" искала внутри себя дополнительные возможности: оптимизировала закупки, многие процедуры, избавлялась от посредников, и, выдавив весь этот воздух, как раз и направила эти средства на повышение заработной платы. Рост к прошлому году — 6%. Продолжаем эту политику и дальше.
Очень важно победить все такие проблемные блоки работы "Почты России", как, к примеру, "серая почта", то есть вброс в почтовую систему неучтенной продукции. Фактически это преступление. Этот вопрос, в том числе, связан с применением так называемых франкировальных машин, наведением порядка с почтовыми марками, потому что для почты это прямой убыток, речь идет о миллиардах рублей. Уже удалось навести порядок в ряде направлений, сейчас завершается реформа с точки зрения работы с крупными заказчиками. И мы видим, как это приводит к обелению, к легализации значительного количества таких вот серых зон.
"Почта России" активно модернизируется с точки зрения современных информационных технологий. В целом мы постоянно с точки зрения министерства контролируем удовлетворенность наших клиентов, и, к примеру, по данным "Левады-Центра", на август 2017 года улучшение в работе "Почты России" заметили 42% опрошенных, не удовлетворены — 29%, удовлетворены — 68%. Поэтому впереди еще долгая работа, и, конечно, предстоит сделать очень многое.
Уважаемые коллеги, хотел бы также обратить ваше внимание, что на площадке Государственной Думы сейчас находятся два законопроекта. Один широкий законопроект — отраслевой, "О почтовой связи". И законопроект более точечный, фактически от преобразовании ФГУП "Почта России" в полноценное современное акционерное общество.
Мы получили значительное количество предложений по совершенствованию закона "О почтовой связи", продолжаем отработку в комитете, и уверен, что каждое замечание сможем отработать внимательно, согласовать это, причем и с авторами этих поправок, и с соответствующими заинтересованными федеральными органами власти.
Но хотел бы, пользуясь случаем, обратиться к вам с просьбой ускорить рассмотрение вопроса о преобразовании ФГУП в акционерное общество.
Мы считаем, что акционерное общество "Почта России" должно, безусловно, остаться в стопроцентной собственности государства, должно остаться в стратегическом перечне предприятий, но работа по архаичной модели федерального государственного унитарного предприятия в каком-то смысле тормозит дальнейших ход реформ на предприятиях "Почты России". Поэтому в целом мы достигли консенсуса по общей логике этого законопроекта с профильными комитетами. Еще раз хотел бы попросить вашей поддержки.
Уважаемые коллеги, разрешите проинформировать также про некоторые другие проекты, связанные и с "Почтой России", и в целом с деятельностью министерства.
Обращаю внимание, что полным ходом идет реализация проекта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Проект важный, востребован населением. Мы добились уже практически 95% и 99% внедрения системы в управляющих компаниях, товариществах собственников жилья и ресурсоснабжающих организациях во всех без исключения субъектах федерации.
И, таким образом, сейчас наступает ключевой момент, когда мы должны обеспечить формирование культуры предоставления действительно всей информации о ЖКХ страны в эту единую систему.
Цель очень проста — сделать так, чтобы эта информация была гарантированно доступна нашим гражданам.
Мне часто задают вопрос, насколько наши граждане, собственно, готовы использовать все эти преимущества электронного правительства и цифровой экономики.
Уважаемые коллеги, у нас сегодня уже 75% населения являются регулярными пользователями интернета, 60% из них пользуются мобильными устройствами, смартфонами, планшетами. И эти мобильные устройства действительно стали чуть ли не основным способом получения такой информации.
На Едином портале госуслуг зарегистрировано почти 60 млн наших граждан, причем это совершенно реальные наши граждане, мы знаем их фамилии, имена, отчества, мы знаем, какие государственные услуги они получают, с ними в электронном виде взаимодействуют органы власти. Все это было еще немыслимо пять лет назад. Мы действительно осуществили некий качественный переход, когда количество пользователей интернета перевалило за 50%, за 75% и так далее, и так далее.
Тем не менее мы понимаем, что сохраняется такое явление, как цифровое неравенство. Наше министерство вело самую настоящую борьбу как раз вместе с нашими коллегами из компании "Ростелеком". Борьбу за практически каждый населенный пункт, куда нам удалось совместными усилиями при вашей поддержке, при ваших законодательных поправках проложить современные скоростные линии связи.
В целом будут подключены все населенные пункты, где проживает от 250 до 500 жителей, этот проект идет полным ходом. Уже подключено около 4 тысяч таких населенных пунктов и проложено почти 40 тысяч км волоконно-оптических линий связи.
Президент поставил задачу — подключить по оптике все больницы. Мы эту задачу в следующем году выполним. Будет подключено около 14 тысяч конкретных объектов. В целом предстоит суммарно проложить более 200 тысяч километров волоконно-оптических линий связи.
Прошедшие несколько лет стали серьезной вехой в развитии связи, потому что нам удалось реализовать целый ряд крупных проектов. Это настоящие мегастройки с точки зрения связи в стране. Напомню стройку "Сахалин–Магадан–Камчатка", это подводная линия связи по дну Охотского моря. Подключили Якутск, подключили город Мирный в Якутии. Не так давно мы вместе с жителями Норильска праздновали, что и в Норильск пришел скоростной интернет. Отмечу, кстати, что это были частные инвестиции компании "Норильский никель", за что тоже хочется сказать отдельные слова благодарности.
Из субъектов Российской Федерации, столичных городов субъектов неподключенным у нас остался только город Анадырь на Чукотке. Мы знаем, как подключить его, это вопрос финансирования. Уверен, что сможем дожать и эту задачу. Но в целом больше у нас нет населенных пунктов с населением в несколько десятков тысяч человек, которые работают только через спутник. Мы эту проблему решили, мы победили, мы добились этого решения.
Хороший пример технологий, ориентированных на наших граждан, — это такая технология, как переносимость номера. Тоже было много споров, нужна эта технология или не нужна. В целом ей воспользовались уже 6,5 миллиона человек в России. Эта технология двигает конкуренцию. Нам удалось провести много таких точечных реформ в сфере связи и сделать так, чтобы конкурентный рынок дал самое главное — низкие цены при приемлемом качестве.
Хотел бы вас проинформировать, что сегодня наша страна, по данным Всемирного экономического форума, занимает второе место по самым низким ценам на мобильную связь и мобильный интернет. Только представьте это, второе место в мире. И десятое место в мире по самым низким ценам на проводной интернет. Мы привыкли ругать наших сотовых операторов, и я видел вопросы, в том числе связанные с внутрисетевым роумингом, и так далее, и так далее. И я думаю, что мы это сегодня пообсуждаем, но на самом деле это так, это действительно большое достижение. Нам важно продолжать поддерживать конкуренцию и создавать для телекоммуникационной отрасли основы для ее дальнейшего инфраструктурного роста.
Благодаря такой инфраструктуре мы уже научились решать такие важные проекты, как, к примеру, обеспечение услугами связи того же Кубка конфедераций или Чемпионата мира по футболу. Мы с достоинством, с честью прошли испытания, связанные с Олимпиадой, с Универсиадой в Казани, многими другими событиями. Чемпионат мира, я думаю, всем запомнится тем, что впервые в мире, впервые в истории FIFA мы внедрили так называемый паспорт болельщика.
Столько было дискуссий, но эта технология действительно себя оправдала. Все спокойно его оформили, получили. Иностранцы получили, кстати, благодаря "Почте России" у себя дома еще до того, как приехали в нашу страну. Безвизово по этому паспорту болельщика въезжали, легко проходили на стадион, потому что наши правоохранительные органы, спецслужбы могли заранее провести все необходимые проверки и сделали это, кстати, в тесном сотрудничестве с их зарубежными коллегами. Это принципиально новый стандарт безопасности, и этот высокий уровень показала именно Россия.
Уважаемые коллеги, есть целый ряд законов, которые были приняты в рамках нашей совместной работы, которые подстегивают граждан использовать самые современные технологии.
Но хотел бы обратить ваше внимание на такую приятную поправку, когда мы в 2017 году предоставили фактически скидку в размере 30% при оплате госпошлины через портал государственных услуг. Это получило очень широкий резонанс и привлекло значительное количество граждан пользоваться услугами именно в электронном виде, ведь некоторые госпошлины, к примеру, связанные с получением регистрации транспортного средства, получением заграничного паспорта, исчисляются тысячами рублей, экономия весьма существенная.
В целом хотел бы сказать, что министерству удается достаточно серьезно оптимизировать тот общий объем затрат, связанных с инвестициями в сфере информационных технологий со стороны федеральных органов власти. Ежегодно тратятся около 100 миллиардов рублей по тем или иным проектам различных федеральных ведомств, примерно такую же сумму тратят наши субъекты федерации. И среди важных нововведений последних лет стало внедрение так называемого реестра отечественного программного обеспечения.
Это важная импортозамещающая мера. Принцип очень простой: мы хотим сделать так, чтобы государственные служащие покупали на деньги налогоплательщиков программные продукты, разработанные в России.
В такой реестр уже вошли почти четыре тысячи программных продуктов. Он постоянно развивается, пополняется и наши российские разработчики получили дополнительный спрос, исчисляемый несколькими десятками миллиардов рублей. Это очень важная системная мера, которая позволяет им продолжать развитие импортозамещения.
Также я хотел бы передать искренние слова благодарности за поддержку поправки о продлении льгот по страховым взносам. Это критически важная поправка для наших ИТ-компаний, которая позволяет им оставаться конкурентоспособными, работая здесь, в России, оставаясь в нашей юрисдикции.
В целом нам удалось значительно увеличить количество бюджетных мест для ИТ-специалистов в вузах. Мы ведем эту работу вместе с коллегами из Минобрнауки. Когда я приходил на работу в министерство, то наши вузы имели лишь 25 тысяч таких бюджетных мест. Сегодня это почти 43 тысячи мест. Мы каждый год на 10%, 15%, иногда даже на 25% могли повышать эти контрольные цифры приема. Это очень важно.
Нам нужно наращивать наш кадровый потенциал для того, чтобы быть готовыми к той самой цифровой экономике, о которой так часто говорим.
Сегодня в России работают около 500 тысяч программистов. Наши макроэкономические расчеты говорят о том, что число айтишников должно достигнуть примерно миллиона человек.
Но важно понимать, что вот эта ИТ-специализация будет связана не только с написанием программного кода. И, вообще, цифровая экономика — это уже не про программистов для программирования и не прокладку линии связи для того, чтобы у кого-то появился телефон или интернет. Это некая инфраструктурная основа для того, чтобы трансформировались целые отрасли экономики.
Мы видим, как цифровизация двигает сегодня сельское хозяйство, транспорт, финансы, торговлю, образование, здравоохранение. Ответственно заявляю с этой трибуны, что не останется ни одной отрасли народного хозяйства в России, которая не будет подвержена цифровизации. А Президент поставил нам задачу сделать так, чтобы мы сняли все барьеры на пути цифровой трансформации заранее, чтобы сделали это уже в 2018-2019 годах, чтобы заложили регуляторную, правовую основу для этого дальнейшего роста.
Мы видим, как активно развиваются технопарки, построенные в России в рамках специальной программы. Создано 12 таких технопарков в десяти субъектах Российской Федерации. За 2016 год в технопарках было создано 22 тысячи рабочих мест, на 40% больше чем в 2015 году. Продукции только за год только в этих технопарках их резиденты произвели на 63 миллиарда рублей. Это настоящий расцвет и подъем нашей индустрии программирования. И, конечно, это вызывает серьезный оптимизм. Нам нужно поддерживать ее и двигаться в этом направлении.
Наше министерство также ведет активную работу и на международной арене. Активно продвигаем интересы Российской Федерации в части информационной безопасности, в вопросах управления критической инфраструктурой интернета и на площадке ООН, и на "Большой двадцатке", и рамках стран БРИКС. И надо отметить, что позиция Российской Федерации действительно находит серьезную поддержку многих других стран.
Суверенитет современного государства невозможен без суверенитета цифрового. Нужно об этом помнить и нужно предпринимать все усилия для того, чтобы этот цифровой суверенитет был обеспечен».
Источник: http://minsvyaz.ru/ru/events/37519/